Е) Прочитайте. Это интересно

-Книга юного краеведа. Л.: Молодая гвардия. 1981.

- Ефремов Ю.К. Природа моей страны. М. Мысль. 1985.

- Петров В.В. Лес и его жизнь. М. Просвещение. 1975.

ж) Практические работы:

- Сделайте описание растительности вашей местности.

- Нанесите на контурную карту распространение основных типов растительности области.

 

 

6.4 Самооценка.

   а) Базовый уровень:

Какую площадь занимают еловые (сосновые) леса, где они распространены?

Какие типы сосновых лесов встречаются в области?

Какие растения занесены в Красную книгу?

Какую роль играют растения в природе и в жизни человека?

Какие компоненты природы влияют на формирование растительности?

  б) Повышенный уровень:

Какие лекарственные растения в области вы знаете, каково их применение?

Объясните причины неравномерного распространения лесной растительности.

Чем вызвано исчезновение некоторых видов растений в области?

Почему в области преобладает хвойная растительность?

Как правильно заготавливать грибы и ягоды, не нанося ущерба природе?

Каковы важнейшие функции растительности как составной части биосферы?

Предложите безотходную технологию переработки древесины.

Какое влияние оказал ледник на современную растительность области?

Какие растения можно назвать сорными – спутниками нерадивого хозяйствования

человека?

   6.5 Интересная информация:

 

                                                *****

 

     Люблю дорожкою лесною

    Не зная сам куда, брести.

    Двойной глубокой колеею

    Идешь – и нет конца пути...

    Кругом пестреет лес зеленый,

    Уже румянит осень клены,

    А ельник зелен и тенист,

    Осинник желтый бьет тревогу,

    Осыпался с березы лист

    И как ковер, устлал дорогу.

    Идешь, как будто по водам-

    Нога шумит.....а ухо внемлет

    Малейший шорох в чаще там.

    Где пышный папоротник дремлет.

                                                              Майков А. Г.

 ТЕМА 7              ЖИВОТНЫЙ МИР.

 

  7. 1             Блоки знаний.

 

Животный мир – компонент природы.

Формирование современного животного мира.

Изменение животного мира под влиянием деятельности человека.

Сведения о редких и исчезающих животных.

Приспособление животных к среде обитания, изменение видового состава животных.

 

 

7. 2            Теоретические сведения.

   

Становление и формирование современной фауны Тверской области началось 10-12 тысяч лет назад после последнего, Валдайского оледенения. На верховых болотах с их более холодным микроклиматом поселились тундровые животные: Желтушка торфяниковая, сенница болотная, голубянка болотная, перламутровки, жук-жужелица блестящая. Из позвоночных – белая куропатка, полярная сова, красная полевка, северный олень до 30-х годов прошлого века заходил во время зимних миграций на нашу территорию. С потеплением климата на территорию области проникли многие степные животные: серая куропатка, грач, заяц-русак, сизоворонка, удод, медведка. До наших дней сохранились некоторые элементы дубравной фауны: буковый вилохвост, сливовый коконопряд, зеленая и орешниковая совки, ленточник Камилла, зеленый дятел, зеленушка, орешниковая соня, желтогорлая мышь, черный хорь, зеленая жаба.

Основу современной фауны составляют таежные виды: черный и трехпалый дятлы, глухарь, тетерев, рябчик, снегирь, клесты, белка-летяга, заяц-беляк, рысь, куница, бурый медведь. На территории области зарегестрировано: 392 вида позвоночных животных, рыб и круглоротых – 52, земноводных – 10, пресмыкающихся -6, млекопитающих – 66 видов. Фауна беспозвоночных насчитывает несколько десятков тысяч видов. За последние десятилетия численность некоторых видов животных сильно сокращается. Из-за строительства плотин на Зап.Двине к ее верховьям не мигрирует из Балтийского моря семга, хотя в начале прошлого века ее ловили весом более пуда. По этой же причине в верховья Волги не могут попасть каспийские миноги, русский осетр, сельди: черноспинка и пузанок. Загрязнение воды в реках промышленными стоками привело к резкому сокращению стерляди, бычка-подкаменщика, пресноводной жемчужницы. Ряд хищных птиц занесен еще в Красную книгу СССР: черный аист, орел беркут, орлан-белохвост, сокол сапсан. Из млекопитающих с территории области исчезла выхухоль – небольшой насекомоядный зверек. А ведь она занесена в Международную Красную книгу. Из беспозвоночных в Красную книгу попали: малый ночной павлиний глаз, медведица-госпожа, бражник»мертвая голова», малиновая и голубая орденские ленты, махаон, черный апполон, сенница геро, большая переливница, шмели, жук восковик-отшельник. С другой стороны, своевременно принятые меры помогли сохранить лосей, бурого медведя, волка. Успешно был реакклиматизированы кабан и бобр, акклиматизированы ондатра и енотовидная собака. Промысловые животные играют определенную роль в экономике области. Объектами пушного промысла являются бобр,белка,куница, норка, хорь, выдра, ондатра.

