Уровни научного познания

  Эмпирический Теоретический
Сущность Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания
  • Научный факт
  • Эмпирический закон
  • Проблема
  • Гипотеза
  • Теория
Методы научного познания
  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Измерение
  • Классификация
  • Систематизация
  • Описание
  • Сравнение
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от конкретного к абстрактному
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация

Универсальные методы:

Анализ, Синтез, Дедукция, Аналогия, Моделирование, Абстрагирование, Идеализация.

Основные формы эмпирического познания:

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Основные формы теоретического познания:

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Концепция (от лат. conceptio — схватывание) — это общая идея или понимание чего-либо. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Другими словами, это абстрактная идея, которая представляет основные характеристики того, что она представляет. Концепция определяет стратегию действий.

Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:

Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию. Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия наизучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.

Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:

Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;                                                                                                                                            Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;                                                                                                                                                     Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;                           Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;                               Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;         Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;                                                               Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Теоретическими методами являются:

Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.

Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

Разница между концепцией и теорией:

Концепция:                  

Концепция - это абстрактная идея; общая идея или понимание чего-либо.                                                  Понятие часто является мысленным образом.                                                                                                Термин понятие используется в различных областях, таких как лингвистика, науки, философия.

Теория:  

Теория - это научно обоснованный общий принцип, объясняющий явление.                                        Теория может быть представлена ​​с моделью.                                                                                                                                Термин теория в основном используется в области науки.

Примеры:

Он использовал много абстрактных понятий, поэтому его объяснение не имело никакого смысла.

Он представил несколько новых концепций в сфере гостеприимства.

Вы понятия не имеете о проблемах простых людей.

Он бросил вызов концепции традиционного искусства своим новым стилем.

Процесс научного познания начинаеться с постановки проблемы.

Проблема-это то.что не познано,но предпологает какие-то знания.

Факт –это знание которое имеет смысл.Это всегда достоверная информация.Факт сам по себе не имеет смысла без его связи с изучаемым явлением.Это фрагмент реальности выраженный научным языком и включенного в систему научного знания.

Гипотеза –это предположение исходящее из фактов.Гипотеза перерождаеться в теорию.Некоторые методологи считают,что все наши знания –гипотетически.

Теория -это толкование и обьяснение процессов и явлений.

Концепция-это идея.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow