Типы учебных заведений. Прежде всего обратите внимание на то, что в заголовке стоит глагол «приобрести», а не «получить». Очевидно, что профессиональное образование невозможно «дать» и «получить», а можно только «взять». Лишь самостоятельная и длительная работа по самосовершенствованию позволит достичь успехов в самообразовательной и, соответственно, профессиональной деятельности.
Где же можно приобрести профессию?
На курсах, в специализированных учебных центрах и студиях можно пройти профессиональное обучение и приобрести некоторые профессии, как правило, массовые, например бухгалтера, водителя. Там же можно освоить компьютер для того, чтобы успешнее включаться в новые производственные процессы.
Специалистов рабочих профессий обучают и образовывают в училищах и техникумах (колледжах или профессиональных лицеях ). В лицеях для приобретения квалификации уже необходимо существенное расширение кругозора, углубленные общие и специальные знания, другой способ профессионального мышления. В их учебном плане значительная часть времени отводится на интенсивную самостоятельную работу учащихся.
В колледжах учебные дисциплины имеют те же названии, что и в институтах. Помимо классно-урочной организации работы появляются новые ее формы — лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников на рабочих местах ждут самостоятельности и способности к руководству.
Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения (вузы) — институты, университеты, академии.
Высшее образование предполагает, что выпускник будет способен решать задачи высокого класса сложности самостоятельно, т. е. думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Более того, обладатель высшего образования должен уметь искать информацию самостоятельно и постоянно пополнять свои знания.
Объем и интенсивность работы студента растут от семестpa к семестру на лекциях, лабораторных занятиях и семинарах. Студенту уже приходится самому управлять своим учебным временем. Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта — дипломной работы, высокое качество которой характеризует профессиональную квалификацию выпускника.
Университеты и институты готовят научные и научно-педагогические кадры. Содержание образования в университетах в основном такое же, как в институтах, но глубже и фундаментальнее.
Сейчас многие бывшие институты переименованы в университеты и академии. Из шестисот российских вузов более двух с половиной сотен называют себя университетами и почти двести — академиями. Университетское образование должно иметь принципиальные отличия. В университете студент принимает участие в работе научного семинара, где выполняется, докладывается, обсуждается его будущая научная работа. Учебный план в университете более индивидуальный: предоставляется свобода выбора учебных дисциплин. Кроме того, в университете практикуются междисциплинарные курсы лекций, семинары, что дает широкий научный кругозор, формирует индивидуальное мировоззрение
Творческие институты (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные, спортивные) готовят уникальных специалистов, которыми не может стать каждый. Нужны одаренность, задатки, подтверждение подготовленности. Еще до вступительных экзаменов по школьным предметам и программам нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, написать, снять, продемонстрировать, прочитать.
Аспирантура и докторантура готовят научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации из числа лиц, имеющих законченное высшее образование и склонности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Основной способ подготовки — создание творческого, интеллектуального продукта — диссертации, которая защищается по определенной процедуре, обладает научной новизной, практической ценностью.
«Старая» и «Новая» системы высшего образования.
Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. Он предлагает и различные формы образования: очную, заочную, дистанционную, даже экстернат.
В 1992 г. в отечественном высшем образовании начались реформы, и сейчас действуют две системы получения высшего образования — подготовка специалистов и подготовка бакалавров и магистров.
Федеральный закон об образовании узаконил новые понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Кроме уже действующей системы подготовки специалистов вузам была предоставлена возможность использовать новую, многоступенчатую.
Ступени высшего образования определены принятым в 1996 г. Федеральным законом о высшем профессиональном и послевузовском образовании. В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:
1-я ступень — неполное высшее со сроком обучения 2 года;
2-я ступень — базовое высшее (бакалавр) со сроком обучения 4 года;
3-я ступень — дипломированный специалист со сроком подготовки 5 лет или магистр со сроком подготовки 6 лет.
Бакалавр — выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в иной терминологии, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает, что он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации и может занимать все те должности, для которых предусмотрено наличие высшего образования. Но можно и специализироваться дальше:
работать на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста;
продолжить обучение по одной из программ 3-й ступени, т. е. стать дипломированным специалистом, проучившись еще один год, или магистром, проучившись дополнительных два года.
Бакалавриат имеет свои несомненные преимущества. Звание «бакалавр*| принято по международной классификации и понятно работодателям во всем мире. Фундаментальность подготовки и изначальная несуженность ее позволяют при необходимости легко сменить профессию.
Программы подготовки бакалавров по разным направлениям составлены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. А вот выпускнику, обучавшемуся по жесткой пятилетней программе дипломированного специалиста, придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за два или два с половиной года.
В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «дипломированный специалист», может получить второе высшее образование. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, может продолжить образование по программе третьего уровня.
Как ни парадоксально, но на большое число рабочих мест зарубежной работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, документами, людьми. По его мнению, всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.
Желая узнать о своей будущей специальности или направлении высшего образования, можно познакомиться с Перечнем направлений и специальностей высшего профес-сионального образования и государственными образовательными стандартами подготовки специалистов и бакалавров.
С приходом в жизнь Интернета такой вид информации стал более доступным. Надо лишь зайти на один из специализированных сайтов. С помощью поисковых систем можно узнать, в каких вузах можно получить образование по интересующему Вас направлению или специальности. Будущие абитуриенты часто пользуются следующими электронными базами данных: на федеральном портале «Российское образование»
http://www. *****/db/portal/index org. htm
информация об учреждениях высшего и среднего специального образования в масштабах всей страны; база данных, разработанная Международным центром научно-технической информации («Вузы Москвы и Московской области»)
http: / /db. i csti. su/ r us/ educ ation/mosvuzr / Mai nregedur.h tm
На примере столичного региона можно воспользоваться следующим алгоритмом поиска, Представления о профессиональном будущем можно конкретизировать как группу родственных специальностей обучения в учебном учреждении, выбрать среди них одну. Используя информацию об этой специальности и требования к будущему специалисту, найти упоминания об учебном учреждении и факультетах, где ее можно получить. Проанализировав информацию о конкретном учреждении и особенностях обучения в нем, о путях подготовки к поступлению (большинство высших и средних специальных учебных учреждений имеет свои сайты с разделами, ориентированными на абитуриента), можно рассмотреть и «запасные варианты» получения соответствующего образования и возможности его продолжения по родственным специальностям.
Предположим, что Ваш сверстник, житель Северной Осетии, при поиске в группе специальностей «Здравоохранение» выбрал специальность «Формация» (в среднем специальном учебном учреждении она имеет номерр 0405, в высшем — 040500). Затем он знакомится со стандартами профессионального образования и с учебными планами и узнает, что и как предстоит изучать, осваивая соответствующую профессию, каким требованиям соответствовать, выполняя профессиональные обязанности. Узнает, что, получив диплом по специальности «Фармация» в колледже среднего профессионального образования, можно продолжить образование в каком-либо вузе не только по фармацевтическому направлению, но и по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология».
Во Владикавказе среднее профессиональное образование по этой специальности можно получить в Северо-Осетинском медицинском колледже, а в Москве в фармацевтическом училище № 10,
Высшее образование по специальности «Фармация» в Москве можно получить в Московской медицинской академии им. Сеченова и в Российском университете дружбы народов, во Владикавказе на фармацевтическом факультете Северо-Осетинской государственной медицинской академии.
Можно навести справки и о возможностях получения фармацевтического образовании и на соответствующих факультетах вузов ближайших регионов, например Кубанской государственной медицинской академии, Пятигорской государственной фармацевтической академии и т. д.
В справочниках или на официальных сайтах этих учебных заведений нужно ознакомиться с особенностями обучения в них и получить информацию о путях подготовки к вступительным испытаниям. Однако не следует забывать и о «запасных вариантах» выбора, т. е. о других учебных заведениях, ведущих подготовку по родственным специальностям.
Правила приема, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы в минувшие годы, предложения способов довузовской подготовки, даты дней открытых дверей - вся эта информация как воздух необходима старшекласснику, который решил штурмовать бастионы высшего образования. Ее можно получить, посещая сайты вузов.
Старшекласснику необходимо учитывать, что в нашей стране вводится еще одна система измерения успешности учебного труда выпускника школы, способ независимой, экспертной оценки его подготовленности к продолжению образования — Единый государственный экзамен. Каждому выпускнику необходимо будет сдавать два обязательных к экзамена (по математике и по русскому языку) и три экзамена по выбору. Результаты проведения такого экзамена позволят проводить учебным учреждениям профессионального образования более объективный и справедливый отбор наиболее достойных претендентов.
Выбирая вуз, следует узнать, государственный он или нет и есть ли у него лицензия, без которой вуз может проводить обучение не по государственной, а по собственной программе и выдавать дипломы собственного образца. В названии института часто обозначены «право», «экономика», «менеджмент», но только из государственной лицензии можно узнать, по каким программам вуз действительно имеет право давать высшее образование. Следует помнить и то, что филиалы вуза тоже должны иметь собст-пенную лицензию.
На ту или иную специальность вуз может иметь аккредитацию, а может и не иметь, т. е. в одном и том же учебном заведении могут выдавать и государственные, и негосударственные дипломы. Это тоже надо учитывать.
Прежде чем пытаться поступить в то или иное учебное заведение, необходимо узнать о его возможностях и о том, что лично Вы приобретете в результате обучения.
Статус диплома неаккредитованного вуза определен в законе расплывчато. Его даже нельзя с уверенностью назвать документом о высшем образовании, так как к выпускникам этих вузов иногда относятся с некоторым сомнением при приеме на государственную службу, поступлении в аспирантуру и при защите диссертаций. Кроме того, студенты неаккредитованного вуза не имеют права на льготы, закрепленные законом за студентами государственных учебных заведений (отсрочка от призыва на военную службу, право перевода в государственные вузы и т. д.).
Задание: прочитать текст внимательно. Возможно, вы уже определились с будущей профессией, изучите учебные заведения г Волгограда и напишите, в каких из них можно получить данную профессию.
Работы присылать на телефон 89375356283 по ВАТСАП или по почте natalya.cherkasova.83@mail.ru.,не забывайте подписываться!!!!!






