То что выделено красным записываем в тетрадь и учим

Дата: 03.04.20.

Конспект урока экономика в 10 классе

Учитель Балабанова М.И.

Тема: Государственный долг.

Цель урока: сформировать понятие о государственном долге; раскрыть особенности классификации государственного долга.

Основные понятия: государственный долг, классификация государственного долга, внутренний долг, внешний долг.

ХОД УРОКА

Изучение нового материала

Запишите в тетради число 03.04. И тему урока.

Проработать теоретический материал.

То что выделено красным записываем в тетрадь и учим.

Государственный долг (DG) - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов государства.

  Внутренний государственный долг (D) - это задолженность государства домохозяйствам и фирмам страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством.

Внешний государственный долг (DI) - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

Экономическая сущность государственного долга проявляется через такие две присущие ему функции:

♦ фискальную - привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;

♦ регулятивную - корректировка объема денежной массы через покупку-продажу ценных бумаг Национальным (Центральным) банком страны.

Главными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики, сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшение) государственных расходов, влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что увеличивает бюджетный дефицит.

На объеме бюджетного дефицита происходят все изменения в величине государственного долга, в том числе те, что обусловлены влиянием инфляции. Именно поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась также в реальных, а не только в номинальных величинах.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.

В условиях инфляции объявления в отчетах бюджетный дефицит превышается на величину (DG ∙ p). При высоких темпах инфляции эта величина может быть весьма значительной. Как следствие возможны ситуации, когда наблюдается рост номинального государственного долга при одновременном снижении реальной задолженности. Это затрудняет оценки бюджетно-налоговой политики.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно: отношение долга к ВВП, отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

Относительная величина государственного долга («долг/ВВП») зависит от таких факторов, как уровень реальной процентной ставки, по которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП будет увеличиваться.

Управление государственным долгом (в широком смысле) - это одно из направлений финансовой политики государства в лице органов государственной власти и управления относительно определения долговой стратегии государства, в частности целей долгового финансирования, определения стоимости и объема государственного долга, организации планирования, учета, отчетности и контроля государственного долга, с целью удовлетворения финансовых потребностей государства и общества в режиме рационального использования бюджетных средств, экономии ресурсов, опосредованных долговым обязательствам Правительства и минимизации обслуживания долга.

Главными направлениями управления государственным долгом является поиск надежных источников для выплаты долга и рациональное использование внешних заимствований.

По определению экспертов Всемирного банка, эффективное управление государственным долгом включает в себя три специфические взаимосвязанные процессы:

♦ выбор пригодного вида финансирования;

♦ решение о размере займов;

♦ ведение полной и своевременной отчетности о имеющийся долг государства.

Критерием эффективности операций с государственным долгом является достижение экономии средств государственного бюджета. В настоящее время существует значительное количество нормативно-правовых актов, которые частично регулируют порядок образования государственного долга, его обслуживания и погашения, однако следует констатировать, что они не создают целостной системы, порядка, форм и методов эффективного управления государственным долгом.

Само по себе наличие государственного долга не дает представления о реальном финансовом состоянии государства. Государственный долг - это сложное явление, обусловленное рядом факторов, в условиях каждого отдельного государства имеет свою специфику. Подтверждением этому является опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигшего расцвета экономики.

Государственный долг имеет экономически обоснованные пределы. Одной из главных характеристик состояния долговой зависимости страны является отношение суммы внешнего государственного долга к ВВП. На начало 2011 г. наибольший размер внешнего долга имели США (13 980 млрд. долл.) и страны ЕС (13 720 млрд. долл.). Значительные размеры внешнего долга имеют также Германия, Франция, Бразилия, Индонезия, Венгрия. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, происходит рост внешней задолженности в мире. Все выше отмеченное дает основания сделать вывод, что проблема заключается не столько в размерах государственных заимствований, сколько в их использовании.

К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, что на протяжении последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины накопленного долга к ВВП составляло более 80% или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышало 220 %.

Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое состояние. Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных процентных платежей, которые должны финансироваться за счет налоговых поступлений. За стремительного роста таких расходов государство должно или уменьшать расходы на финансирование социально-экономических программ, или увеличивать свои доходы. Увеличение доходов бюджета достигается за счет установления налогов и других обязательных платежей или дополнительных государственных займов. Дополнительные займы требуют дополнительных расходов на обслуживание государственного долга, а введение новых налогов может подорвать интерес предпринимателей к бизнесу. Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что только те страны сумели избежать серьезных долговых трудностей, которые сумели проконтролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных займов на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным способом. К сожалению, такая ситуация характерна почти для всех постсоциалистических стран Европы.

До сегодня считалось, что ежегодно сбалансированный бюджет - это одна из главных задач бюджетной политики государства. В основу такого подхода положена концепция сбалансированности бюджета в процессе экономического цикла.

В условиях рыночной экономики, как утверждают современные западные финансовые теории, дефицит может быть полезным в случае, когда во время спада производства государство тратит больше денег, чем получает: он обеспечивает увеличение спроса, в том числе покупательную способность населения. Потребители начинают больше покупать, предприниматели - больше продавать. Вследствие этого растут объемы производства, сокращается безработица.

Однако в период подъема экономики государство не может позволить себе дефицит бюджета, поскольку он будет стимулировать инфляцию. Следовательно, бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, нужен не ежегодно, а в определенный период, то есть на протяжении экономического цикла. В отдельные годы с целью стимулирования деловой активности государство может допускать дефицит бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: