Философия в эпоху Возрождения
В чем особенность философии Возрождения? Возрождение — период с XIV по XVI век. В эту эпоху произошло возрождение античных наук и искусств после долгого господства средневековой культуры. На первый план выдвигаются следующие концепции: 1. Индивидуализм — утверждение, что личность имеет в обществе полную свободу и абсолютные права. 2. Субъективизм — утверждение, что внешний мир не является объективной реальностью, он — совокупность ощущений, переживаний и действий человека. 3. Антропоцентризм — взгляд на человека как на центр мироздания. 4. Гуманизм — признание того, что человек имеет право на свободу, счастье и равенство. Гуманизм утверждает, что нормой общения должны быть милосердие и справедливость. В эпоху Возрождения особенно актуальной философской темой становится взаимоотношение Бога с миром и человеком. Николай Кузанский Биографическая справка Годы жизни: 1401-1461. Родился в Германии в местечке Куза, отсюда прозвище Кузанский. Учился в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах. В 1430 году становится священнослужителем, а в 1448 году — кардиналом римско-католической церкви. Научные интересы Н. Кузанского включали в себя математику, астрономию, географию, медицину, естествознание. Он выдвинул идею о бесконечности Вселенной. Основное в философии Кузанского — Бог и его отношения к миру. Важнейшее сочинение Н. Кузанского — трактат «Об ученом незнании». Что такое Бог? Бог — начало, середина и конец всех материальных явлений. Характеризуя Бога, Кузанский подчеркивал то, что Бог способен творить и придавать всему сущему порядок и соразмерность. Бог являет собой нечто бесконечное и непознанное, источник целостности, многообразия мира. Бесконечный Бог и мир конечных вещей — едины. Какую картину мира составил философ? Мир является творением Единого, то есть Бога. Сравнивая творчество Единого с деятельностью скульптора, художника, кузнеца и ткача, Кузанский утверждает, что Единый создавал мир с помощью арифметики, геометрии и музыки. Сотворенному миру дается определение «абсолютный минимум». Что такое человек? Человек — это «малый мир», окружающая его природа — «большой мир», или «абсолютный минимум». Малый мир есть подобие большого, а большой мир — подобие максимального, то есть подобие Бога. Сближая человека, мир и Бога, Кузанский считает, что человек — органическое единство телесности и духовности, конечного и бесконечного. Может ли человек познать мир? Да. Познание осуществляется с помощью чувств, рассудка и разума. Наиболее достоверным Кузанский считал математическое знание; он утверждал, что окружающий мир устроен по математическим законам и принципам. Философ доказывал, что каждое отдельное суждение — лишь малая частица многообразного истинного знания. Знание конечных вещей есть одновременно и незнание Бога как бесконечного начала. «Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание». Якоб Бёме Биографическая справка Немецкий мыслитель Якоб Бёме (1575-1624) создал философию, развивавшую протестантское богословие. Его труды получили значительную известность и распространение благодаря тому, что Бёме писал не на латинском, а на немецком языке. Основным произведением Якова Бёме считается «Аврора, или утренняя заря в восхождении». Что лежит в основе мира? Начало и конец всех вещей и всего мира — Бог. Творение мира Богом есть лишь его самораскрытие. Основа всех вещей — добро и зло, свет и тьма. Светлое и темное сталкиваются, благодаря чему происходит развитие мира. При этом вещественный мир является вторичным, он целиком отображает вечный духовный мир. Бёме считал, что развитие имеет тройственный ритм: оно идет от положительного через отрицательное к примирению в едином. Для чего существуют противоречия? Мир существует благодаря противоречиям. Без яда нет целебного средства, без злобы нет добродетели, без противоречий и страданий не будет никакой деятельности и знания. Бог есть начало не только добра, но и зла как некой активной силы. В чем цель жизни? По мнению Бёме, человек должен отказаться от реальной земной жизни и от личной деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы раствориться во всеобъемлющем, божественном бытие. |
Философия эпохи Просвещения
Что такое просветительство?
Просветительство — это движение прогрессивной мысли в Западной Европе XVIII века. Просвещение выражало собой мировоззрение прогрессивной буржуазии. Ее политическим идеалом была республика как некое «царство разума», способное реализовать естественные права человека.
Какие философские идеи стали ключевыми в данном историческом периоде?
В эпоху Просвещения философия создает культ человеческого разума. Разум воспринимается как основное орудие для преобразования общественных отношений на более гуманных основаниях. Философия стремилась опираться на точные науки — математику, физику, медицину.
Просветители утверждали, что человек — результат естественного, а не божественного творения. Это существо разумное и от рождения свободное.
Шарль Луи Монтескьё
Биографическая справка
Годы жизни: 1689-1755. Французский философ Монтескьё родился в аристократической семье, получил классическое образование. В 1726 году, отказавшись от высоких должностей, он занялся литературной работой, взялся за естественные науки, затем за историю и юриспруденцию. Монтескьё считал, что цель философии — познать законы общественного развития. Свои идеи он изложил в трактате «О духе законов» и в романе «Персидские письма».
Как законы действуют в обществе?
Существуют «естественные» законы, которые вытекают из биологической природы людей. Эти законы побуждают человека каждодневно совершать индивидуальные поступки, например, добывать себе пищу. Есть законы «общественные», которые устанавливаются с помощью государства.
В чем источник социальной борьбы?
По мнению Монтескье, социальная борьба в обществе возникает потому, что существует противоположность между естественными интересами людей. Социальные конфликты можно решить, регулируя с помощью права общественные отношения.