 

7.3                 Отработка учебного материала.

 

А) Знаете ли вы?

Как сформировался животный мир области?

Как человек повлиял на формирование и изменение видового состава животного мира?

Какие животные обитают в области?

Какие промысловые животные есть в области?

Какие животные занесены в Красную книгу?

 

Б) Умеете ли вы?

Собрать материал и написать реферат о животном мире области.

Обосновать нынешний состав животного мира области.

 

в) Примите участие в дискуссии:

Писатель В. Песков назвал Красную книгу документом совести человека. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какой смысл вы вкладываете в эти слова?

 

г) Обсудите проблемы:

Влияет ли сельское хозяйство на среду обитания животных?

Что произойдет с животными при катастрофической вырубке лесов области?

Нужно ли бороться с насекомыми-вредителями в лесах?

 

д) Подготовьте реферат:

Проблемы использования и охраны современного животного мира Тверской области.

Животный мир Тверских лесов.

Насекомые Тверской области.

Охраняемые животные Тверской области.

е) Прочитайте. Это интересно:

М. Пришвин. Кладовая солнца.М. 1982.

 

ж) Практические работы:

На контурной карте Тверской области отметьте места обитания охраняемых животных.

Составьте схему взаимодействия компонентов природы, поместив животных в центре.

 

  

 

       7.4              Самооценка.

 

а) Базовый уровень:

Какие животные обитают в Тверской области?

Дайте характеристику животному миру лесов (лугов, полей, водоемов, болот) Тверской области, обоснуйте особенности обитания этих животных в данной среде.

Приведите примеры приспособления животных к разным природным условиям.

Изменяется ли животный мир вслед за изменениями климата, вод, растительности?

Какие изменения происходят в животном мире под влиянием деятельности человека?

Какие виды животных охраняются в области?

Какие животные были акклиматизированы и реакклиматизированы в области?

 

б) Повышенный уровень:

Чем можно объяснить, что численность животных определенных видов то уменьшается, то увеличивается?

Выскажите мнение по поводу истребления хищников.

Что произойдет с животным миром при изменении одного из природных компонентов (рельеф, климат, растительность, воды)?

Как мелиорация и химизация сельского хозяйства отражаются на животном мире области?

 

Какие изменения происходят с животным миром в связи с потеплением климата?

Какой прогноз можно сделать на состояние охотничьей фауны области?

Как шло бы формирование фауны области, если бы ее не посещал ледник?

 

7.5  Интересная информация.

 

«Голубь с незапамятных времен служит эмблемой красоты, кротости и любви – и не напрасно: все эти три качества принадлежат ему по преимуществу.

Любовь голубя к голубке и общая их нежность к детям признаны всем народом русским и засвидетельствованы песнями и поговорками: авторитет убедительный и неопровержимый.

Слова ласки и сожаления, голубчик и голубушка, постоянно слышны в речах простого народа. Самая наружность голубя выражает его качества: как он всегда чист и опрятен, как соразмерны все части его тела! Во всех движениях нет ничего порывистого, резкого; все так кротко, спокойно,грациозно.»                                    

                                                                                 С. Аксаков.

 

 

 Тема 8. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ.

 

          8.1           Блоки знаний.

 

- Что такое ПТК?

- Какие компоненты природы формируют ПТК?

- Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы в ПТК.

- Характеристика природных комплексов области.

 

          8.2          Теоретические сведения.

 

Вы изучили все компоненты природы Тверской области. Попробуйте самостоятельно составить характеристику природных районов, используя свои знания.

 

                           ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

  ТЕКТОНИКА                КЛИМАТ                         ПОЧВЫ

/ геологическое

  строение/                                                                                                

 

РЕЛЬЕФ                           ВНУТРЕННИЕ          РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

                                                         ВОДЫ                      

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ
ИСКОПАЕМЫЕ                                                       ЖИВОТНЫЙ МИР

 

 

                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    ЧЕЛОВЕКА.

    

Особенности тектоники, геологического строения, рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности, животного мира как взаимосвязанных компонентов природного комплекса позволяют выделить на территории области природные районы, отличающиеся друг от друга природными характеристиками. В результате такого взаимодействия образуются природные районы с четко выраженными взаимосвязями, характерными для конкретной территории. Существо и суть этих связей, их результат и особенности проявляются по-разному, что и создает неповторимость ландшафтов каждой территории. Ученые выделяют физико-географические пояса, страны, зоны, провинции, районы, ландшафты, фации, урочища. Учеными Тверского госуниверситета установлено, что на территории области полностью или частично представлены 23 физико-географических района: Ловатский, Леснинский, Верхнемстинский, Шлино-Цнинский, Селигерский, Шейно-Бологовский, Охватский, Торопо-Западнодвинский, Велесо-Среднемежский, Тверецкий, Осуго-Поведьский, Тудовский, Ржевско-Старицкий, Обшинский, Молого-Шекснинский, Восточно-Тверской, Верхнемоложский, Среднемолжский, Верхнемедведецкий, Кашинский, Приволжско-Оршинский, Тьмакский, Нерльский. Что же послужило основанием для их выделения? Во-первых, вся территория каждого района обладает общностью происхождения и последующего естественно-исторического развития. Во-вторых, каждый район занимает определенный обособленный довольно крупный орографический элемент – низину, замкнутую котловину, возвышенность, систему коечных моренных гряд, следовательно, характеризуется сравнительно однородными высотами и рельефом. В-третьих, все части района связаны между собой. В-четвертых, особенности расположения более мелких ПТК внутри района. На основе имеющихся у вас данных попробуйте составить характеристику одного из природных районов.

                        Типовой план характеристики.

- Географическое положение.

- Тектоника и геологическое строение.

- Рельеф.

- Полезные ископаемые.

- Климат.

- Внутренние воды.

- Почва.

- Растительность.

- Животный мир.

- Экологические проблемы, влияние человека на природу, охрана природы.

 

 

8.3     Отработка учебного материала. 


А) Знаете ли вы?

- Что такое ПТК?

- Какие компоненты определяют ПТК?

- Как эти компоненты взаимодействуют?

- Какие ПТК выделяются в области?

- План характеристики природного района?

Б) Умеете ли вы?

- Показать на карте границы природных районов и назвать их?

- Дать комплексную характеристику района по типовому плану.

- Обосновать влияние человека на ПТК.

в) Примите участие в дискуссии:

- Можно ли сделать климат ведущим компонентом при выделении территорий?

- Можно ли выделить природные территории, положив в основу степень антропогенного воздействия на природу?

г) Обсудите проблемы:

- Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Дайте прогноз изменения рельефа области в результате хозяйственной деятельности человека

- Как можно использовать заброшенные карьеры, где добывали строительные материалы?

д) Подготовьте реферат:

- Антропогенное влияние на природу ПТК.

- Уникальность Селигерского края.

Е) Прочитайте.

- Исаченко И.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., 1991.

ж) Практические работы:

- Нанесите на контурную карту описываемый район и его границы.

- Дайте комплексную характеристику ТПК по типовому плану.

 

                 

 

 

   

 

   8.4 Самооценка.

а ) Базовый уровень:

- Какие физико-географические районы выделяются на территории области?

- В каком природном районе находится ваш населенный пункт?

- Перечислите компоненты, взаимодействие которых формирует ТПК?

- Составьте схему взаимодействия компонентов природы.

 

б) Повышенный уровень:

-Докажите, что изменение одного компонента влечет за собой изменение всего ландшафта.

- Как природные районы области отличаются по степени антропогенизации.

- На основании каких черт выделяются природные районы.

- Почему районы делятся на наиболее мелкие ПТК

 

- Составьте прогноз: что из себя будут представлять ПТК области через 50 лет, через 100 лет.

- Предложите свое районирование территории области.

- Можно ли в основу районирования положить растительность.  

 

 

       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: