Тема: Система образования в РФ
План.
1. Право на образование в Российской Федерации.
2. Компоненты системы образования в РФ.
3. Формы получения образования.
4. Типы образовательных организаций.
Право на образование в Российской Федерации.
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273 - ФЗ от 29. 12.2012г.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России сфера образования признается приоритетной.
Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования заключаются в:
· возможности получения образования на территории России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;
· получении бесплатного общего образования, бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях (если профессиональное образование данного уровня гражданин получает впервые).
Система образования в РФ основывается на следующих принципах:
- гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
- единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;
- общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, учащихся;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
(кратко законспектировать)
Компоненты системы образования В РФ
(внимательно изучите схему, перечертите в тетрадь)
Образование в РФ подразделяется на
· общее образование,
· профессиональное образование,
· дополнительное образование
· профессиональное обучение.
Определяющими основаниями образования в России являются государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также совокупность преемственных образовательных программ.
Образовательные программы разделяются на два типа:
· общеобразовательные: основные и дополнительные;
· профессиональные: основные и дополнительные.
Общеобразовательные программы направлены на формирование и развитие общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, реализуют задачи общего развития личности в современных общественных условиях, создают основы для осознанного выбора и освоения профессии.
К общеобразовательным программам относятся:
· программы дошкольного образования,
· программы начального общего образования,
· программы основного общего образования,
· программы среднего общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов.
К профессиональным программам относятся:
· программы среднего профессионального образования,
· программы высшего профессионального образования,
· программы послевузовского профессионального образования.
Нормативные сроки освоения программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом «Об образовании в РФ», а также положением о типах и видах образовательных учреждений. Например, начальное общее образование - 4 года, основное общее образование - 9 лет, среднее общее образование - 11 лет.
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Выделяют уровни общего и профессионального образования:
Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования