Научные задачи конгресса

VI Всероссийского социологического конгресса«Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов»(14-16 октября 2020, г. Тюмень)

1. Подготовка Оргкомитетом перечня основных мероприятий конгресса, проекта размещения отечественных и зарубежных участников, плана культурной программы, сметы расходов и т.п. для утверждения на Президиуме РОС.
Срок: 29 ноября 2019 г.
Отв.: Оргкомитет ВСК-VI и секретариат РОС

2. Подготовка перечня обсуждаемых проблем и предложений по содержательному и персональному составу пленарных заседаний конгресса, проблематике секций, сессий и круглых столов, содержательного итогового документа. Просим присылать предложения по организации тематических заседаний и круглых столов с указанием координаторов, ученых секретарей и необходимого времени на их проведение.
Срок: 17 ноября 2019 г.
Отв.: Программный комитет ВСК-VI и ИК РОС

3. Проведение дискуссий по предложенной Программным комитетом тематике, конференций, круглых столов, обсуждение тематики конгресса в СМИ.
Срок: до 1 октября 2020 г.
Отв.: Региональные отделения РОС и Исследовательские комитеты РОС

4. Обсудить с иностранными учеными возможность их участия в ВСК-VI и подготовить списки приглашенных иностранных гостей.
Срок: сентябрь 2019 г. – январь 2020 г.
Отв.: Оргкомитет ВСК-VI

5. Проведение он-лайн регистрации участников конгресса в декабре 2019 года-январе 2020 года на сайте РОС.
Срок: 1 декабря 2019 г. – 1 февраля 2020 г.
Отв.: Секретариат РОС

6. Проведение совместного заседания Организационного и Программного комитетов VI Всероссийского социологического конгресса с обсуждением проекта Программы и научно-организационных вопросов.
Срок: 15 сентября 2020 г.
Отв.: Секретариат РОС













НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ КОНГРЕССА  

Актуальность центральной проблемы VI Всероссийского социологического конгресса обусловлена современными российскими реалиями, которые характеризуются универсальным сосуществованием традиций и новаций. Никогда еще наша страна не находилась на таком сложном и комбинированном перекрестке традиций и новаций в экономике и политике, в культуре и образовании, в пространстве и во времени. Россия оказалась вновь перед выбором: вернуться к традиционному изоляционизму страны, провозглашая опасность своего существования в кольце врагов и вырабатывая новую стратегию самосохранения, или искать новаторские пути противостояния санкциям и активизации собственной деятельности.

В таких условиях обращение к традициям, стремление их возвысить, найти в них образец для подражания может сыграть новаторскую роль и подчеркнуть тем самым диалектику традиций и новаций. Об этом свидетельствуют и сами функции традиций и новаций, которые переплетаются, уходят из одного состояния, но тут же переходят в другое. Мы привыкли считать, что традиции живут и сохраняются, пока живут и сохраняются их социальные носители – социальные общности, большие и малые группы. Группы же эти, в свою очередь, живут традициями даже тогда, когда исчезают социальные институты и отношения, их порождающие. Это и есть та главная особенность традиций, которую мы определяем как силу инерции, делающую сами традиции длительными и затяжными.

Особенность всемирно-исторического процесса состоит в том, что выработанные веками и десятилетиями и укоренившиеся в определенной общественной форме традиции не исчезают одномоментно, а способны оказывать длительное и подчас героическое сопротивление наступающим на них новациям.

Однако эти еще недавно казавшиеся незыблемыми традиции в условиях XXI века быстро попадают под пресс новаций, которые возникают буквально на острие стрелы времени, в структуре и в недрах современных IT-технологий, новых коммуникаций, научно-образовательных знаний и с большой скоростью «врезаются» в традиции, ломая их и круша. В то же время эти новации, после того как были нанесены удары по традициям, начинают претендовать на превращение в нечто устойчивое и сохраняющееся какое-то время с претензией на постепенное закрепление в новых традициях. Всякая серьезная новация революционна и разрушительна по отношению к традиции. Но, добившись этой первой своей цели, она не стремится покончить с другими традициями, а нацелена на то, чтобы занять их место.

Сказанное означает, что традиция и инновация есть два взаимодействующих и взаимодополняющих механизма самоорганизации различных социальных систем – от самых простых до самых сложных. Более того, в любой социальной системе мы можем увидеть, как уживаются и в то же время ведут борьбу традиция и новация, как вторая наступает на первую и хочет изменить характер системы за ее счет.

В российском обществе традиции и новации находятся в социально неравном положении. Изучение этого социального неравенства между первыми и вторыми – задача социологической науки. Социологи способны определить, что многое зависит от того, кто и как поддерживает в одном случае новации, в другом – традиции. В этом смысле традиционно и, вместе с тем, новаторски может стоять один и тот же вопрос: что стоит за традицией, а что – за новацией?

Как полагают социологи, за традицией стоит:

стабильность, устойчивость, непрерывность, преемственность, самосохранение;

передача социального и культурного наследства от предшествующих поколений последующим;

адаптация социальных общностей и групп к господствующей социально-экономической системе и культуре;

простое воспроизводство существующего общественного строя и норм, господствующих в нем;

отрицательная обратная связь процессов внутри социальных систем, что поддерживает их структурную устойчивость;

полное соответствие основных компонентов социума друг другу;

определенная ограниченность социального пространства и замедление социального времени.

По мнению социологов, за новацией стоит:

нестабильность, неустойчивость, многовариантность, нелинейность процессов, «перерыв постепенности», новые траектории по «стреле времени», хаосизация социальной системы и ее превращение в более сложную и сверхсложную систему;

пересмотр социально-экономического и социокультурного наследства прошлого и выбор из него того, что соответствует настоящему и будущему;

усиление неполноты соответствия основных компонентов социума и возможность их качественного самоизменения и новой конфигурации социальных сил;

дезадаптация социальных общностей и групп к господствующей социальной системе и культуре, выработка ими новых социальных отношений и ценностей;

расширенное воспроизводство всех социетальных подсистем, интеграция и дифференциация социума;

положительная обратная связь, усиливающая интенсивность процессов новой структурной устойчивости в социуме;

большая открытость социального пространства, ускорение социального времени.

Как явствует из социологических исследований, традиция ответственна за функционирование, новация – за развитие. Вместе же они представляют два механизма, без которых невозможна самоорганизация простых и сложных социальных систем.

Традиции и новации глубоко конкретны и историчны. Нет традиции и новации «вообще» и «как таковых» – в таком виде они существуют только в абстракции. Особенность социологической интерпретации поставленной проблемы в том и состоит, что ее задача – выявить конкретное содержание конкретных традиций и конкретных новаций.

Перед отечественной социологией стоит задача не только исторического изучения генезиса и генеалогии традиций и новаций, но и непосредственной защиты тех традиций и новаций, того «наследства», без которого невозможно дальнейшее существование и развитие нашего общества и человека в нем.

Отношение к традиции и новации становится одной из важнейших ценностей и критерием оценки в общественном сознании перспектив общества. Социологи указывают на целый ряд ожидаемых последствий резкого расслоения российского общества на сторонников активизации традиций в жизни общества и новаторских подходов к его развитию.

Между традициями и новациями в современной России усиливаются противоречия. Эта ситуация обусловлена противоречиями между носителями, субъектами, социальными группами – сторонниками соблюдения традиций (консерваторами, традиционалистами) и инноваторами, приветствующими необходимость внедрения новаторских подходов (особенно в развитие экономики и изменение политического истеблишмента). Один из главных вопросов, стоящих перед социологами в этой связи, – вопрос о соотношении, пропорциях первых и вторых.

Проблема перед социологией состоит в определении и обосновании границы между традиционным и инновационным обществом. Причем речь идет не только об обществе в целом, но и о регионах, где соотношение традиционного и новаторского может быть совсем не таким, как в Москве.

Не менее значим этот вопрос и относительно позиции власти – к чему она тяготеет больше? Что стоит за разделом общества на традиционалистов и новаторов? Какие перспективы развития общества связаны с креном в сторону одних или других?

В целом деления на традиционалистов и новаторов многомерны по сферам своего проявления в жизни социума и в политическом, и в экономическом, и в социо-культурном, и в социально-этническом, территориальном, профессиональном и т.д. разрезе. Тем самым, тема Конгресса и подготовленные публикации по ней позволят объединить усилия социологов России, в том числе почти 5 тысяч членов РОС, работающих в рамках 39 исследовательских комитетов РОС и 74 его территориальных отделений. Доклады на Конгрессе будут объединены в научный сборник «Социология и общество: традиции и новации», который будет опубликован в электронном варианте в формате РИНЦ к началу работы Конгресса.

ВСК-VI сосредоточит внимание на социологическом содержании глобальных вызовов для России и ее регионов – таких процессов и проблем глобализации, состояние которых создает угрозы для стабильности, безопасности России и ее регионов и одновременно служит стимулом их развития. Методология социологических исследований глобальных вызовов и их восприятия странами и регионами – научный подход, значимый для многих отечественных исследований в области социологии. Он предполагает, что при изучении конкретного объекта желательно исходить из оценки его состояния и остроты проблем в контексте всех основных уровней его взаимосвязей: муниципальное объединение, регион (субъект РФ), страна (Российская Федерация), мегарегионы (СНГ, Евросоюз, БРИКС и другие), глобальное сообщество. Также предполагается плюрализм методов изучения этих взаимосвязей и интерпретаций получаемых результатов. Вместе с тем, фактическая тематика Конгресса, как обычно, будет сформирована на основе предложений Исследовательских комитетов РОС, СоПСо и других объединений социологов, а также индивидуальных предложений.

Мы обращаемся ко всем потенциальным участникам Конгресса с просьбой дать свои предложения для пленарных и специальных сессий, для секций и круглых столов. Приемлемы и предложения, не отражающие данную концепцию. Необходимо также привлечь зарубежных социологов с докладами о методологии и результатах аналогичных исследований в других странах.

Наиболее концентрированно тема Конгресса должна быть представлена на его пленарных и специальных сессиях. Желательно, чтобы заявленная научная проблематика Конгресса получила отражение также в докладах на секциях и круглых столах.

Программный Комитет VI Всероссийского социологического конгресса (г. Тюмень)

 

 

СЕССИИ

1. Эпистемологические вопросы социологического знания
Сессия ставит вопросы развития социологического знания в современном контексте: социологическое знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Изучается насколько познавательный и исследовательский потенциал современной социологии может быть расширен и углублен за счет обращения к эпистемологическим проблемам - ценностям, предпосылочным формам знания, различным типам коммуникаций. Проблемы конструктивистских подходов. Каковы современные проблемы субъектно-объектных отношений? Обсуждаются концепции субъектности в познании от Канта до современности, тренд на снижение уровня абстракции субъекта и объекта в социологии.
Как конституируется знание в современном контексте? Что мы можем познать, какими способами, какие знания мы получаем, валидно ли наше знание? Каковы развитие и судьба различных отраслей социального познания – позитивизма, интепретивизма и критического реализма; какие из методологических и эпистемологических проблем марксизма, и других больших теорий остаются значимы для современной социологии и социально-гуманитарных наук.

2. Развитие и реализация человеческого потенциала в регионах России
На сессии предполагается обсуждение следующих тем и проблем.

  1. Национальные проекты и актуальные проблемы развития человеческого потенциала в России;
  2. Проблемы развития, воспроизводства и реализации человеческого капитала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
  3. Региональный опыт, инструменты и механизмы управления человеческим потенциалом и эффективностью его реализации;
  4. Опыт зарубежных стран в области накопления и реализации человеческого потенциала;
  5. Социологические подходы к анализу, измерению и оценке человеческого потенциала (структура, уровни, индикаторы и т.д.);
  6. Человеческий потенциал и ценностно-мировоззренческие установки населения, социальный капитал;
  7. Проблемы мониторинга процессов накопления и реализации (использования) человеческого потенциала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
  8. Человеческий потенциал и социальное неравенство (социально-экономические, социально-трудовые, демографические, территориально-пространственные и другие аспекты);
  9. Человеческий потенциал и человеческий капитал: общее и особенное;
  10. Роль социальных институтов в развитии и реализации человеческого потенциала.

3. Сообщество профессиональных социологов: Дезурбанизационная миграция в России и развитие человеческого капитала на малых территориях
Обсуждаются проблемы развития и перспективы внегородских территорий РФ, состояние сельских поселений и малых городов. Презентуются и анализируются результаты многолетних исследований этих процессов, проводившихся междисциплинарным коллективом Угорского проекта по грантам РФФИ и РНФ.
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Теоретическая концепция дезурбанизации. Жизнь после города и ее инварианты. Общество потребления и его альтернативы;
  2. Человеческий капитал во внегородских пространствах России;
  3. Экология, природопользование как факторы;
  4. Движение «дальних дач»: социология, социальная география, демография;
  5. Панорама экологических поселений;
  6. Историческая память в контексте дезурбанизация. Восстановленные усадьбы как драйверы внегородского развития;
  7. Экономика знаний и образование вне города. Концепции, проекты и практики;
  8. Дезурбанизация: модернизация и/ или архаизация.

4. Социальное неравенство и социальная справедливость
На сессии планируется обсудить проблемы:

  1. Теоретико-методологические проблемы исследований социальной справедливости. Что считать справедливым/несправедливым и как измерить?
  2. Типы социальной справедливости (дистрибутивный, меритократический или процедурный) в российском общественном сознании;
  3. Социокультурные основания представлений о социальной справедливости, их связь с ценностными системами;
  4. Социоструктурные основания представлений о социальной справедливости. Социальная справедливость как часть классового сознания;
  5. Справедливость/несправедливость в повседневности: субъективный опыт переживания справедливости/несправедливости, его связь с общими представлениями;
  6. Сколько может быть справедливостей? Представления о социальной справедливости в различных социальных группах;
  7. Российские исследования социальной справедливости в международном контексте.

5. Студенческая социология: темы, проблемы, результаты
В работе сессии примут участие студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры, проходящие обучение на социологических факультетах и кафедрах и имеющие опыт проведения социологических исследований.
На сессии планируется обсудить презентации исследований, проведенных студентами-социологами при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
Задача сессии – способствовать развитию исследовательского потенциала студентов-социологов, определить наиболее привлекательные исследовательские направления, определить новые методологические возможности, которые могут применяться в студенческих исследованиях.

6. Образование и рынок труда: социальное поведение молодежи
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Соответствие функционирования образовательной сферы, потребностей рынка труда и социального поведения молодежи;
  2. Привлекательность профессий: престиж, общественная значимость, материальное вознаграждение;
  3. Ориентации молодежи на уровни образования: динамика десятилетия;
  4. Демографическая ситуация и конкурс в образовательные организации;
  5. Прогнозирование спроса и предложения на рынке труда для потребностей профориентационной работы;
  6. Устремления, планы и реальность: формирование образовательных и профессиональных траекторий в социальных группах молодежи;
  7. Факторы успешности в сфере образования и на рынке труда;
  8. Региональные особенности трудоустройства и молодежной безработицы.

7. Социальная безопасность в эпоху цифровизации
Влияние цифровых технологий на повседневную жизнь человека с каждым годом усиливается. Эффект от цифровизации (процесс, в ходе которого компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, начиная от изобретательства и заканчивая потреблением) ожидается не только в экономической (рост производительности труда, количества рабочих мест в смежных отраслях, ускорение темпов развития малого и среднего бизнеса), но и в социальной (снижение уровня бедности, стоимости массового образования, негативного влияния на окружающую среду; сокращение уровня преступности; повышение доступности и качества медицинского обслуживания и др.) сферах общества. Однако, несмотря на декларируемые в перспективе положительные эффекты, имеются сомнения в достижении быстрых и качественных изменений в российском обществе.
Объектом социальной безопасности традиционно выступают социальные общности и отношения между ними, слои, группы, личность, а также жизненно важные права и свободы в социальной сфере. По мере изменения условий развития общества в условиях процесса цифровизации субъекты и объекты социальной безопасности могут меняться.
На сессии планируется заслушать доклады и обсудить проблемы современного общества по следующим направлениям:

  1. Цифровое преобразование общества в футуристической перспективе;
  2. Цифровое неравенство российских регионов как угроза социальной безопасности;
  3. Достойный труд в условиях цифровизации России: мечты и реальность на грани выживания;
  4. Цифровизация сознания и культуры в контексте социальной безопасности;
  5. Отцы и дети: цифровой конфликт поколений;
  6. Молодежь в сетевом обществе: виртуальное и материальное;
  7. Социальный контроль в обществе потребления как условие обеспечения безопасности населения;
  8. Цифровизация преступности как угроза национальной безопасности.

8. Субъективное благополучие в России и ее регионах
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Теоретические и подходы к исследованию субъективного благополучия;
  2. Методики измерения субъективного благополучия;
  3. Сравнительный анализ субъективного благополучия в России и других странах мира;
  4. Динамика субъективного благополучия в России;
  5. Сравнительный анализ субъективного благополучия в различных регионах РФ;
  6. Потенциал роста субъективного благополучия в России;
  7. Взаимосвязь между субъективным благополучием, ценностями и социальным капиталом.

9. Социальные основания «консервативного поворота» в Европе и России (на материалах кросс-страновых опросов)
Данная сессия посвящена изучению недавнего всплеска консервативных настроений, в Европе и России, которые мы связываем с изменением определенных ценностей и аттитьюдов, исследуемых на материалах кросс-страновых опросов (Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей/ Европейского социального исследования). В фокусе сессии – консерватизм, патриотизм, отношения к мигрантам, феномен ценностной поляризации.
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Ценностная поляризация в Европе и ее политические последствия;
  2. Влияние роста патриотизма на оценку работы политических институтов по материалам опроса VII волны Всемирного исследования ценностей;
  3. Трансформация отношения к мигрантам в России по материалам Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей c 1990 по 2017 г.;
  4. Консервативный поворот в России после 2012 года: по материалам Европейского социального исследования;
  5. Моральные и политические установки молодых россиян по материалам EVS, 2008-2017.

10. Становление отечественной социологии управления и организаций: актуальные проблемы теории и практики
На специальной Сессии Российского общества социологов (РОС) предполагается обсуждение следующих тем/ проблем:

  1. Состояние и перспективы социологии управления и организаций как учебной и научно-исследовательской дисциплины: оценка ее статуса в науке об обществе, проблема выработки общих требований с позиций ВАК;
  2. О проблемном поле, предметной области и методах исследований в отечественной социологии управления и организаций: экспертные оценки достижений и нерешенных вопросов (в монографиях и других публикациях);
  3. Актуальные направления и опыт социологических исследований проблем управления и организаций в контексте реализации 12-ти «прорывных» проектов в регионах/ субъектах РФ;
  4. Социальная инженерия и вопросы цифровизации «обратной связи» в отечественных и зарубежных системах с управлением;
  5. Семиосоциопсихологическая парадигма в исследовании проблем социологии управления и организаций;
  6. Институционализация социологии управления и организаций в учебной, научно-исследовательской и других практиках, обусловленная остротой решения проблем стратегического развития РФ и ее регионов (тема для обсуждения в формате «Круглого стола»).

