Соедините слова с их лексическим значение

Конспект урока русского языка.

 Дата 14.04.2020.

Группа № 3 специальность механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Постановка тире в простом предложении»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения  материала.

Цель урока:   повторить  знания по данной теме, изучить новые случаи постановки тире.  

Ключевые слова: синтаксис, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, тире

Основные понятия:

Тире – это знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки, который ставится между подлежащим и сказуемым и в ряде других случаев.

Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет действия.

Сказуемое — главный член предложения, связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: «что делает предмет (или лицо)?», «что с ним происходит?», «каков он?», «что он такое?», «кто он такой?

Используемая литература:
Учебник Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н.И. Гольцова, И.В. Шамшин., М.А. Мищерина- ООО «Русское слово – учебник», 2017

Презентация «Тире между подлежащим и сказуемым»

Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.


Ребята, на этом уроке вы

 повторите правила постановки тире в предложениях между подлежащим и сказуемым.

 

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.

Тире ставится:

1) между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже и между ними нулевая связка: Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов);

2) перед словами это, это есть, вот, значит, это значит: Судьба изобретателя — это судьба его изобретений (М. Ильин);

3) между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивом: Жизнь прожить — не поле перейти (Посл.);

4) между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже: Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие (К. Паустовский);

5) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже: Семью восемь — пятьдесят шесть;

6) между подлежащим и сказуемым, когда один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже: Мощность двигателя мотоблока — пять лошадиных сил;

Примечание. В технической литературе при характеристике предмета тире, как правило, опускается. Например: Мощность двигателя пять лошадиных сил.

7) для внесения ясности в смысл предложения: Отец—мой учитель; Отец мой — учитель.

Тире не ставится:

1) в простых предложениях разговорного стиля: Моя мать учительница;

2) если перед сказуемым стоят сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что и др.: Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Н. Сладков);

Примечание. Постановка тире перед сравнительными союзами возможна, если необходимо логически выделить сказуемое-сравнение: Заря над полем — как красный тын. (С. Есенин)

3) если перед сказуемым стоит отрицательная частица не: Душа Печорина не каменистая почва... (В. Белинский);

Примечание. В случаях, когда необходимо логически выделить сказуемое и интонационно его подчеркнуть, ставится тире: Любовь к Родине — не отвлечённое понятие... (А.Н. Толстой)

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому: После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин);

5) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже: Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

Примечание. В случае необходимости логически выделить и подчеркнуть сказуемое тирс ставится: Мы — огонь, вода и пажити... (Н. Клюев)

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ. Книга — лучшийдруг человека.
2. Числ. + числ. Шестью шесть — тридцать шесть.
3.Сущ. + числ. Длина Волги —3688 километров
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину.
5. Сущ. + н. ф. глаг. Наша задачахорошо учиться.
6. Н. ф. глаг. + сущ. Ходить босиком — большое удовольствие.
7. сущ. (гл.) + Это(вот, значит) + сущ.(гл.) Чтение — вот лучшее учение. Читать — значитвырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не Бедность не порок
2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно  Глаза будто вишни.
3. Подлеж. = личное местоим. Он порча, он чума, он язваздешних мест.
4. Перед сказуемым стоит вводное слово Собака, известно,другчеловека

2.Обобщение материала
Тренировочный модуль.
Выполнение упражнений по теме.

 



Укажите предложения, в которых следует поставить тире.

А) Море (?) чудесное, синее, нежное.

Б) Преодолеть препятствие (?) вот наша задача.

В) Твои речи (?) будто острый нож.

Г) Самые счастливые люди (?) невежды.

Д) Моя солдатская шинель (?) как печать отвержения.

Соедините части пословиц

Начало пословицы Продолжение пословицы
1.Чистота – А)зеркало души.
2.Язык мой – Б)золото.
3.Повторенье – В)деньги.
4.Молчание – Г)враг мой.
5.Время - Д)залог здоровья.
6.Глаза – Е)мать ученья.

 

Соедините слова с их лексическим значение

Слово Лексическое значение
1. Адресант А)– грубый, неучтивый человек.
2. Адресат Б)– малообразованный человек, неуч.
3. Невежда   В)– лицо или организация, адресующая почтовое отправление кому-либо.
4. Невежа   Г)– лицо или организация, которому адресована корреспонденция.
5. Подпись   Д)– настенная живопись.
6.Роспись   Е)– это собственноручно поставленная фамилия в конце документа.

 

4.Определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.

Предложение Формула
1. Пять на пять – двадцать пять. А) Существительное (И.п.) – существительное (И.п.)  
2. Он порча, он чума, он язва здешних мест. Б) Глагол (инф.) – глагол (инф.)  
3. О решённом говорить – только путать. В) Личное местоимение существительное (И.п.)
4. Сердце наше – вечная тайна для нас самих. Г) Числительное (И.п.) – Числительное (И.п.)  
5. Наша задача – хорошо учиться. Д) Существительное (И.п.) – глагол (инф.)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: