Лекция на тему: Одаренные дети в семье, детском саду и школе

Время 14.50-16-20 11 апреля 2020

Бутвина О.Ю. Дисциплина: Воспитание одаренных детей

Лекция на тему: Одаренные дети в семье, детском саду и школе.

Вопросы:

1. Возрастные характеристики одаренных детей.

2. Отклонения в поведении одаренных детей и способы их коррекции. 

3. Особые категории одаренных детей. Одаренные дети с трудностями обучения, одаренные дети с физическими недостатками, одаренные дети из семей с низким экономическим уровнем.

 

1. Исследования показывают. Что дети начинают проявлять свой творческий потенциал в возрасте от й до 3 лет. Эти проявления неравномерно распределены во времени. Т.к. неравномерно идет и само развитие. Внешне это выглядит так, как будто ребенок то резко вырывается вперед, то возвращается назад. Если же творческий потенциал не реализуется в этом возрасте. То впоследствии он может исчезнуть. К сожалению, происходит довольно често.Для приблизительной ориентировки приведем некоторые возрастные характеристики развития одаренных детей в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2 года:

-говорят развернутыми предложениями;

– способны долго концентрироваться на одном предмете, возвращаясь к нему в течение нескольких дней;

- могут концентрироваться не чем либои одновременно замечать, что происходит вокруг;

- в 2,5 года могут принимать участие в ролевых играх.

3 года:

- словарь достигает 1200-1500 слов, владеют простейшими грамматическими конструкциями;

- некоторые дети могут читать детские книжки;

- очень любопытны, хотят все исследовать, упорны в поисках ответов на вопросы;

- хорошая память на вещи и события, имеют яркие воспоминания о себе и событиях жизни;

- имеют понятия о количестве и количественных отношениях (больше, меньше, равно и т.д.);

- понимают близких людей (принимают их «роль» в игре, изображая маму или папу);

- способны различать признаки хорошего или плохого настроения.

От 3-х до 5 лет:

- проявляют цеоенаправленный интерес к головоломкам, загадкам;

- любят рисовать, вырезать ножницами, склеивать;

- овладевают письмом.

4 года:

- многие одаренные дети в этом возрасте читают, от простых книжек переходят к чтению книг для дошкольного возраста;

- умеют делать простые логические выводы;

- способны замечать логические ошибки у взрослых;

- оперируют сравнение6м двух объектов с помощью третьего;

- способны самостоятельно производить операции эстетического выбора «нравится - не нравится», «лучше – хуже»;

- понимают изменения в окружающем мире;

- проявляют способность решать простые проблемы;

- проявляют хорошую осведомленность в явлениях и событиях окружающего мира: знают, из чего сделаны различные предметы, как делают железо, стекло и т.д. Их интересуют проблемы жизни и смерти, рождения;

 - до 5-ти лет одаренные дети не всегда могут различать реальности фантазию из-за яркости воображения, верят в сказки и волшебство.

5 лет:

- способны самостоятельно делать простые умозаключения;

- проявляют чувство юмора, понимают игру слов и умеют этим пользоваться в общении с другими людьми;

- способны к переключению внимания и могут воспиринимать одновременно и параллельно 2 источника информации, например. Читать книгу и слушать музыку и т.д.;

- имеют разносторонние интересы, нередко сваыше своего возраста;

- любознательность их не знает границ, поглощают новую информацию как губка;

- способны усваивать быстро использовать новую информацию;

- из разных источников знают многое о проблемах, с которыми сами не сталкивались, могут понять более сложные конструкции, чем их сверстники;

- способны к подражанию, хорошо копируют поведение других людей.

6 лет:

- способны к обобщению, используют абстрактные понятия;

- устанавливают разносторонние связи между предметами, людьми, даже если эти связи не очевидны;

- способны к планированию своих действий, представляют себе цель действия, средства достижения, последовательность выполнения и конечный результат, часто практическую задачу решают сначала в уме;

- замечают различия вло всем, даже мелкие деталь не ускользают от их внимания;

- способны предвидеть ход событий (на интуитивном уровне);

- хорошая память, им не требуется многократного повторения.

 

2.  Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерна довольно стандартная совокупность поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык и со сверстниками и с взрослыми, и даже в своей семье.

Наиболее часто встречаемая и неприятная черта одаренных людей – стремление прервать собеседника. Такие дети схватывают мысль на лету и стремятся показать ее понимание. Опираясь на результьаты психологических исследований и на современные достижения в области биохимических и электрических процессов мозга, можно утверждать. Что некоторая передача мысли имеет место между людьми, настроенными на одну волну. В соответствии с этой теорией ребенок воспринять мысль собеседника прежде, чем тот выразит ее словами. Поэтому культуре диалога нужно учить с раннего детства. Большинство взрослых расценивают такую манеру как силовое давление. Ребенок, которому можно объяснить это, может избежать такой проблемы.

Второй аспект – эт о поведение ребенка на уроке. Он всегда тянет руку на вопрос учителя. Это вызывает порой раздражение учителя, у которого много детей и некоторую отчужденность детей от их ровесника. Ребенок видит негативную реакцию на свою активность и не понимает ее происхождения.

Следующее раздражающее других людей свойство одаренных детей – это привычка поправлять других. (эгоцентризм). Дети наивно полагают, чтовсе разделяют их чувство справедливости. Ребенок стремится быть правыми и они искренне хотят помочь другому избежать несправедливости. Не понимаю, что это может быть неприятно поправляемому. Здесь присутствуют и альтруизм и эгоцентризм. Как это избежать?

3. Обычное представление о том, что такое одаренный ребенок, носит обобщенный характер и довольно часто не содержит индивидуальных характеристик, не гово ря уже о том, чтобы учесть целый диапазон, казалось бы, взаимоисключающих качеств. Такое представление, конечно же, недостаточно, так как не заставляет пристально всматриваться буквально в каждого ученика. Каждый учитель может припомнить случай из своей педагогической практики, когда из-за сонливого носа, немытых ушей и неряшливой одежды кого-либо из учащихся не сразу заметил его сообразительность, легкость в усвоении материала, необычность его видения. Еще труднее преодолеть барьер привычного восприятия, когда ребенок, например, никак не научится хорошо читать или считать, имеет какой-либо физический недостаток. Именно такие дети, выявление и развитие способностей которых сопряжено с дополнительными трудностями, относятся к особым категориям одаренных.

Сюда включают детей с исключительно высоким умственным развитием, «недостнженцев» (так называют учащихся с высоким уровнем умственного развития, но с низкой успеваемостью), детей с физическими недостатками (слепые, глухие), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность), с трудностями в обучении (например, с дислексией — затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одаренность не удается распознать быстро.

Большая часть детей перечисленных здесь категорий не реализует своих потенций при отсутствии особо организованного обучения и коррекции. Что является общей проблемой всех этих детей?

Низкии (СЭУ)

На передний план выступает какой-то их недостаток или трудность, заслоняя присущую им одаренность.

Низкий социально-экономический уровень (СЭУ) семьи порождает трудности, в первую очередь в выявлении одаренности. Как правило, у детей из таких семей не очень хорошо развита речь, она может изобиловать неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Эти дети не имели доступа к ряду распространенных игр, развлечений и в силу этого могут производить впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с ее низкой культурой (что встречается довольно часто), то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения для своей любознательности и активности.

Начало формы

Конец формы

Некоторые особенности детей с физическими недостатками

В нашей стране у очень многих слишком мал опыт общения с людьми, имеющими физические недостатки, в ежедневных и стандартных ситуациях. Отсюда у большинства восприятие таких люден маю дифференцированно — недостаток заслоняет все остальные особенности, он становится как бы всеобъемлющим. Обычный человек с трудом понимает трагедию пропасти между физической немощью и развитым интеллектом.

Между тем среди людей с физическими недостатками немало одаренных. В специальных классах для глухих, слепых. с ограниченными возможностями передвижения можно встретить детей с разными видами одаренности. В качестве примера напомним о слепоглухонемой Ольге Скороходовой, написавшей замечательную книгу «Как я воспринимаю мир» и приоткрывшей изнутри неизвестную до этого сторону реальности. Пока проблемы диагностики и развития одаренности детей этой категории в нашей стране не исследуются особо. Некоторый опыт в этой области накоплен в наиболее развитых странах за рубежом, где действует несколько учебных программ для одаренных учащихся с физическими недостатками.

В 1977 г. Джун Мейкер (США) провела исследование, в котором обнаружила, что дети с разными видами физических недостатков имеют выраженные особенности в когнитивном развитии и в самооценке.

Так, слепые и слабовидящие способны достигать тех же уровней развития, что и хорошо видящие, но с некоторым запозданием. Их часто характеризуют недостатки в словесно-логической памяти.

У глухих также отмечается более медленный темп развития наряду с трудностями в работе с абстрактными понятиями.

Скорость и характер когнитивного развития детей с нарушениями в опорно-двигательном аппарате вполне сравнимы с развитием их сверстников.

Однако большинству одаренных детей всей этой категории свойственны специфические проблемы в формировании положительной самооценки. Особые условия развития этих детей ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистическими ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими.

Начало формы

Конец формы

Трудности в обучении

Для многих читателей подзаголовок «одаренные дети с трудностями в обучении» лишен смысла. Преобладающая точка зрения такова, что понятие одаренности приравнивается к высокой успешности во всех областях. Учителя, родители часто не понимают того, что ребенок может испытывать огромные трудности, например, в чтении (дислексия) и все-таки быть одаренным. К сожалению, довольно много одаренных детей обладают таким как бы взаимоисключающим сочетанием качеств, которое приводит к тому, что их не выявляют и не обучают в соответствии с их потребностями. Известно, что Альберт Эйнштейн и Ганс X. Андерсен, Опост Роден и Вудро Вильсон были дислексиками и «гадкими утятами» в школе.

Вот перечень возможных трудностей: в чтении (дислексия); в орфографии; в механическом заучивании; в заучивании дней недели и месяцев в году; в различении левого и правого; в действиях с числами; неразборчивый, трудный почерк (дисграфия); кажущаяся неорганизованность и невнимательность.

Современное школьное обучение базируется на чтении и письме, что делает положение одаренных детей с перечисленными выше трудностями очень тяжелым: учителя и одноклассники относятся к ним как к тупым, глупым, замедленным в развитии или же ленивым, несмотря на то, что они стараются изо всех сил. Вот описание переживаний одаренного ребенка: «Потому что я не мог читать, они смеялись надо мной и обзывали меня тупицей. И хотя я не чувствовал себя тупым, в конце концов я просто сдался и согласился с ними, поэтому я вел себя как тупица и старался не обращать ни на что внимания и уходить оттуда как можно скорее».

Согласно последним данным причины нарушений могут быть обусловлены затрудненностью в выработке вербальных кодов для сохранения и извлечения информации, в установлении последовательностей из-за одновременной обработки информации.

Одаренные дети с трудностями в обучении обладают двумя группами особенностей, которые ставят их в промежуточное положение. С одной стороны, им присущи высокие интеллектуальные способности, выражающиеся, например, в использовании сложных абстрактных понятий, в решении задач. С другой, они могут демонстрировать особенности, присущие обычным учащимся с трудностями в обучении: поведенческие — агрессивность, беспечность, нарушения дисциплины; когнитивные — дефекты в выполнении заданий, опирающихся на память и восприятие.

 

Психологи же не имеют методик, учитывающих специфику развития этих детей, а стандартный набор диагностических инструментов мало чувствителен к их особенностям. Как следствие, одаренность таких детей часто остается скрытой.

В этой главе были выделены и описаны разные виды одаренности, особые категорни одаренных учащихся. В отдельных случаях явный недостаток информации рождает сомнение в необходимости упоминания проблемы. Однако пафос тут заключается в том, чтобы преодолеть представление об одаренных как об однородной категории учащихся. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друт от друга по видам одаренности, по структуре одного и того же вида одаренности, по ее проявлениям в зависимости от пола, условий развития, социального окружения, культурных особенностей.

Трудности, с которыми сталкиваются сами одаренные дети и те люди, которые призваны им помочь, также очень разные. Все это помогает понять тот широчайший спектр задач, которые стоят перед специалистами — педагогами и психологами, перед родителями и самими детьми. Обозначение проблем той или иной категории одаренных, как и выделение самих этих категорий, позволяет осознать необходимость усилии в диагностике, исследованиях и практической работе в этой области.

Сложность может заключаться в том, чло полярные отличия сосуществуют в одном ребенке и маскируют друг друга, делая как одаренность, лаки недостаток трудно видимыми. Скрытые трудности в обучении понижают уровень интеллектуального развития, успехи в обучении; в то же время высокоразвитый интеллект дает большие возможности компенсировать слабости и учиться на соответствующем уровне. Таким образом, нссформпровапшиеся операции или умственные действия остаются скрытыми и нескорректированными. Общая для этой группы одаренных детей беда заключается в том, что в школе их долго не замечают, не выделяют — в отличие от, например, одаренных с физическими недостатками.

В то же время они могут легко схватывать исключительно сложный материал, делать удивительные интуитивные выводы, обладать творческими способностями. При решении трудных задач (но не в письменном виде!) они используют тс же стратегии, что и остальные одаренные (в отличие от обычных детей с трудностями в обучении). Один из специалистов по одаренности назвал таких детей «парадоксальными учащимися* — чем труднее задание, тем они лучше справляются с ним. Но зато они не могут овладеть относительно легкими навыками. Особая ситуация развития приводит к тому, что у этой категории одаренных детей наблюдается тенденция к низкой оценке своих интеллектуальных возможностей (низкая академическая самооценка), к отчуждению от сверстников. Сочетание высоких способностей и ярко выраженных трудностей разного рода может вести к возникновению чувства беспомощности и низкой учебной мотивации.

Как в случае одаренных с физическими недостатками, лак и для детей с трудностями в обучении главная проблема заключается в том, что педагоги, работающие с ними, обучены диагностике и коррекции слабостей ребенка. Они редко замечают сильные стороны своих учащихся и еще реже делают попытки развить их. Это усугубляет положение эт их категорий детей, так как они чувствуют противоречивость коррекцпонной работы и специального обучения, направленных только на одну сферу их индивидуальности с полным пренебрежением к другой. Постоянная обращенность обучения на недостаток, слабую сторону способствует формированию отрицательного восприятия себя и своих возможностей.

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Конец формы

Трудности, с которыми сталкиваются сами одаренные дети и те люди, которые призваны им помочь, также очень разные. Все это помогает понять тот широчайший спектр задач, которые стоят перед специалистами — педагогами и психологами, перед родителями и самими детьми. Обозначение проблем той или иной категории одаренных, как и выделение самих этих категорий, позволяет осознать необходимость усилии в диагностике, исследованиях и практической работе в этой области.

 

Литература

 

1. Алексеев, Н. А. Психология и педагогика одаренного ребенка: монография / Н. А. Алексеев. — Тюмень: ТюмГУ, 2017. — 310 с. — ISBN 978-5-400-01425-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109667

2. Хапачева С. М., Кагазежева С. Ш. Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности // Концепт - 2014г. №11 // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/272246/#1

 

Начало формы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: