Первая помощь при ожогах паром или кипятком

Технология. 5 класс

Тема урока: «Санитария, гигиена и физиология питания»

 

Свой урок я хотела бы начать со следующего стихотворения:

Пришла с работы мама.

Вздыхает мама тяжко,

В глаза ей лезет прямо

Невымытая чашка,

Обертка шоколадки

Да две арбузных корки –

Жалкие остатки

Завтрака Егорки.

- Что это за картина? –

Голос мамы тверд.

Сын сказал невинно:

- Это натюрморт!

Вопросы для обучающихся:

1.О чем это стихотворение?

2.Одобряете ли вы поведение Егорки? Почему?

3.Как бы вы поступили на его месте?

4.Как вы думаете, какая проблема рассматривается в этом стихотворении?

 

- Прослушайте пожалуйста еще одно стихотворение, оно вам должно быть знакомо:

Робин Бобин Барабек

 Скушал сорок человек,

 И корову, и быка,

 И кривого мясника,

 И телегу, и дугу,

 И метлу, и кочергу,

 Скушал церковь, скушал дом,

 И кузницу с кузнецом,

 А потом и говорит:

 "У меня живот болит".

Вопросы для обучающихся:

1.Почему заболел живот у Робина Бобина?

2.Опасно ли переедание?

3.Питание должно быть здоровым?

4.А какую проблему вы видите в этом стихотворении?

 

Сегодня у нас первый урок по кулинарии, а знаете ли вы что такое кулинария?

Кулинария (от лат. Culina – «кухня») – искусство приготовления пищи.

- Какие профессии связаны с кулинарией?повар, помощник повара, кондитер, официант, санитарный врач.

- Сегодня на уроке речь пойдет о посуде, о правилах ухода за ней, а также о безопасных приемах работы на кухне и первой помощи при порезах и ожогах паром или кипятком.

 

- Давайте для начала вспомним что такое кухня?

Слово «кухня» заимствовано из немецкого языка и означает «место для варки». Слово кухня в русском языке не упоминалось до конца 18в.

Специального помещения для приготовления пищи в крестьянских избах не было. Примерно ¼ избы занимала русская печь, она служила для обогрева, хлебопечения и приготовления пищи. Здесь были сосредоточены все принадлежности для готовки. Посуда, найденная при раскопках: из камня, керамическая, металлическая,из бересты.

Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие и оружием и для нарезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия преобразились в столовый нож.

Когда появились ложки, сказать трудно, но две тысячи лет тому назад они были уже известны. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы.

Вилки вошли в обиход сравнительно недавно – два, три века тому назад, а в России – во времена Петра 1. Вначале вилки, использовали, как особо ценные предметы сервировки для десерта.

Вопрос для обучающихся:

Давайте с вами выясним, каким должен быть основной набор кухонной посуды и инвентаря?

Рис.1 Кухонная посуда                         Рис.2. Столовые приборы

Рис. 3 Столовая посуда                       Рис. 4 Приспособления                   

                                      

- Приготовление пищи требует безупречной чистоты, тщательного соблюдения санитарно – гигиенических правил. Очень часто причиной желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений могут быть не только недоброкачественные продукты, но и антисанитарное состояние кухни, кухонного инвентаря и приспособлений.

Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Давайте с ними ознакомимся и в дальнейшем неукоснительно будем следовать.

САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КУЛИНАРИИ (записать в тетради)

  К лицам, приготавливающим пищу:

1. Готовить пищу в специальной одежде.

2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку. Ногти должны быть коротко обстрижены.

3. Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно перевязать бинтом или надеть резиновый напальчник, быть здоровой.

К приготовлению пищи:

1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

2. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

3. Если продукты не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.

4. Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

5. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

6. После окончанию работы тщательно вымыть рабочие столы, посуду и инвентарь,

7. Инвентарь и посуду хранить в строго отведённом месте.

8. Пищевые отходы собирать в мешок полиэтиленовый или ведро с крышкой и своевременно выносить.

К хранению продуктов и готовых блюд:

1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.

3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде, отдельно от сырых.

4. Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильник помещают на соответствующих местах.

5. Не употреблять в пищу продукты с истёкшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

Запомни! Не соблюдая санитарно – гигиенические требования, при выполнении кулинарных работ, можно вызвать пищевое отравление.

Последовательность мытья посуды: (читать)

 

1. Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

2. Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

3. Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

4. Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

5. Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

6. Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

7. Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

 

Работая на кухне нужно всегда помнить и выполнять правила безопасного пользования.

 

Правила безопасного пользования (записать в тетради)

 

Газовыми плитами

1. До зажигания газа проветрить помещение.

2. Правильно зажигать горелки – зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные зажигалки.

3. Перед использованием духовки – проветрить ее.

4. Не оставлять зажженную плиту без присмотра.

5. По окончании работы закрыть краны.

 

Электронагревательными приборами

1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

2. Установить электроприбор на огнеупорную подставку.

3. Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.

4. По окончании работы выключить электроприбор.

 

Горячей посудой и жидкостью

1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края

2. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

3. Снимая крышку с горячей посуды, приподнять ее от себя.

4. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

5. На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.

6. Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником – приспособлением для перемещения посуды.

7. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

 

Ножом и приспособлениями

1. Пользоваться правильными приемами работы ножом.

2. Работать только хорошо заточенным ножом.

3. Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

4. При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

А если при работе получили травму: порез или ожег. Как помочь себе?

Первая помощь при порезах (читать)

1. Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцовокислого калия

2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

3. Наложить стерильную повязку.

4. Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлинику.

 

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

1. Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

4. Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

 

Домашнее задание: Прочитать текст, записать в тетрадь и выучить: САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КУЛИНАРИИ, Правила безопасного пользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: