Устройство железнодорожного пути
1.1 Устройство земляного полотна
Земляное полотно — это инженерное сооружение из грунта, на котором размещается верхнее строение железнодорожного пути. Земляное полотно воспринимает нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и передает их на основание. Земляное полотно выравнивает земную поверхность в пределах железнодорожной трассы для придания пути необходимого плана и профиля. От надежности земляного полотна зависят и скорости движения поездов, и масса поездов, и пропускная и провозная способность линий.
Земляное полотно работает в сложных условиях, так как подвергается значительной поездной нагрузке и влиянию природных факторов. От целостности и состояния земляного полотна зависит исправность всего железнодорожного пути. Чтобы земляное полотно исправно служило, к нему предъявляются следующие основные требования:
· прочность — способность выдерживать нагрузку от подвижного состава (передаваемую через верхнее строение) без разрушений;
|
|
· устойчивость — неизменность своей формы и положения, как от пере
даваемой нагрузки, так и от влияния природно-климатических воздействий;
· надежность и долговечность.
Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси. Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной основной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных устройств, высотой насыпи и глубиной выемки.
Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее строение пути, называется основной площадкой. Пересечение основной площадки
с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки принимается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообщения Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной линии.
(Привести рисунок –схему земляного полотна. Рисунок подписывается внизу посередине.)
Устройство стрелочных переводов
Путевые устройства, предназначенные для перевода подвижного состава с одного пути на другой, называются стрелочными переводами. Они позволяют объединить два или три рядом расположенных пути в один или наоборот один путь разветвить на два или три пути.
По количеству и расположению в плане соединяемых путей применяются стрелочные переводы следующих видов: одиночные, двойные и перекрестные. Наибольшее распространение имеют одиночные обыкновенные стрелочные переводы.
|
|
Основные элементы одиночного обыкновенного стрелочного перевода:
- стрелка с переводным механизмом;
- крестовина с контррельсами (крестовинная часть);
- соединительные пути;
- переводные брусья (или другое подрельсовое основание).
Стрелка направляет движущийся подвижной состав с прямого пути на боковой путь или с бокового пути на прямой. Стрелка современного стрелочного перевода состоит из двух остряков, двух рамных рельсов, двух комплектов корневых устройств, комплекта переводного механизма, упорных и опорных устройств;
Рамными называют рельсы, к которым прижимаются остряки. Рамные рельсы являются продолжением путевых рельсов разветвляющегося пути и представляют собой целые рельсы стандартной длины 12,5 м и 25 м (для пологих марок) или несколько короче. Кроме того, они отличаются от путевых рельсов наличием отверстий в шейке для прикрепления упорных болтов (упорных накладок), самого рамного рельса к башмакам, корневых болтов и деталей переводного механизма. В обыкновенных стрелочных переводах один рамный рельс прямой, а другой изогнут в плане (криволинейный).
Остряки позволяют изменить направление движения подвижного состава. Изготавливают их из специальных остряковых рельсов пониженной по сравнению с рамным рельсом высоты типов ОР75 и ОР65, ОР50 и ОР43. Эти рельсы имеют мощное поперечное сечение. Передний конец остряка называют острием, задний — корнем.
Стрелочные переводы различаются в зависимости от марки крестовины. Применяются следующие марки стрелочных переводов: 1/22, 1/18, 1/11, 1/9, 1/6. Согласно ПТЭ на железных дорогах применяют переводы следующих марок:
· на главных путях и приемоотправочных пассажирских — не круче 1/11, а перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, — не круче 1/9;
· на приемоотправочных путях грузового движения — не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6;
На главных путях станций, где предусмотрен пропуск пассажирских поездов со скоростями 140—200 км/ч, должны укладываться стрелочные переводы типа Р65 марки 1/11, с гибкими остряками и крестовиной с непрерывной поверхностью катания.
Стрелочные переводы марки 1/18 и 1/22 допускается предусматривать в трудных условиях в порядке исключения по согласованию с ОАО «РЖД» (при разветвлении главного пути и в путепроводных развязках). Тип рельсов стрелочных переводов зависит от типа рельсов тех путей, на которых уложены стрелочные переводы. Чаще всего они совпадают. Выпускают стрелочные переводы рельсов Р-65, марки 1/11, рельсов Р-65 марки 1/9, рельсов Р-50 марки 1/11 и т.д.