Счастливые возможности качелей

Надо сказать, что в галантном жанре, как и в остальных областях своего искусства, Фрагонар порой уступал требованиям заказчиков и создавал чисто декоративные вещи.

Свидание (1771-1773 гг.)

В конце 60-х гг. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. второе путешествие в Италию, на этот раз с другим меценатом, влиятельным финансистом Бержере. Особое место в творчестве художника занимает серия картин, на тему галантных игр и празднеств в парках, выполненная им в середине 70-х гг. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В своих картинах художник соединил воспоминания об Италии с впечатлениями от французской природы, реальность с поэтической мечтой. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Фрагонар здесь подлинный певец природы, точнее, парков (его ландшафтные композиции начала 60-х гг. были подражательными, и художник больше никогда не возвращался к ним). В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. Фрагонар с особым вдохновением писал именно деревья, масштабность которых подчеркивалась контрастом с маленькими фигурками людей, а также светозарное небо с тающими облаками. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Мастер XVIII в. внес в восприятие природы оттенок зрелищности, а также незнакомую прежде интимность, мягкость и утонченность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: