Специфика экономического развития Латинской Америки в XX веке во многом определялась её положением в едином мировом хозяйстве. Латиноамериканский регион вышел на мировой рынок в качестве периферийного аграрно-сырьевого придатка. Если в 1930-е гг. в условиях нарастающей политической нестабильности и резкого ухудшения мировой конъюнктуры латиноамериканские страны находились в полосе экономического застоя, то в годы Второй мировой войны они получили возможность включиться в систему мировой торговли. Особенно успешно это сделали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. За счёт средств, полученных от торговли, правительства данных стран стали создавать промышленные предприятия и вытеснять с внутреннего рынка импортную продукцию, которая ранее оплачивалась выручкой от сырьевого экспорта. Такая модель индустриализации, получившая название «импортозаменяющей», на определённом этапе содействовала промышленному развитию, но со временем из-за нехватки инвестиций, новых технологий и ресурсов начала давать сбои. За исключением Мексики, указанные процессы привели лишь к некоторому подновлению традиционных социально-экономических структур, но не к их радикальному обновлению.
|
|
В обстановке роста антиамериканских настроений президент Рузвельт провозгласил новую политику в отношении стран Латинской Америки — политику «доброго соседа», или добрососедского сотрудничества, означавшую переход к более гибким формам экспансии. Было заявлено об отказе США от интервенций и других форм прямого вмешательства в дела латиноамериканских государств, о признании равенства и суверенных прав всех народов. Со многими государствами Латинской Америки были заключены новые торговые соглашения, более благоприятные для них. Политика «доброго соседа» явилась позитивным сдвигом во взаимоотношениях между США и латиноамериканскими странами. Она привела к ослаблению антиамериканских настроений, росту авторитета и влияния Соединённых Штатов в регионе.
В конце 1940-х гг. во многих странах Латинской Америки началась модернизация сельского хозяйства, которая отличалась крайне низкими темпами.
На фоне низких темпов модернизации сельскохозяйственного производства резко выделялась Мексика, добившаяся в период «зелёной революции» больших успехов в решении продовольственной проблемы. Начало «зелёной революции» было положено в 1943 г. сельскохозяйственной программой мексиканского правительства и Фонда Рокфеллера. К 1951-1956 гг. Мексика полностью обеспечила себя зерном и начала его экспорт, за 15 лет урожайность зерновых в стране выросла в три раза.
|
|
На основе анализа экономического положения стран Латинской Америки в 1950-е гг. была сформулирована концепция «периферийного капитализма», или концепция зависимого развития. Согласно ей капиталистическая мировая экономика представляет собой единое целое, чётко разграниченное на центр, который включает в себя несколько высокоразвитых индустриальных держав, и периферию, которую в основном составляют аграрные страны. Периферийные страны находятся в экономической зависимости от центров, что препятствует их развитию и обусловливает их отсталость. Важнейшая причина отсталости периферии — выкачивание центрами существенной части её доходов. В 1960-е годы за время короткого президентства Дж. Кеннеди была разработана обширная программа «Союз ради прогресса», направленная на демократизацию общественной жизни в странах Латинской Америки, ускорение их экономического и социального развития и сокращение разрыва в уровне жизни между Латинской Америкой и развитыми государствами. Местная элита была готова участвовать в этой программе, но не желала мириться с посягательствами на свои привилегии, поэтому, когда нужно было делать выбор между военной диктатурой и радикальными переменами, она предпочитала первое.
В последующие десятилетия в Латинской Америке берутся на вооружение концепции свободной рыночной экономики, позволяющие максимально подключить производственные мощности региона к мировому хозяйству и таким образом решать проблемы экономического развития.
В Латинской Америке в 1980-е гг. экономическая модель, которая имела много общего с социализмом, окончательно обанкротилась. Основной особенностью этой модели являлся этатизм (сильная роль государства). О том, насколько неэффективной являлась эта модель, свидетельствует высокая инфляция: в Аргентине в течение 1989 г. цены выросли на 5000%, в Бразилии — на 2000%, в Никарагуа — на 1700%, в Перу — на 2800%, а во всей Латинской Америке в среднем — на 1200%.
Старт неоконсервативным реформам дала Мексика, вслед за ней по этому пути пошли Чили, Боливия, Перу, с 1991 г. — Аргентина. Составляющими этих реформ были стабилизация денег, либерализация внешней торговли, ликвидация барьеров для иностранного капитала, приватизация государственного сектора, изживание чрезмерного вмешательства государства в экономику. Переход к либеральной рыночной системе, предполагающий открытость по отношению к мировому рынку, глубокое вовлечение в мирохозяйственные процессы, уход государства от непосредственного участия в производственной деятельности, переключение его на косвенное регулирование экономики:
- укрепление независимости;
- проведение реформ в сельском хозяйстве;
- ориентир индустрии на экспорт и вытеснение импортных товаров;
- создание новой экономической и социальной инфраструктур;
- улучшение систем макроэкономического регулирования;
- мобилизация собственных ресурсов;
- широкое использование капитала, опыта и технологий развитых государств.
Однако это был всего лишь первый этап в экономическом реформировании стран региона. Результаты его в целом были неожиданными.
Вопреки ожиданиям, вместо подъема произошел спад производства и инвестиций. Происходил быстрый рост спекулятивных операций в ущерб реальному производству, рос бюджетный дефицит, безработица, уровень жизни большинства населения приближался к границе нищеты, увеличивался внутренний и внешний долг.
Второй этап развития региона связан с отчасти противоположными процессами. Проходили они в 80-е - 90- годы XX века под знаком осуществления неолиберальных реформ. Их итоги включают в себя такие процессы, как переход от застоя 80-х годов к оживлению 90-х, определенная стабилизация финансовой обстановки, частичное оздоровление государственных бюджетов, снижение темпов инфляции, рост оборотов внешней торговли и некоторые другие.
|
|
Как отмечают специалисты, глубоко изучавшие модели экономического развития стран Латинской Америки - анализ их показывает, что все эти модели по большому счету различаются между собой степенью вмешательства государства в экономику. При этом на разных этапах экономического реформирования эта степень то увеличивается, то уменьшается в зависимости от изменения социально-экономических приоритетов.
Тем не менее, эти модели сформировали ту экономическую ситуацию в регионе, которая наблюдается и сейчас.
Можно отметить ряд ключевых явлений для экономики региона, которые стали определяющими для развития стран Латинской Америки в начале XXI века:
во-первых, вялую динамику хозяйственного разви тия. За период 1990-2000 - х гг. средний темп роста ВВП в регионе был всего 2,7%. Среднегодовое увеличение душевого дохода составило всего 1%. Латинская Америка отстала по темпам роста от всех остальных зон развивающегося мира;
- во-вторых, заметное возрастание хозяйственной неустойчивости и неравномерности развития. В конце 90-х годов темпы роста резко снизились (в 2000-х годах они составили в среднем лишь 1,3%, при сокращении душевого дохода);
- в-третьих, существенные негативные структурные сдвиги, обернувшиеся в ходе реформ усилением сырьевой ориентации и крупномасштабным разрушением производственного аппарата в обрабатывающей промышленности. В условиях резко обострившейся иностранной конкуренции и заметной пассивности местного капитала эта важнейшая отрасль неуклонно теряла свои позиции. В то же время быстро расширялась сеть иностранных предприятий экспортного профиля. Рост горнодобывающей промышленности (при участии иностранного капитала) и сельского хозяйства закреплял аграрно-сырьевую специализацию экономики многих стран региона;
- в-четвертых, все более интенсивное включение латиноамериканских стран в сложные мирохозяйственные процессы, связанные с прогрессирующей глобализацией, и усиление их зависимости от внешних экономических факторов, находящихся вне пределов национального контроля. В условиях снизившегося в последние годы динамизма мировой экономики и растущей ее неустойчивости этот фактор оказал дестабилизирующее воздействие на хозяйственную эволюцию региона, усугубил его экономические и в особенности финансовые трудности;
|
|
- в-пятых, продолжающееся отставание Латинской Америки от центров мировой экономики. Несмотря на частичную модернизацию и определенные возможности ускоренного решения некоторых хозяйственных задач, которые открывает современный этап научно-технической революции, разрыв между регионом и промышленно развитыми странами увеличивается;
Итак, в ходе определенных экономических реформ, ряд стран региона (в первую очередь Бразилия, Чили и Аргентина) построили развитую экономику, отчасти уйдя от роли экспортеров сырья. Однако для основной массы стран и территорий Латинской Америки характерным остается экономические отставание от развитых стран. Также можно отметить, что ключевые препятствия, традиционно сдерживавшие экономическое и социальное развитие региона, полностью сохранились.
В настоящее время, как правило, каждая страна региона специализируется на экспорте одного-двух видов сырья и продуктов, от которых напрямую зависит ее благосостояние. Эквадор, например, экспортирует нефть и бананы, Боливия - олово и природный газ, Колумбия - кофе и нефть, Перу - руды цветных металлов, Венесуэла – нефть.
Развитие промышленности в Латинской Америке также связано в основном с добычей полезных ископаемых: сюда переносились из развитых стран экологически грязные и трудоёмкие производства по переработке минерального сырья (крупные медеплавильные заводы в Чили, фабрики по обогащению оловянной руды, производству концентрата и выплавке олова в Боливии, нефтеперерабатывающие заводы в Венесуэле).
Относительно разностороннюю промышленность, как мы уже отмечали, удалось построить только некоторым латиноамериканским странам - Бразилии, Аргентине и отчасти Чили, в которых развита автомобильная и даже авиационная промышленность, есть собственные атомные электростанции, производятся компьютеры и военная техника.
Но в этих странах, как и повсюду в Латинской Америке, передовые отрасли экономики сочетаются с отсталым сельским хозяйством, а зависимое положение стран континента в системе мирового хозяйства, огромные внешние долги и экономическое неравенство порождают острые социальные конфликты.
Отдельное внимание, в контексте нашего изложения, хотелось бы уделить Бразилии - самой развитой экономически, крупнейшей территориально, и самой густонаселенной стране региона. В стране развито как сельское хозяйство, так и промышленность, которая производит самые разные виды товаров, кроме того эта страна имеет самый развитый в Южной Америке сектор услуг.
Бразилия входит в число стран БРИКС - самых быстроразвивающихся экономически стран мира (сюда также входят Индия, Россия и Китай, ЮАР) Некоторыми экономистами высказываются предположения, что эти страны к 2050 году превысят суммарный объем экономии самых развитых стран мира (т.н. «большой семерки»).
Кроме того, необходимо отметить, что ряд стран региона (в первую очередь Венесуэла и Боливия) в последние годы также проводят широкие экономические реформы.
Внешняя торговля стран Латинской Америки во многом рассчитана на США и Западную Европу. В частности, на США приходится половина внешнеторгового оборота Латинской Америки. В то же время, зависимость различных стран от США неодинакова. Наиболее зависимыми в области торговых отношений от США являются страны Центральной Америки, Мексика, и Колумбия (в то же время, например Венесуэла, Боливия и Никарагуа активно снижают присутствие США в их национальных экономиках).
Зависимость торговли стран Латинской Америки от США выражается не только в односторонности торговых связей, но также и в том, что североамериканские компании, на протяжении всего XX века, стремились изолировать Латинскую Америку от рынка других стран (в первую очередь СССР). Это привело к тому, что американские компании превратились для Латинской Америки в монопольных посредников. Так, значительная часть производимой в Латинской Америке продукции вывозится в США, а потом реэкспортируется в другие страны.
Внутренняя латиноамериканская торговля развита очень слабо. Всего 10% торгового оборота совершается между самими странами Латинской Америки. По абсолютному объему в товарообороте между странами Латинской Америки ведущее место принадлежит Аргентине, Бразилии и Венесуэле. Крайне слабы торговые связи с латиноамериканскими странами у Мексики, Колумбии и стран Центральной Америки Терещенко Г.Н. Указ. соч. С. 25..
Отдельно остановимся на энергетическом секторе Латинской Америки. Экспорт нефти, представляет собой значительные части доходов таких стран как Венесуэла, Боливия, Эквадор и Колумбия, и они заинтересованы в освоении новых рынков сбыта, а также в энергетическом партнерстве со странами ОПЕК и Россией, в плане обмена технологиями и разведки новых месторождений.
Таковы основные тенденции в экономике Латинской Америки. В целом, роль Латинской Америки в мировой экономике довольно скудна и в основном ограничивается ролью экспортеров минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Ни одна из стран региона не входит в число наиболее развитых мировых экономик (большая семерка), однако Бразилия (единственная из всего региона), при этом находится на девятом месте и входит в БРИКС.
Большинство специалистов по Латинской Америке утверждают и доказывают, что подавляющее большинство социальных проблем обусловлено неоднозначной экономической ситуацией в регионе.
· Бесправное положение беднейшей части населения, лишенной возможности удовлетворять базовые потребности, на фоне крайнего неравенства в распределении доходов, усиливающего социальные конфликты, сопровождается распространением насилия, угрожающего политической стабильности региона, и свидетельствует о существенных изъянах экономических процессов модернизации в Латинской Америке.
· Тот факт, что модернизационные процессы заметно опережали политические преобразования и укрепление структур гражданского общества, отрицательно сказывался на качестве и устойчивости политических систем и режимов. Об этом ясно говорит серия политических кризисов и социальных волнений, прокатившихся по странам региона в начале XXI века42. Эти события, по мнению ряда западных аналитиков и политологов, поставили под вопрос необратимость демократического развития в Латинской Америке.
· Ухудшение условий жизни большинства населения, особенно явное в странах, переживших экономические кризисы и политические потрясения, повлекло за собой изменения в социально-политической психологии латиноамериканцев.
Специфика историко-культурных и национальных традиции, сохраняющиеся отличия в социальных структурах и в этническом составе населения, особенности политических систем и правящих режимов обусловили разную скорость процессов модернизации, развертывающихся на континенте. При отсутствии равновесия изъяны и сбои модернизации стали определяющим фактором, воздействующим на состояние государства и общества и на отношение населения к властям. Для большинства населения улучшение материальных условий жизни и удовлетворение базовых потребностей куда более актуальны, чем вопросы углубления демократии и укрепления политических институтов. Критический уровень недовольства политикой властей, зафиксированный на рубеже веков в таких неблагополучных странах, как Эквадор, Перу и Боливия, сопровождался кризисом доверия к власти, падением популярности правительств и признаками дестабилизации. При этом проявлялся растущий потенциал индейских движений и ассоциированных с ними неправительственных организаций, выступавших за кардинальный пересмотр политики государства в интересах обездоленного большинства.
Итак, с середины 1990-х годов в условиях финансово-экономической нестабильности и колебаний на мировых рынках рост открытой безработицы в странах Латинской Америки ускорился. дальнейшее усиление обнищания широких слоев населения и углубление социального неравенства: численность населения, живущего за чертой бедности (227 млн человек - 44% от числа населения региона), неравенство в распределении доходов, количество безработных (16,7 млн человек), бездомных, не пользующихся медицинским обслуживанием, свидетельствуют о том, что реформы не только не ослабили остроту социальных проблем, но наоборот усугубили их. Причем, подавляющее число безработных концентрировалось в крупных городах.
· Отдельно остановимся на проблемах занятости на так называемых «совместных предприятиях». На конвейерно-сборочных предприятиях, во многих случаях из-за отсутствия профсоюзов, наблюдается сравнительно большая текучесть рабочей силы, что позволяет предпринимателям, используя различные формы найма рабочих, сохранять их заработки на низком уровне.
· Еще один фактор, обостряющий социальные проблемы региона, обусловлен скорее географическими и климатическими причинами. В первую очередь мы говорим о наличии идеальных условий для производства различных наркотиков. Особенно это характерно для Колумбии и Эквадора. Безработица с одной стороны, а с другой наличие условий для производства наркотических веществ, которые традиционно пользуются спросом среди определенных кругов всего мира, вызвало к жизни ряд специфических проблем. Значительная часть населения Эквадора и Колумбии заняты на производстве и реализации наркотической продукции, контролируемой организованной преступностью. Отсюда – наркомания, рост преступности, клановость и т.д.
Вопросы для самопроверки:
1. Где находиться регион Латинской Америки?
2. Дайте характеристику основных этапов исторического развития.
3. Выделите основные особенности политического развития.
4. Выделите основные этапы экономического развития и особенности современного состояния экономики стран Л.А.
5. Выделите основные проблемы социального развития.
[1] В последнее время термин «открытие Америки» часто заменяется другим – «встреча культур». Очевидно, обе формулы справедливы и дополняют друг друга. Это действительно встреча разных культур и цивилизаций – индоамериканской и европейской, с последующим их синтезом. Но это и открытие Америки для остального мира, и не просто «встреча», а драматическое неравное столкновение двух миров, завершившееся порабощением европейцами индейского населения