Лабораторная работа № 7

Тема: Проектирование книжного издания.

 

Цель: Сформулировать у студентов знаний и умений по проектированию художественно-технического образа книжного издания.

Задачи: На примере создания книжных изданий в разных стилях изучить основные требования и характеристики книги, уметь создать оригинал-макет книги, отвечающий художественным и техническим требованиям.

 

 

Лабораторная работа № 7.

ХОД РАБОТЫ

 

Разработка книжного издания в стиле модерн.

Размещение текста и иллюстраций по модульной сетке с учетом выбранной рубрикации. Применение и размещение колонтитула, колон- элементов и колонцифры.

 

Внутреннему строю такой книги свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

 

Рассмотрим несколько интересных наборных титулов. Частым композиционным приемом является сильное смещение пятна набора к верхнему краю полосы. При зауженных форматах, применяемых, как правило, в наших научных изданиях, этот прием оправдан, так как при этом укрепляется верх полосы, увеличивается броскость заголовков, масса набора становится активнее, большое поле просвета уравнивает несколько асимметричное членение полосы и дает возможность свободно разместить дополнительные тексты.

 

Титулы часто строятся в одной гарнитуре, но чередование светлых и жирных шрифтов курсивных и прямых начертаний делают композиции живыми и разнообразными. Удачно используются простые украшения - линейки и звездочки (рис. 1). Для повышения декоративности иногда вводится вторая краска.

 

рис. 1

 

Неплохой эффект получается когда курсивное начертание шрифта, выбранное для основной массы набора и его асимметричное построение придают композиции впечатление активного движения и легкости (рис. 2). Все заголовки на спусковых полосах этого издания построены на крупном кегле строчного курсива. Таким образом, правильно примененный здесь шрифт обладает достаточной выразительностью.

 

рис. 2

 

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.д.) придает им некую торжественность и значимость. Выбор крупного кегля строчных шрифтов жирного начертания, линейки, выделение названия главы делают спуски довольно выразительными (рис. 3).

 

рис. 3

 

Довольно часто в современных изданиях акцентируется порядковый номер раздела или главы с пропуском слов "раздел", "глава". И действительно, читатель обычно ищет нужную ему часть книги лишь по номеру. Этот прием дает дизайнерам немало возможностей для создания новых композиций спусковых полос (рис. 4).

 

рис. 4

 

В построениях заголовков внутри текста широко используются выключки к краям полос. При сложных рубрикациях этот прием лучше использовать для самых нижних ступеней. В этом случае заголовки органически сливаются с текстом, лучше запоминаются и легче отыскиваются в книге.

Реже всего бывают объектом внимания таблицы, выводы, сноски и оглавления. Но интересные композиции могут быть и тут.

 

Почему-то, при верстке научных изданий, утвердилась традиция обязательного применения в таблицах вертикальных линеек (прографок). Они перегружают набор и контрастируют с основным текстом, для которого несвойственны вертикальные выделения. Практика показывает, что таблицы без вертикальных линеек смотрятся ничуть не хуже.

Немало интересного может быть и в оформлении содержания или оглавления.

В очень сложных рубрикациях надо активнее отделять основные части от второстепенных, не бояться больших втяжек и повышенных отбивок (рис. 5). При небольшом тексте содержания можно располагать номер страницы над текстом, с выключкой по центру. Удачно могут быть использованы отточия с увеличенной отбивкой (1,5-2 круглых); интересными могут быть варианты композиций отточий, располагаемых в шахматном порядке.

 

рис. 5

 

Названия глав можно вынести на шмуцтитулы (рис. 6). Обратите внимание на сильно увеличенный порядковый номер раздела, - это дает возможность быстро находить нужную часть.

 

рис. 6

 

Иллюстрации в книге имеют большое значение, и, чтобы излишне не уменьшать, их можно вывести за формат полосы и даже под обрез. Тогда композиция разворотов становится динамичной и оригинальной. К сожалению, такой прием используется крайне редко.

 

Приведенные примеры не охватывают всех элементов внутреннего оформления научно-технических изданий. Они лишь говорят о том, что возможностей для различных находок, принципиально новых приемов оформления — множество. Пора начать активные творческие поиски в области оформления научно-технической литературы.

Для своего книжного издания выбрать и применить титул и одно из представленных рубрикаций.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что такое стиль «модерн»?

2. Основные черты стиля «Модерн» его философское понятие.

3. Для чего нужны рубрикации?

4. Назовите основные виды рубрикаций.

5. Правела оформления титула.

 

 

Литература (основная)

 

1. Воскресенский М.И., Колосов А.И. Наборные процессы и переработка информации

2. Мильчин А.Э. Культура книги. Что делает книгу удобной для читателя. Справ. пособ. М.; „Книжная палата”, 1992

3. Сава В.Г. Художньо-технічне оформлення книги. Львів, Оріяна-Нова, 2003,-160 с

 

Литература (дополнительная)

 

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон; пер. с англ. И. В. Пеновой. – М.: Мир, 1982. – 184 с.

2. Акопов А. И. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов журналистов / А. И. Акопов. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2004. – 218 с.

3. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А. И. Акопов. – Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985. – 96 с.

4. Антонова С.Г Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.

5. Буковецкая О. А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет – 2-е изд., испр. / О. А. Буковецкая. – М.: ДМК Пресс, 2006. – 278 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: