Где и как можно приобрести профессию

Типы учебных заведений. Прежде всего обратите внима­ние на то, что в заголовке стоит глагол «приобрести», а не «получить». Очевидно, что профессиональное образование невозможно «дать» и «получить», а можно только «взять». Лишь самостоятельная и длительная работа по самосовер­шенствованию позволит достичь успехов в самообразова­тельной и, соответственно, профессиональной деятельности.

Где же можно приобрести профессию?

На курсах, в специализированных учебных центрах и студиях можно пройти профессиональное обучение и при­обрести некоторые профессии, как правило, массовые, на­пример бухгалтера, водителя. Там же можно освоить ком­пьютер для того, чтобы успешнее включаться в новые про­изводственные процессы.

Специалистов рабочих профессий обучают и образовы­вают в училищах и техникумах (колледжах или профес­сиональных лицеях ). В лицеях для приобретения квали­фикации уже необходимо существенное расширение кругозора, углубленные общие и специальные знания, другой способ профессионального мышления. В их учебном плане значительная часть времени отводится на интенсивную самостоятельную работу учащихся.

В колледжах учебные дисциплины имеют те же назва­нии, что и в институтах. Помимо классно-урочной организации работы появляются новые ее формы — лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников на рабочих мес­тах ждут самостоятельности и способности к руководству.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения (вузы) — институты, университеты, академии.

 

Высшее образование предполагает, что выпускник будет способен решать задачи высокого класса сложности самостоятельно, т. е. думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Более того, обладатель высшего образования должен уметь искать информацию самостоятельно и постоянно пополнять свои знания.

Объем и интенсивность работы студента растут от семестpa к семестру на лекциях, лабораторных занятиях и се­минарах. Студенту уже приходится самому управлять сво­им учебным временем. Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта — дипломной ра­боты, высокое качество которой характеризует профессио­нальную квалификацию выпускника.

Университеты и институты готовят научные и научно-педагогические кадры. Содержание образования в университетах в основном такое же, как в институтах, но глубже и фундаментальнее.

Сейчас многие бывшие институты переименованы в университеты и академии. Из шестисот российских вузов более двух с половиной сотен называют себя университетами и почти двести — академиями. Универ­ситетское образование должно иметь принципиальные отличия. В уни­верситете студент принимает участие в работе научного семинара, где выполняется, докладывается, обсуждается его будущая научная работа. Учебный план в университете более индивидуальный: предоставляется свобода выбора учебных дисциплин. Кроме того, в университете практи­куются междисциплинарные курсы лекций, семинары, что дает широ­кий научный кругозор, формирует индивидуальное мировоззрение

Творческие институты (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные, спор­тивные) готовят уникальных специалистов, которыми не может стать каждый. Нужны одаренность, задатки, под­тверждение подготовленности. Еще до вступительных экзаменов по школьным предметам и программам нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, написать, снять, продемонстрировать, прочитать.

Аспирантура и докторантура готовят научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации из числа лиц, имеющих законченное высшее образование и склонности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Основной способ подготовки — создание творческого, интеллектуального продукта — диссертации, которая защищается по определенной процедуре, обладает научной новизной, практической ценностью.

«Старая» и «Новая» системы высшего образования.

Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. Он предлагает и различные формы образования: очную, заоч­ную, дистанционную, даже экстернат.

В 1992 г. в отечественном высшем образовании нача­лись реформы, и сейчас действуют две системы получения высшего образования — подготовка специалистов и подго­товка бакалавров и магистров.

Федеральный закон об об­разовании узаконил новые понятия: бакалавриат, магист­ратура, многоуровневая система. Кроме уже действующей системы подготовки специалистов вузам была предоставле­на возможность использовать новую, многоступенчатую.

Ступени высшего образования определены принятым в 1996 г. Федеральным законом о высшем профессиональном и послевузовском образовании. В соответствии с ним выс­шее образование включает три ступени:

 

1-я ступень — не­полное высшее со сроком обучения 2 года;

2-я сту­пень — базовое высшее (бакалавр) со сроком обучения 4 го­да;

3-я ступень — дипломированный специалист со сроком подготовки 5 лет или магистр со сроком подготовки 6 лет.

Бакалавр — выпускник вуза, получивший базовое выс­шее образование (или, в иной терминологии, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замыслова­то, но означает, что он получил фундаментальную подготов­ку без какой-либо узкой специализации и может занимать все те должности, для которых предусмотрено наличие выс­шего образования. Но можно и специализироваться дальше:

работать на практике под руководством опытного в кон­кретной узкой области специалиста;

продолжить обучение по одной из программ 3-й ступени, т. е. стать дипломированным специалистом, проучившись еще один год, или магистром, проучившись дополнительных два года.

Бакалавриат имеет свои несомненные преимущества. Звание «бакалавр*| принято по международной классификации и понятно работодате­лям во всем мире. Фундаментальность подготовки и изначальная несуженность ее позволяют при необходимости легко сменить профессию.

Программы подготовки бакалавров по разным направлениям составлены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. А вот выпускнику, обучавшемуся по жесткой пятилетней программе дипломированного специалиста, придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за два или два с половиной года.

В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «дипломированный специалист», может получить второе высшее образование. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, может продол­жить образование по программе третьего уровня.

Как ни парадоксально, но на большое число рабочих мест зарубеж­ной работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Для так называемой офисной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, документами, людьми. По его мнению, всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Желая узнать о своей будущей специальности или направлении высшего образования, можно познакомиться с Перечнем направлений и специальностей высшего профес-сионального образования и государственными образовательными стандартами подготовки специалистов и бакалавров.

С приходом в жизнь Интернета такой вид информации стал более доступным. Надо лишь зайти на один из специализированных сайтов. С помощью поисковых систем можно узнать, в каких вузах можно получить образование по интересующему Вас направлению или специальности. Будущие абитуриенты часто пользуются следующими электронными базами данных: на федеральном портале «Российское образование»

http://www. *****/db/portal/index org. htm

информация об учреждениях высшего и среднего специального образования в масштабах всей страны; база данных, разработанная Международным центром научно-технической информации («Вузы Москвы и Московской области»)

 

http: / /db. i csti. su/ r us/ educ ation/mosvuzr / Mai nregedur.h tm

На примере столичного региона можно воспользоваться следующим алгоритмом поиска, Представления о профессиональном будущем можно конкретизировать как группу родственных специальностей обучения в учебном учреждении, выбрать среди них одну. Используя информацию об этой специальности и требования к будущему специалисту, найти упоминания об учебном учреждении и факультетах, где ее можно получить. Проанализировав информацию о конкретном учреждении и особенностях обучения в нем, о путях подготовки к поступлению (большинство высших и средних специальных учебных учреждений имеет свои сайты с разделами, ориентированными на абитуриента), можно рассмотреть и «запасные варианты» получения соответствующего образования и возможности его продолжения по родственным специальностям.

Предположим, что Ваш сверстник, житель Северной Осетии, при поиске в группе специальностей «Здравоохранение» выбрал специальность «Формация» (в среднем специальном учебном учреждении она имеет номерр 0405, в высшем — 040500). Затем он знакомится со стандартами профессионального образования и с учебными планами и узнает, что и как предстоит изучать, осваивая соответствующую профессию, каким требованиям соответствовать, выполняя профессиональные обязанности. Узнает, что, получив диплом по специальности «Фармация» в колледже среднего профессионального образования, можно продолжить образование в каком-либо вузе не только по фармацевтическому направлению, но и по специальностям «Лечебное дело», «Педиат­рия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология».

Во Владикавказе среднее профессиональное образование по этой спе­циальности можно получить в Северо-Осетинском медицинском колледже, а в Москве в фармацевтическом училище № 10,

Высшее образова­ние по специальности «Фармация» в Москве можно получить в Москов­ской медицинской академии им. Сеченова и в Российском университете дружбы народов, во Владикавказе на фармацевтическом факультете Северо-Осетинской государственной медицинской академии.

Можно на­вести справки и о возможностях получения фармацевтического образова­нии и на соответствующих факультетах вузов ближайших регионов, на­пример Кубанской государственной медицинской академии, Пятигор­ской государственной фармацевтической академии и т. д.

В справочниках или на официальных сайтах этих учебных заведений нужно ознакомиться с особенностями обучения в них и получить инфор­мацию о путях подготовки к вступительным испытаниям. Однако не сле­дует забывать и о «запасных вариантах» выбора, т. е. о других учебных заведениях, ведущих подготовку по родственным специальностям.

Правила приема, особенности проведения вступительных испытаний, конкурсы в минувшие годы, предложения способов довузовской подготовки, даты дней открытых дверей - вся эта информация как воздух необходима старшекласснику, который решил штурмовать бастионы высшего образования. Ее можно получить, посещая сайты вузов.

Старшекласснику необходимо учитывать, что в нашей стране вводится еще одна система измерения успешности учебного труда выпускника школы, способ независимой, экспертной оценки его подготовленности к продолжению образования — Единый государственный экзамен. Каждо­му выпускнику необходимо будет сдавать два обязатель­ных к экзамена (по математике и по русскому языку) и три экзамена по выбору. Результаты проведения такого экзамена позволят проводить учебным учреждениям профессионального образования более объективный и справедли­вый отбор наиболее достойных претендентов.

Выбирая вуз, следует узнать, государственный он или нет и есть ли у него лицензия, без которой вуз может проводить обучение не по государственной, а по собственной программе и выдавать дипломы собственного образца. В названии института часто обозначены «право», «эко­номика», «менеджмент», но только из государственной лицензии можно узнать, по каким программам вуз действительно имеет право давать высшее образование. Следует помнить и то, что филиалы вуза тоже должны иметь собст-пенную лицензию.

На ту или иную специальность вуз может иметь аккре­дитацию, а может и не иметь, т. е. в одном и том же учеб­ном заведении могут выдавать и государственные, и него­сударственные дипломы. Это тоже надо учитывать.

Прежде чем пытаться поступить в то или иное учебное заведение, необходимо узнать о его возможностях и о том, что лично Вы приобретете в результате обучения.

Статус диплома неаккредитованного вуза определен в законе расплывчато. Его даже нельзя с уверенностью назвать документом о высшем обра­зовании, так как к выпускникам этих вузов иногда относятся с некоторым сомнением при приеме на государственную службу, поступлении в аспи­рантуру и при защите диссертаций. Кроме того, студенты неаккредитован­ного вуза не имеют права на льготы, закрепленные законом за студентами государственных учебных заведений (отсрочка от призыва на военную службу, право перевода в государственные вузы и т. д.).

Задание: прочитать текст внимательно. Возможно, вы уже определились с будущей профессией, изучите учебные заведения г Волгограда и напишите, в каких из них можно получить данную профессию.

Работы присылать на телефон 89375356283 по ВАТСАП или по почте natalya.cherkasova.83@mail.ru.,не забывайте подписываться!!!!!

 




double arrow
Сейчас читают про: