Религиозные воззрения и общественная деятельность

Другие математические работы

  Гипатия также написала комментарий к работе Аполлония Пергского о конических сечениях, но этот комментарий больше не существует. Она также создала «Астрономический канон», который, как полагают, был либо новой редакцией «Удобных таблиц» Клавдия Птолемея, либо вышеупомянутым комментарием к его «Альмагесту». Кнорр предполагает, что Гипатия также могла редактировать «Измерение круга» Архимеда, анонимный текст об изометрических фигурах

Религиозные воззрения и общественная деятельность

 

В течение XIX в. сложился «историографический миф», восходящий к английскому писателю Чарльзу Кингсли: Гипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Эта «легенда нового времени» подробно разобрана в 1 главе монографии Марии Дзельской. Ныне преобладает мнение о том, что Гипатия была веротерпима, не акцентировала внимания на религиозных вопросах. Она признавала примат разума над религиозными верованиями, при этом была близка к плотиновскому неоплатонизму,
                                                  6
сближаясь с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовке трёх основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.

Гипатия не участвовала в юлианской реставрации язычества. В её школе не культивировались теургические практики ямвлиховского религиозного неоплатонизма (как, например, в Афинской школе неоплатонизма), что позволяло обучаться в школе Гипатии многим христианам. Синесий Киренский называл Гипатию «гениальным философским учителем». Вместе с тем, Дамаский не считал Гипатию глубоким оригинальным философом, а скорее хорошим интерпретатором начал философии. Он же, четко различая плотиновский (нерелигиозный) и ямвлихов (религиозный) неоплатонизм, замечает: «Некоторые, такие как Плотин, Порфирий и многие другие, почитают философию, но другие, как Ямвлих, Сириан и Прокл — все теурги (ιερατικοί), почитающие теургию вместо (неё)». При жизни Гипатии в Александрии и её округе были активны многие неоплатоники ямвлиховского толка; наиболее известным из них был Антонин], учивший в Канопе (20 км от Александрии). Это были самые последовательные защитники религиозных практик язычества. Разгром Серапейона в 391 году христианами не вызвал изменений в деятельности школы Теона — Гипатии. Её школа регулярно посещалась императорскими чиновниками, несшими службу в Александрии. Упоминания Сократа Схоластика о тесных отношениях, которые связывали её с двумя губернаторами и местными городскими советниками дали Дамаскию повод определить, что Гипатия имела такую хорошую репутацию, что «правители города всегда почитали её первой», когда они приезжали в город.
В Александрии IV—V вв. общественный климат в огромной степени зависел от епископа. Возможно, более важно, что епископ Феофил уважал структуры местной власти, с которыми Гипатия поддерживала отношения и не возражал против тесных связей, которые она имела с префектом Орестом. Ситуация
                                                   7
драматически изменилась, когда Феофил умер в 412 году.

Смерть и последующие оценки

Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом, у которого с Орестом были разногласия. Племянник епископа Феофила Кирилл стал патриархом после напряжённой борьбы с другим кандидатом — Тимофеем. Весь город разделился на группировки. После своей победы Кирилл стал расправляться с оппозицией. Орест защитил одну из групп, что рассорило Кирилла с Орестом. За Орестом стояла влиятельная часть александрийской городской знати. Иоанн Никиусский сохранил сведения о том, что против Гипатии поднялась волна обвинений в чародействе, в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику (Chron. 84; 87—92, 100—101). Город оказался во власти мелких боевых групп, устраивавших столкновения с противниками. Одной из таких групп были парабаланы — монахи из египетской пустыни, иногда вмешивавшиеся в столкновения в городе. В 415 году группа парабаланов[23], сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и зверски убила её[24]. Беснующаяся толпа сорвала с неё одежду и заживо сдирала плоть до костей черепками от керамической посуды. Также ей вырезали глаза.[25] Останки протащили по улицам таким образом, как поступили бы с самыми гнусными александрийскими преступниками (в Александрии существовал обычай протаскивать тела преступников за город и бросать их за чертой города). Это событие нанесло большой удар по культуре в городе, муниципальная оппозиция рассеялась, Орест отошёл от активной политики (на него также было совершено нападение монахами, обвинившими его в скрытом язычестве). Некоторые простолюдины шумно радовались избавлению города от скверны (колдовства), сравнивая это
                                                    8
событие с разрушением Серапеума в 391 году, однако, в отличие от Серапеума (где речь шла об имуществе язычников), здесь погиб лишь один человек, а волны убийств, которая могла бы настигнуть каждого, большинство александрийцев не хотело.


Память о Гипатии

 

· В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Гипатии кратеру на видимой стороне Луны.

· В честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия, открытый в 1884 году.

· В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, учёнейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Томас Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии»

· О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она пропочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине

· Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты»

                                        9

Фриц Маутнер в романе «Ипатия» (1892) изобразил свою героиню последовательницей императора Юлиана Отступника, восставшего против Христа. Писатель даже выдвинул версию, будто Юлиан присутствовал при колыбели учёной и назвал её в честь Зевса Ипата.

· Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».

· Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).

· Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки[44].

· В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после её смерти бежали из Александрии.

· В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.

· В 2015 году проект американца Роберта МакКланга Telergy выпустил альбом «Hypatia», который рассказывает о трагической судьбе Гипатии Александрийской

· В декабре 2015 года после народного голосования на сайте Международного астрономического союза экзопланету, вращающуюся вокруг звезды Эдасих (Йота Дракона), было решено назвать Гипатией.

 


                                            10

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: