Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
Московской области
«Красногорский колледж»
(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по образовательно-инновационной работе _______________ /Т.П. Дубровская/ подпись «_____»________________ 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
ЕН. 02
для специальности
20.02.04 «Пожарная безопасность»
по программе базовой подготовки
2018 год
| Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 354 от 18.04. 2014г. |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж»).
Заведующий Волоколамским филиалом
ГБПОУ МО «Красногорский колледж»_______________________/А.Н. Кондратюк/
Разработчик:
Елена Викторовна Соловьева - преподаватель высшей категории Волоколамского филиала ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Рецензенты:
Нина Ивановна Репничева- преподаватель высшей категории ГБПОУ МО
«Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка»
РАССМОТРЕНА
Учебно-методическим объединением преподавателей специальности «Пожарная безопасность» и «Защита в чрезвычайных ситуациях»
протокол № 1
от «31» августа 2018 г.
Председатель УМО_____________ /Е.М. Лебединская/
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины _______4
Структура и содержание учебной дисциплины ___________6
Условия реализации рабочей программы
Учебной дисциплины __________________________________9
Контроль и оценка результатов освоения
Учебной дисциплины___________________________________11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплиния «Экологические основы природопользования_является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.04 «Пожарная безопасность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 354 от 18.04. 2014г., входящей в укрупненную группу специальностей (профессий) 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство. Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования может быть использована в дополнительномпрофессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессии рабочих, должностям служащих 16781 «Пожарный»,26534 «Спасатель» и другим профессиям технического и естественнонаучного профилей.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программ: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
· анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
· соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов, экозащитную технику и технологии;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- загрязнения окружающей среды огнетушащими веществами и пожарной техникой;
· деятельность пожарной охраны по сохранению экологии и профилактике пожаров как мере защиты окружающей среды.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность (базовой подготовки) и овладению обучающимися общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.
ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.
ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.
ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.
ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.
ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.
ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.
ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.
ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Количество часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
| В том числе: Практические работы | 6 |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
| в том числе: | |
| выполнение индивидуальных заданий внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | |||
| Тема 1.1. Закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой | Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. Особенности взаимодействия общества и природы. | 8 | 1 |
| Круговороты веществ в природе и в антропогенной деятельности. Глобальные проблемы | 1 | ||
| Источники техногенного воздействия на окружающую среду. | 1 | ||
| Условия устойчивого развития экосистем. | 1 | ||
| Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Основные направления рационального природопользования. Классификация природных ресурсов. Принципы и методы рационального природопользования. | 8 | 2 |
| Особенности взаимодействия общества и природы. Условия устойчивого развития экосистем. Причины возникновения экологического развития. | 2 | ||
| Природоохранный потенциал | 2 | ||
| Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов. | 2 | ||
| Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов. | 2 | ||
| Практическая работа №1 «Классификация природных ресурсов» Практическая работа № 2 «Выявление признаков загрязнения биосферы» | 1 1 | ||
| Тема 1.3 Экологические кризисы и экологические катастрофы. | Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Способы предотвращения и улавливания промышленных отходов. | 8 | 2 |
| Группы отходов, их источники и масштабы образования. Методы очистки промышленных отходов. | 2 | ||
| Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов. | 2 | ||
| Практическое занятие №3 «Сферы влияния органов управления и надзора по охране окружающей природной среды» | 1 | ||
| Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Особенности взаимодействия общества и природы» Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные понятия и определения рационального природопользования. Основные схемы безотходных (малоотходных) производств. Методы утилизации твердых неиспользуемых отходов. Принципы Энергетические чистые возобновляемые источники энергии. | 18 | 3 | |
| Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | |||
| Тема 2.1. Правовые и социальные вопросы природопользования | Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности. | 6 | 2 |
| Социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.. | 2 | ||
| Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | 3 | ||
| Природоресурсный потенциал Российской Федерации | 3 | ||
| Охраняемые природные территории. Принципы производственного экологического контроля. Условия устойчивого состояния экосистем | 3 | ||
| Регламент экологической безопасности в профессиональной деятельности. | 3 | ||
| Практическое занятие №4 «Составление экологического паспорта» Практическая работа № 5 «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы городов» Практическая работа № 6 «Экологический мониторинг берега реки» | 1 1 1 | ||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