11. Помним, гордимся: молодежь России о Великой Отечественной войне и патриотическое воспитание молодежи
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Ментальность и культурная память народа;
  2. Молодежь России о событиях и последствиях Великой Отечественной войны;
  3. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной молодежи;
  4. Историческая память и конструирование национальной идентичности;
  5. Тыл и фронт: воспоминания современников Великой Отечественной войны;
  6. История Великой Отечественной войны в зеркале устной истории: повседневные аспекты нарративов. Oral history как направление и как метод изучения истории Великой Отечественной войны;
  7. Семейный архив и история малой родины. Бессмертный полк. «Места памяти» на карте России. Проблема сохранения памятников;
  8. Ценности патриотизма в контексте проблем социализации молодежи: опыт различных социальных институтов;
  9. Пропаганда патриотизма в молодежной аудитории: к проблеме генезиса традиции (опыт использования материалов по Великой Отечественной войне в преподавании гуманитарных дисциплин, участие студентов в опросе по Великой Отечественной войне, художественная литература в системе патриотического воспитания, подготовка научных публикаций и т. д.);
  10. Забвение: вандализм по отношению к памятным местам, наградам. Черные копатели;
  11. Деятельный потенциал культурной памяти учащейся молодежи: участие в эстафете добрых дел, творческие работы студентов;
  12. Опыт Российского общества социологов по изучению отношения студенчества страны к событиям Великой Отечественной войны. Роль социологических исследований в патриотическом воспитании.

12. Управление и самоуправление в городах и регионах России: проблемы, реформы, социальные технологии
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:

  1. «Стратегическое планирование» и самоуправление;
  2. Управление и самоуправление в городах и регионах и вертикализация власти;
  3. Социальная диагностика и социальные технологии: проблемы качества инструментария.

13. Сравнительные межстрановые исследования – особенности методологии
На сессии планируется обсудить проблемы:

  1. Методологические особенности сравнительных исследований по сравнению с однообъектными исследованиями и исследованиями лонгитюдными;
  2. Особенности проведения сравнительных исследований на постсоветском пространстве;
  3. Кросс-культурные, межрегиональыне и межстрановые исследования – методологические и аналитические особенности;
  4. Участие России в крупнейших трендовых сравнительных исследованиях – ESS, WVS/ EVS, ISSP, Pew Research surveys и других;
  5. Роль сравнительных межстрановых исследований – научная, прикладная, информационная;
  6. Сравнительные исследования проблем социальной структуры, социальное мобильности, человеческого капитала;
  7. Сравнительные исследования социальных неравенств, типов социальных государств и системы социальной поддержки;
  8. Сравнительные исследования политических процессов;
  9. Сравнительные исследования жизненных установок и ценностей.

В работе секции примут участие исследователи, которые вовлечены в процесс организации сравнительных исследований и анализа данных подобных исследований.

 

СЕКЦИИ

 

1. Власть, элиты, общество: динамика перемен
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):

  1. Мировая элита: векторы перемен;
  2. Трансформация современной элиты: зарубежный опыт и российские практики;
  3. Региональные элиты России: что изменилось?.
  4. Городские элиты: векторы перемен во взаимодействии с регионалами;
  5. Локальные элиты в малых российских городах: динамика перемен;
  6. Представительная власть: акторы и мотивация;
  7. Неформальные практики власти: что изменилось за последнее десятилетие?
  8. Рекрутирование муниципальной власти: исполнители или лидеры?
  9. Хочет ли общество взаимодействовать с властью: конфликтность нарастает?

2. Социальная коммуникация как отражение и катализатор современных социальных процессов
На секции планируется обсудить следующие темы и проблемы:

  1. Публичная политика и социальная коммуникация;
  2. Современная социокультурная среда как платформа народного вече;
  3. Современные информационные войны (коммуникативные механизмы, циркулирующие смыслы, роль социальной науки);
  4. Дети, подростки, молодежь в современной социокультурной среде;
  5. Современные масс-медиа (проблемы социальной эффективности, методы изучения, аудитория);
  6. Научные концепции об оптимальных способах коммуникативных взаимодействий (критический анализ);
  7. Интернет как сфера коммуникативных взаимодействий: социальные сети, блоги, сайты, компьютерные игры и т.д. (критический анализ);
  8. Социальная коммуникация как предмет изучения в современной системе образования (учебные дисциплины, учебники, программы, задачи обучения).

3. Девиантность и социальный контроль в обществе постмодерна
Современное общество постмодерна (постсовременное, постиндустриальное) характеризуется процессами (глобализация, массовая миграция, виртуализация, фрагментаризация, консьюмеризация, «ускорение времени» и др.), которые влияют на все социальные феномены, включая различные проявления девиантности (преступность, терроризм, наркотизм, пьянство, суицид и др.). Привычные формы социального контроля над девиантностью оказываются не эффективными. Изучение современных проявлений девиантности и повышение эффективности мер социального контроля имеют теоретическую и практическую значимость.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Как особенности общества постмодерна влияют на различные девиантные проявления;
  2. Тенденции преступности в современном мире и в России;
  3. Стратегия и тактика антинаркотической политики;
  4. Стратегия и тактика антиалкогольной политики;
  5. Девиантность подростков и молодежи в реальном и виртуальном мире;
  6. Тенденции суицидального поведения в мире и в России;
  7. Харасмент – девиация или «норма»?
  8. Теория рестриктивного социального контроля;
  9. Психология девиантного поведения;

4. Гендерный форсайт-2020: социальные ресурсы, динамика и смена гендерного порядка
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Что представляют собой гендерные ресурсы, их социальный потенциал возможности использования и воспроизводства в условиях глобализации;
  2. Российский гендерный форсайт и социгендерные отношения: изменения и последствия;
  3. Трансформация гендерных норм и гендерной этики: куда ведет социум «без пола»;
  4. Гендерные дискриминации и права личности;
  5. Гендер–общество-семья: реалии и прогнозы;
  6. Родительство-отцовство-материнство: что меняет новый гендерный порядок.

5. Социокультурный ландшафт современного российского села: многообразие форм и проявлений
На секции планируется обсудить проблемы:

  1. Аграрная социология: транзит от советской к российской;
  2. От «Продовольственной программы СССР» к «Стратегии устойчивого развития сельских территорий» Российской Федерации: мониторинг и прогноз;
  3. Социокультурный ландшафт современного российского села: через сохранение традиционного к инновационному;
  4. Сельский образ жизни: перекресток цивилизаций и эпох в прошлом и настоящем;
  5. Сельский образ жизни: от традиционализма к постмодернизму или трансмодернизму?
  6. Горожане и селяне: общее и особенное в мировоззрении и образе жизни;
  7. Потенциал развития сельских территорий;
  8. Сельские поселения России: прогресс/ регресс?
  9. Политический ландшафт российского села;
  10. Российское село: на землю без народа придут народы без земли?
  11. «Федеральный сельсовет» как субъект аграрной политики. «Программа укоренения российского народа»;
  12. Лоббизм в АПК;
  13. Аграрная программа Московского экономического форума;
  14. ВТО как инструмент мировой аграрной политики;
  15. ВТО как фактор аграрной политики России;
  16. Продовольственная безопасность: от мифологизации к объективным оценкам;
  17. ГМО: позиции науки, производителей, торговли, потребителей;
  18. Социальная работа в сельской местности;
  19. Сельский туризм как форма диверсификации занятости;
  20. Религиозность сельского населения;
  21. Мигранты в селах России;
  22. Сельская школа: результаты реформы;
  23. Современный сельский учитель: портрет без ретуши;
  24. Аграрные СМИ как субъекты аграрной политики;
  25. Село как фактор сохранения менталитета российских народов;
  26. Особенности избирательных кампаний в сельской местности;
  27. Бедность по-деревенски;
  28. Кадровый потенциал современной деревни;
  29. Социально-демографические проблемы современного села;
  30. Родовые поместья как новый формат сельской жизни;
  31. Проблемы аграрных вузов: чему и как учить?
  32. ФАО и обязательства России;
  33. Духовность русского крестьянства как дискуссионная проблема;
  34. Усыновления и опека в современной деревне;
  35. Аграрный рынок труда: проблемы и перспективы;
  36. Проблема оптимизации высшего аграрного образования в России;
  37. Аграрные проблемы в развитых и развивающихся странах;
    и другие темы, которые будут предложены в процессе подготовки секции.

6. Экосфера: традиции и инновации как основа нового качества жизни в регионах
На секции планируется обсудить проблемы:

  1. Социально-экологические основы качества жизни в России и за рубежом;
  2. Сценарный подход к прогнозу социально–экологической модернизации в регионах России;
  3. Методология современной социальной экологии и методы экосоциологии в практике регионов;
  4. Социально-экологические реалии современной России после Года экологии (2017);
  5. Возможна ли в России экологическая катастрофа? (на основе анализа социальных практик в регионах);
  6. Экологический императив академика Н.Н. Моисеева как основа технологического прорыва;
  7. Экологическая культура, образование и просвещение в прошлом и настоящем;
  8. Роль экологических партий и движений в духовно-нравственном воспитании молодежи.

7. Витальность языка: социолингвистический аспект
Проблемы для обсуждения:

  1. Продолжительность жизни языка: факторы и условия;
  2. Неравенство языков;
  3. Языковая политика;
  4. Поддержка и сохранение языка;
  5. Возрождение языка;
  6. Смерть языка: Катастрофа реальная или мнимая?
  7. Языковой империализм: Миф или реальность?
  8. Билингвизм и мультилингвизм как модули существования языков;
  9. «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств»;
  10. «Экология языка» как научная когнитивная метафора.

8. Теоретические и практические проблемы формирования, функционирования и развития коллективного субъекта деятельности
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Логика и проблемы формирования организации и организационных отношений;
  2. Проблемы формирования и логика развития организационной культуры;
  3. Критерии, признаки и теоретические модели развития организаций;
  4. Диагностика организационных отношений в организации.

9. Социальный институт медицины и здоровье россиян в условиях глобальной цифровизации социума
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  • Эволюционная трансформация социального института медицины в условиях глобальной цифровизации социума (в русле социологии медицины)
  1. Социологическое осмысление трансформационных процессов в современном здравоохранении;
  2. Цифровое будущее медицины;
  3. Интернет-пространство как поле медико-социологических исследований;
  4. Социология медицины в изменяющихся условиях современности: проблемы и перспективы развития;
  5. Медицинское образование в цифровую эпоху: новая реальность и смена профессиональных парадигм;
  6. Врач и пациент в начале XXI века: вызовы времени и новые возможности для взаимодействия.
  • Стратегии и методы обеспечения здоровья россиян: от традиционных к новаторским (в русле социологии здоровья и здравоохранения)
  1. Здоровье населения как главный компонент человеческого потенциала;
  2. Трансформация жизненных ценностей в сфере здоровья у различных категорий населения;
  3. Социально-экономические и поведенческие факторы здоровья и благополучия россиян;
  4. Экологический фактор здоровья в контексте традиционного и современного подходов;
  5. Социально-экономические и психологические аспекты формирования здорового образа жизни в условиях модернизации российского общества;
  6. Здоровье подрастающего поколения - проблемный ресурс современного российского общества.

10. Социальные движения, коллективные действия: новые солидарности в современном обществе
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Социальные движения: субъектность, виды, конструирование смыслов, практики в современном российском обществе;
  2. Типы социальных движений и их порождающая среда. Социальная база и рекрутинг;
  3. Социальные движения, коллективные действия: вопросы теории и практики;
  4. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды;
  5. Социальное неравенство (экономическое, образовательное, гендерное и т.д.) как фактор новых солидарностей. Модернизация образования и коллективные действия;
  6. Как возможны коллективные действия, и в каких формах они выражаются в условиях современного российского общества?
  7. Массовый протест и его формы в России. Фазы развития российского экологического движения, движений за права человека, феминистические и т.д.;
  8. Индивидуализм и солидарность в новых гражданских движениях. Активизм, коллективные действия, новые солидарности.

11. Общество-технологии-инновации: возможно ли взаимопонимание?
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):

  1. Основные мировые тренды технологического развития и социокультурная безопасность: риски, вызовы, ответы;
  2. Техника и социотехнические системы: на пути к «конструированию» будущего;
  3. Технологическая гонка и Четвертая промышленная революция;
  4. Индустрия 4.0, Интернет Вещей: как изменится общество?
  5. Техника и гендер: динамика представлений;
  6. Техносфера и социум: особенности взаимодействия;
  7. Академическая и профессиональная мобильность современного инженера. Вынужденная миграция в инженерной профессии;
  8. Этнографическая перспектива техники;
  9. Высшее техническое образование в контексте новых технологических трендов;
  10. Социальная оценка техники как социогуманитарная экспертиза.

12. Старшее поколение
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):

  1. Пожилая семья: структурное и содержательное изменение;
  2. Социальное самочувствие пожилого населения (на материалах Иркутской области);
  3. Введение социального страхования в интересах пожилых;
  4. Качество жизни старшего поколения;
  5. Онлайн–обучение в старшем возрасте;
  6. Хрупкий пациент гериатрии как социальный конструкт;
  7. Особенности социальной реабилитации пенсионеров-инвалидов;
  8. Социализация пожилых в управленческом аспекте;
  9. Социальные риски и ресурсы религиозной социализации старшего поколения современного российского общества;
  10. Cубъективное благополучие пожилых инвалидов в доме-интернате;
  11. Пожилые осужденные в современной России.

13. Социология политики
В современной социологии политики весьма актуальными стали исследования общественного сознания и социального поведения индивидов, тех потребностей, мотивов, установок и ценностей, которые это поведение определяют и влияют на особенности взаимодействий граждан и различных социальных общностей с государством. В современном российском обществе есть запросы и на сохранение традиций, и на обновление, на новации и инновации в сфере экономики и государственного управления. На секции предполагается обсуждение результатов исследований и исследовательских гипотез о связи этих запросов с реальным социальным поведением российских граждан, о возможностях реализации этих во многом противоположных запросов в развитии общества и государства.
Проведение секции «Социология политики» имеет также целью привлечения внимания социологического сообщества к проблемам и исследованиям этого научного направления, а также консолидацию научного сообщества в этой области социологической науки.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Внутриполитическая повестка дня, чем она определяется и на что направлена в современной России;
  2. Формирование российской идентичности, роли государства и гражданского общества в этом процессе;
  3. Формирование гражданского общества в современной России и необходимых для этого качеств граждан;
  4. Процессы институционализации элит, их потенциалы развития партийно-политической системы и осуществления социальных и политических инноваций;
  5. Молодежь как субъект политики, ее гражданская и политическая активность и потенциал осуществления социальных и политических инноваций;
  6. Политические практики современной молодежи в цифровом пространстве;
  7. Коммуникация в сети Интернет как инструмент политического процесса и последствия его использования политическими лидерами и лидерами общественного мнения;
  8. Запрос на справедливость и проблемы его реализации в российском обществе и государстве;
  9. Политическая культура российского общества и ее потенциал в поддержке традиций и инноваций в современной России;
  10. Социокультурные факторы развития институтов публичной политики, модернизации экономики, государственного управления и социальной жизни России;
  11. Социальные и политические последствия реформирования России в постсоветский период и необходимость их учета при планировании и внедрении социальных и политических инноваций;
  12. Сосуществование в современном российском обществе советских и постсоветских ценностей и их воздействие на политический процесс.

14. Развитие конфликтологии, как гуманитарной дисциплины
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):

  1. Специфика конфликтологии, как гуманитарной дисциплины;
  2. Социальные инновации и конфликты: конструктивный механизм развития человека, общества и государства;
  3. Конфликтология в вузе: проблемы и перспективы;
  4. Средства и методы диагностики конфликта;
  5. Конфликтологическая компетентность: проблемы формирования мышления управленцев;
  6. Сообщество конфликтологов в России: самоорганизация и профессиональное самоопределение;
  7. Политологические и социологические методы в конфликтологии;
  8. Системомыследеятельностный подход в российской конфликтологии;
  9. Содержательно-генетическая логика в конфликтологии;
  10. Теоретические выходы из конфликта и проблемы практики;
  11. Критерии оценки деятельности конфликтолога;
  12. Профессиональный стандарт «Конфликтолог».

15. Социология цифрового общества
Сегодня весь мир переживает очередной этап информационно-коммуникационной революции, связанной с цифровизацией всех сторон жизни. Спектр оценок, последствий цифровизации для общества в целом и отдельного человека достаточно широк: от восторженного оптимизма до сдержанного пессимизма. Очевидные вопросы, которые не могут не беспокоить, связаны с тем, каковы последствия этого процесса, как изменится в связи с этим жизнь человека, общества и государства, к чему готовиться и чему учить подрастающее поколение. Научное сообщество отреагировало появлением феномена «цифровая социология», что, бесспорно, свидетельствует о расширении предметного поля исследователей-социологов. На данный момент ученые ведут содержательные дебаты относительно границ этой предметной области, однако, ни единого определения, ни теоретико-методологической базы не выработали. Вопросов остается больше, чем ответов. В частности, может ли новый термин «цифровое общество» заменить термин «информационное общество» или это принципиально новый феномен? Изменились и методы социологических исследований, широко используются интернет-исследования, но возникает вопрос их корректности. В этой связи предлагаемая секция «Социология цифрового общества», бесспорно, вызовет отклик у представителей научного сообщества и будет располагать к продуктивному диалогу и прикладным результатам.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, вопросов:

  1. Трансформация цифрового общества: как изменяется государство, бизнес, человек? Социальные последствия применения цифровых технологий в разных сферах жизни общества (политика, экономика, образование, культура, здравоохранение);
  2. Цифровая среда как источник новых рисков;
  3. Цифровой суверенитет страны и приватность личности в условиях транспаретности. Безопасность человека, государства и общества в глобальном коммуникационном пространстве;
  4. Навыки жизни в цифровой среде. Компетентность в применении цифровых технологий;
  5. Цифровой этикет как ключевой фактор обеспечения информационной и личной безопасности;
  6. Тенденции цифрового неравенства/равенства в современном мире;
  7. Цифровая социология или социология цифры? Как происходит изменение предметного поля социологии в новых условиях?
  8. Использования технологий сбора, обработки и анализа интернет-данных и материалов социальных сетей в исследовании цифрового общества.

16. Интернет и социальные трансформации
На секции предполагается обсуждение следующих проблем:

  1. Методические аспекты изучения социальных трансформаций в контексте развития системы онлайн СМИ;
  2. Инновационные модели поведения аудитории новых медиа;
  3. Медиатизация традиционной профессиональной деятельности и появление новых профессиональных групп;
  4. Цифровая экономика и инновации в государственном секторе;
  5. Проблемы институционализации онлайн бизнеса и формирования онлайн рынков;
  6. Глобальные и локальные тенденции развития Интернет-коммуникаций;
  7. «Большие данные» как социальные возможности и риски.

17. Социология культуры: вчера, сегодня, завтра
С середины 1980-годов стало расти понимание того, что культура является не только и не столько сферой художественного творчества, художественной рефлексии, но, прежде всего, формой тесной взаимосвязи самых разнообразных форм поведения индивидов и групп с ценностями и их иерархическими конфигурациями в общественном сознании акторов.
Россия мультикультурна, но ее мультикультурализм отличается от западной модели, он исторически дуалистичен и поликонфессионален. На широких российских просторах много веков уживались разные народы, исповедовавшие разные религии, но их всегда объединяла единая духовно-культурная близость и приверженность исторической памяти предков, любовь к своей Родине. Российская культура многообразна, но она представляет собой единое целое, в этом заключается ее самодостаточность и самобытность. При несомненной российской специфике непреложно, что выход из конфликтности – поставить во главу угла не что иное, как культуру, что даст возможность покончить с разобщенностью, уверенно вывести Россию на путь достойного общецивилизационного развития. Ничто другое, кроме первенства культуры, не решит стоящие перед российским обществом проблемы. Сегодня духовную угрозу культурно-информационному пространству России представляет целый ряд факторов, среди которых: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей традиционной культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, стилей жизни и др.
Цель круглого стола – привлечение внимания научной общественности к проблемам эволюции российской культуры, осмысление новых форм межкультурного диалога и гуманизации международных и внешнеэкономических отношений, обсуждение необходимости формирования государственной миграционной политики в контексте культуры принимающего общества.
На секции планируется обсуждение следующих тем и вопросов:

  1. История становления и статус социологии культуры в отечественной науке;
  2. Проблемы состояния культуры различных групп населения в современной России;
  3. Новые смыслы государственной миграционной политики в области культуры;
  4. Культура как механизм гуманизации международных и внешнеэкономических отношений;
  5. Современные проблемы культурной безопасности России;
  6. Традиции и новации в духовной жизни российского общества: за и против;
  7. Своеобразие мультикультурализма в современной России;
  8. Новые подходы к социологическому изучению российской культуры;
  9. Научно-технического прогресс и его влияние на современное состояние культуры в РФ;
  10. Патриотизм как форма духовной культуры;
  11. Актуальные вопросы исследования корпоративной культуры;
  12. Духовные ценности современной российской молодежи.

18. Межэтнические отношения в социокультурном контексте
На секции планируется обсудить проблемы:

  1. Межэтнические отношения в России в контексте новых вызовов;
  2. Российская гражданская идентичность – цели и реальность;
  3. Этническая, региональная, локальная идентичности – трансформации и кейсы;
  4. Языковая политика, дискурсы и практики: этноязыковые противоречия и межэтнические отношения;
  5. Этнически маркированные социальные неравенства;
  6. Этнокультурное многообразие: сохранение или развитие?















































XVI Всероссийская научно-практическая конференция по межрегиональной программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» на тему «Новые тенденции социокультурной эволюции в регионах России»

  1. Общество благосостояния, его социальное качество и сетевые индикаторы в регионах: концепция, типология состояний, способы повышения;
  2. Развитие человеческого капитала и национальные проекты;
  3. Модернизация – способ снижения экстремальных неравенств доходов, нищеты и бедности в регионах;
  4. Гуманизация брендинга российских регионов;
  5. Проблемы «укорененности» (соотношения аффилиации-автономизации) индивидов, социальных групп и страт в региональных сообществах и обществе на современном этапе развития российской цивилизации.

20. Традиционные vs инновационные механизмы формирования профессиональной деятельности
На секции планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Профессиональные династии в современной России;
  2. Мировые тенденции развития современных профессий;
  3. Актуальность традиционных профессий;
  4. Социально-демографические основы трансформации классических профессий в России и за рубежом;
  5. Сценарный подход к прогнозу профессиональной модернизации в регионах России;
  6. Технологические основания развития новых профессий;
  7. Возможные перспективы узкопрофильных специалистов: профессиональный подъем или кризис;
  8. Исторические предпосылки развития различных профессий;
  9. Психологические (психоэмоциональные) основы выбора той или иной профессиональной сферы.

21. Состояние трудовых отношений в России и их влияние на развитие отечественной экономики
Секцию «Состояние трудовых отношений в России и их влияние на развитие отечественной экономики», ВСК-VI предлагается посвятить проблемам трудовых отношений, которые начали складываться в России после перехода экономики страны на рыночные основания. Многочисленные исследования социологов и экономистов свидетельствуют, что в настоящее время трудовые отношения не соответствуют требованиям развития экономики, технологического и социального развития страны.
Научная оценка сложившихся трудовых отношений, глубокий анализ зарубежного опыта в этой сфере, выработка рекомендаций по развитию этих отношений до уровня социального партнерства имеют сегодня особую актуальность.
Ниже приводится подготовленная Научно-исследовательским комитетом РОС «Социология труда» программа работы секции и круг проблем, которые могут быть при этом затронуты.

  1. Проблематизация концептуального поля исследования трудовых отношений: глобальный и российский контекст. Особенности формирования в России трудовых отношений и их отличие от трудовых отношений в развитых странах Евросоюза и США. Соответствие законодательства в сфере трудовых отношений и социального партнерства действующей Конституции РФ, интересам субъектов этих отношений и практике законодательства развитых стран Евросоюза и США;
  2. Возможности классового подхода для анализа трудовых отношений в нестабильном социуме. Общее и различное в положении рабочего класса СССР и современной России; рабочего класса развитых западных стран и современной России. Критерии отнесения к рабочему классу, его признаки, классовая идентичность рабочих в постиндустриальном обществе. Рабочий класс или прекариат?
  3. Состояние сотрудничества государственных органов власти с Международной организацией труда (МОТ) и опыт внедрения на предприятиях, в организациях и в законодательстве России ее рекомендаций. Степень влияния государственных органов власти на реализацию требований трудового законодательства, направленных на развитие социального партнерства на предприятиях, а также на осуществлении действенного государственного контроля над соблюдением требований трудового законодательства (например, по своевременной выплате заработной платы). Роль Федеральной системы прокуратуры, Следственного комитета РФ, Судебной системы России, а также Государственной инспекции труда РФ в укреплении правовой культуры и соблюдения трудового законодательства на промышленных предприятиях страны;
  4. Роль профсоюзных организаций в развитии социального партнерства. Доверие к деятельности профсоюзов со стороны работников предприятий. Целесообразность сохранения местопребывания профсоюзных комитетов на территории предприятий. Возможность и условия для создания независимых от администрации профсоюзных организаций вне предприятий с допуском на территорию предприятий. Проблемы самоорганизации граждан в профессиональной сфере. Роль профессиональных сообществ в защите профессиональных интересов членов сообщества. Солидарность, доверие, роль гражданских инициатив и профессиональных сообществ в развитии социального партнерства;
  5. Нарушение трудовых прав и трудовые конфликты в России: их распространенность, формы, динамика, результативность. Основные причины и источники социальной напряженности и конфликтов, возникающих между сторонами трудовых отношений. Роль органов власти и профсоюзных организаций в разрешении конфликтов. Силовые и мирные способы разрешения трудовых конфликтов. Формы мирного разрешения трудовых конфликтов (собрания, конференции, согласительные комиссии и пр.);
  6. Уровень бедности среди работников производственной и непроизводственной сферы. В какой степени обоснованы и соответствуют материальному положению наемных работников и современным научным рекомендациям используемые в трудовом законодательстве показатели «Прожиточный минимум» и «Минимальный размер оплаты труда»;
  7. Методы управления персоналом на российских предприятиях; их соответствие принципам социального партнерства. Способствуют ли постулаты «эффективного менеджмента» развитию идентификации персонала с целями и задачами предприятия и его приверженности предприятию;
  8. Состояние условий труда и безопасности производственных помещений и отдыха работников. Контроль за состоянием здоровья работающих. Диспансеризация персонала предприятий;
  9. Самоопределение и профориентация молодежи в условиях общества риска и прекариатизации российского социума. Профессионально-трудовые ориентации школьников, учащихся СПО и студентов вузов. Роль семьи в процессе формирования трудовых установок современной молодежи. Организация на предприятиях подготовки молодых специалистов к занятию руководящих должностей и к управлению персоналом. Трудовые ценности современной рабочей молодежи. Молодые рабочие современной России: жизненный путь, жизненные стратегии и модели трудового поведения;
    Примечание: В рамках этой темы работы секции запланирована презентация книги: «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса» – отв. Т.В. Гаврилюк (г. Тюмень);
  10. Проблемы труда и занятости старших поколений в России. Пенсионная реформа и качество трудовых ресурсов, развитие системы переподготовки и повышения квалификации рабочих предпенсионного возраста;
  11. Подготовка рабочих кадров для экономики шестого уклада: позитивный опыт и риски. Развитие трудового потенциала российских работников в условиях цифровой экономики.

22. Социология дополнительного и непрерывного образования
Состав и функции дополнительного и непрерывного образования.
Что такое дополнительное и непрерывное образование взрослых; Становление непрерывного образования в России; Централизованная система дополнительного и непрерывного образования в Советском Союзе; Функции, виды и навыки дополнительного и непрерывного образования взрослых; Как образование помогает взрослым; Виды непрерывного образования - формальное, неформальное и досуговое образование; Навыки, знания и компетенции как результат непрерывного образования.
Как обучают взрослых за рубежом: обзор международных практик. Лучшие международные практики; Скандинавский опыт высших народных школ; Непрерывное образование как признак качества государственного управления.
Современное состояние сферы дополнительного и непрерывного образования в Российской Федерации. Структура дополнительного и непрерывного образования; Постсоветская трансформация; Виды программ дополнительного и непрерывного образования взрослых; Мотивы, препятствия и стимулы участия взрослых в образовании; Учебные организации для взрослых; Корпоративное образование; Обновление навыков — неизбежная часть профессиональной карьеры.
Электронные образовательные ресурсы — новые форматы в образовании взрослых. Он-лайн и дистанционное образование. Машинное обучение и искусственный интеллект; Образование, учеба и качество жизни.

23. Риск: проблемы адаптации к инновациям трансформирующегося общества
Системная трансформация новейшего времени обусловливает возникновение в общественной жизнедеятельности «зон» неопределенности и риска. Субъектами адаптации к ним выступают социальные институты, территориальные и иные общности, семьи и индивиды. Специфика ресурсов каждого из субъектов в значительной степени определяет стратегии и успешность адаптации к меняющейся реальности. Обсуждение в целевом научном сообществе теоретических и практических проблем социологии риска, включая управленческий аспект, имеют теоретическую и практическую значимость.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Институциональные и личностные риски современной российской повседневности: управление, социальная защита, адаптация;
  2. Безопасность, уязвимость, приемлемый риск в восприятии различных категорий населения;
  3. Реабилитация территорий и населения после бедствий и чрезвычайных ситуаций: субъекты, объекты, практика;
  4. Социальная ответственность предпринимательства в системе «природа-общество»: проблема минимизации рисков;
  5. Измерение риска в социологии: методология, методика, техника.

24. Современная социология физической культуры и спорта (режим on-line)
Место проведения:
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Физическая культура и спорт в зеркале социологии;
  2. Социально-философские, экономические и правовые аспекты физической культуры и спорта;
  3. Физическая культура и спорт в системе образования;
  4. Спорт и политика;
  5. Общественное здоровье: содержание, критерии, способы формирования;
  6. Ценностный потенциал физической культуры и спорт.

25. Ребенок в высокотехнологичном обществе: конфликт традиций и новаций
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Доступ детско-подростковой аудитории к институтам образования и развития, здравоохранения и культуры в условиях технологизации общества;
  2. Информационная среда современного детства;
  3. Новые формы научного просвещения и социализации детей;
  4. Парадоксы взросления: конфликт традиций семейной социализации и инноваций открытого общества;
  5. Влияние новых медицинских технологий на детей и детско-родительские отношения, биосоциология детства.

26. Социология повседневности
На секции планируется обсудить следующие проблемы (в рамках которых предлагается заслушать отдельные доклады и сообщения):

  1. Проблемное поле социологии повседневности. Проблема повседневности/ не повседневности. Что считать повседневностью, а что нет;
  2. Качественные методы в исследованиях повседневности. Проблема достоверности и верификации данных;
  3. Повседневность и власть. Механизмы моделирования повседневности; динамика норм/ аномалий в повседневности. Проблема формирования и регулирования повседневности. Какие области повседневности регулируются, а какие более автономны от власти и общества;
  4. Советский быт как объект социологического анализа;
  5. Индивидуально-семейные практики выживания и приспособления в разных, исторически обусловленных обстоятельствах:
  • «Квартирный вопрос только испортил их…». Быт и повседневность в 20-30-е гг. в СССР;
  • Великая Отечественная война и повседневность;
  • Эпоха застоя и повседневность;
  • «Лихие девяностые» и повседневность.
  1. Современные ритуалы и повседневность;
  2. Повседневность и медиатехнологии;
  3. Повседневность и пища: социокультурные аспекты;
  4. Повседневность в эпистолярных коммуникативных практиках советских людей;
  5. Вестернизация советского быта в постперестроечный период.

27. Процесс трансформации институтов семьи, брака, родительства в России
В последние десятилетия институт семьи меняется стремительно и вызывает бурные споры среди ученых относительно характера и направленности этого процесса. На секции будут обсуждаться вопросы теоретического характера, тенденции развития семьи в России, региональные и структурные особенности развития институтов брака, семьи и родительства.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Новые теоретические подходы и понятия для анализа динамики института семьи в России;
  2. Поведение и установки молодежи в брачно-семейной сфере;
  3. Тенденции развития родительства;
  4. Региональные и структурные особенности развития институтов брака, семьи и родительства;
  5. Развитие семьи и семейная политика.

28. Социология науки и технологий
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Фундаментальные вопросы социологии науки;
  2. Историческая социология науки;
  3. Пореформенная наука: вопросы социологии и управления;
  4. Социология университетского образования;
  5. Интеграция науки и образования: социологические и социально-философские аспекты;
  6. Социология технологических инноваций;
  7. Коммуникационные процессы в науке;
  8. Девиантное поведение в науке;
  9. Советская и постсоветская наука: социальные особенности.

29. Саморегуляция в пространстве жизнедеятельности молодежи: методология и социальная практика
На секции планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Пространство жизнедеятельности молодежи: проблемы и противоречия;
  2. Региональная дифференциация условий в пространстве жизнедеятельности;
  3. Стратегии саморегуляции молодежи в разных сферах жизнедеятельности;
  4. Самоорганизация молодежи: основания и форм

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: