Тема: Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

Практическая работа

Выполнив задания данной темы, вы:

· научитесь создавать и производить обработку данных простейших таблиц;

· научитесь производить сортировку данных таблиц;

· научитесь производить вычисления по данным таблиц с применением встроенных формул;

· научитесь использовать Мастер функций в экономических и математических расчетах

Технология выполнения задания:

Задание 1. Создать таблицу расчета реализации продукции.

1. Запустите программу Excel.

2. Дважды щелкните на ярлычке чистого рабочего листа и дайте ему название Таблица.

3. Оформите таблицу так как представлено на (Рис1.):

  A B

C

D E F
1

Данные по реализации продукции ОАО «Карандаш»

2 Наименование товара

Предприятие

Дата приобретения Количество (шт.) Цена за ед. (руб.) Стоимость (руб.)
3 Тетрадь общая

Школа№1

18.12.01 56 6,50 Формула
4 Тетрадь 12 лист

ЧИП «Эль»

01.03.02 100 1,50 Формула
5 Альбом д/рисования

Школа изобразительных искусств

14.02.02 70 9,20 Формула
 

 

      Формула
14  

 

      Формула
15  

 

      Формула
16 ИТОГО

 

  S S S
               

Рис. 1 Исходные данные таблицы

1. При оформлении таблицы необходимо использовать панель инструментов Форматирование.

2. При вводе Даты приобретения активизируйте Формат – Ячейки. Выберите формат Дата и выберите вид вводимой даты.

3. Аналогично произведите ввод данных по ценам, в данном случае формат – Денежный.

4. В ячейку F3 в Строке формул введите формулу расчета Стоимости: D3*E3.

5. Скопируйте данную формулу в следующие ячейки: активизируйте ячейку F3 и с помощью маркера протяните до окончания таблицы.

6. Для подсчета последней строки Итого, в ячейке D16 выполните команду Автосуммирование на панели инструментов Стандартная.

7. После заполнения всей таблицы выделите ее и на панели инструментов Форматирование активизируйте кнопку Границы. Данная команда позволит вывести сетку таблицы, при распечатке документа.

8. Выделите всю таблицу, при помощи контекстного меню скопируйте ее и вставьте в следующий пустой Лист

9. Переименуйте лист Таблица 2.

10. В данной таблице необходимо произвести сортировку данных в алфавитном порядке, для этого: выделите первый столбец Наименование товара и на панели инструментов Форматирование выберите кнопку Сортировка по возрастанию, список товаров будет

Задание №2. Создайте таблице с данными и выполните сортировку списка таблиц Excel

1. Запустите программу Excel.

2. Откройте рабочую книгу, созданную в предыдущих заданиях (Файл-Открыть).

3. Дважды щелкните на ярлычке чистого рабочего листа и дайте ему название Список. Если в Рабочей книге нет чистых листов вставьте их, выбрав из меню Вставка команду Лист.

4. Создайте список как показано на рисунке 2:

 

 

Предприятие Продукция Объем Сбыт
Прометей Напитки 4879 54500 р.
Седьмой элемент Шампунь 1966 120000 р.
Прометей Напитки 323 126660 р.
Прометей Мясо 65565 15400 р.
Седьмой элемент Красящий шампунь 56565 456000 р.
Седьмой элемент Губная помада 121 12100 р.
Прометей Мясо 12212 1200 р.
Прометей Продукты 454 121540 р.
Галина Сигареты 545 5454 р.
Седьмой элемент Пена для ванн 56565 45000 р.
Прометей Сигареты 78 1200 р.
Галина Напитки 545 4545 р.
Седьмой элемент СМС 232 12125 р.
Прометей Мясо 55656 12200 р.
Прометей Мясо 2121 5487 р.
Седьмой элемент Лак для волос 121 12800 р.
Прометей Продукты 3265 12120 р.
Галина Продукты 554 58545 р.

Рис.2 Данные для подведения промежуточных итогов

5. Выделите список, включая метки столбцов. В меню Данные выберите команду Сортировка.

11. В появившемся окне «Сортировка диапазона» в поле сортировать по выберите Продавец и установите флажок «по убыванию».

12. В поле "Затем по" выберите Продукция и установите флажок «по возрастанию».

13. В поле "В последнюю очередь по" выберите Объем и установите флажок «по возрастанию». Нажмите ОК. Вы получите отсортированный список.

14. Теперь необходимо подвести итоги по каждому продавцу, выбрав из меню Данные команду Итоги….

15. В появившемся окне «Промежуточные итоги» в поле При каждом изменении в выберите Продавец. Далее определите Операцию – Сумма. В поле Добавить итоги по установите «галочки» для Объема и Сбыта. Нажмите ОК. Список будет иметь вид, рисунок 3:

Предприятие Продукция Объем Сбыт
Галина Сигареты 545 5 454р.
Галина Напитки 545 4 545р.
Галина Продукты 554 58 545р.
Галина Всего   1644 68 544р.
Прометей Напитки 4879 54 500р.
Прометей Напитки 323 126 660р.
Прометей Мясо 65565 15 400р.
Прометей Мясо 12212 1 200р.
Прометей Продукты 454 121 540р.
Прометей Сигареты 78 1 200р.
Прометей Мясо 55656 12 200р.
Прометей Мясо 2121 5 487р.
Прометей Продукты 3265 12 120р.
Прометей Всего   144553 350 307р.
Седьмой элемент Шампунь 1966 120 000р.
Седьмой элемент Красящий шампунь 56565 456 000р.
Седьмой элемент Губная помада 121 12 100р.
Седьмой элемент Пена для ванн 56565 45 000р.
Седьмой элемент СМС 232 12 125р.
Седьмой элемент Лак для волос 121 12 800р.

Седьмой элемент Всего

115570 658 025р.
Общий итог   261767 1 076 876р.

Рис.3 Подведение промежуточных итогов

16. Из полученного списка необходимо выделить в отдельную таблицу информацию о продавцах, торгующих мясом с объемом более 500 и сбытом, не превышающим 100000 р. Для этого скопируйте метки столбцов в ячейки Н1:К1. В ячейку I2 занесите Мясо, в ячейку J2 - >500, в ячейку K2 - <=100000. Таким образом, вы определили интервал критериев.

17. Аналогично выведите информацию о фирме Седьмой элемент.

18. Выделите ячейку списка. В меню Данные выберите команду Расширенный фильтр. В появившемся на экране диалоговом окне Исходный диапазон указан автоматически (проверьте его правильность). Щелкните мышью в поле Диапазон условий и выделите интервал I1:K2. Установите переключатель скопировать результат в другое место. Щелкните в поле Поместить результат в диапазон и выделите любую свободную ячейку рабочего листа, например А29. Нажмите кнопку ОК.

19. С помощью расширенного фильтра из исходного списка выделите и поместите в отдельную таблицу данные о товарах со сбытом более 10000р, которыми торгует Прометей (используйте навыки, полученные при выполнении п.11-12).

20. Аналогичным образом из исходного списка выделите и поместите в отдельную таблицу данные о товарах с объемом не более 1000 и сбытом не менее 12500р.

21. Сохраните данные в рабочей книге.

Задание №3. Создайте таблицу Excel и произведите вычисления используя встроенные функций

Пусть заданы 10 фамилий студентов и их оценки по результатам сессии. Вычислить средний балл каждого студента и произвести начисление стипендии по следующим правилам: если средний балл превышает 4,5, то увеличить размер стипендии в 1,5 раза; если средний балл больше 2,99 и меньше 4,6, то начислить стандартный размер стипендии; в остальных случаях стипендию не начислять.

1. Запустите программу Excel.

2. Откройте рабочую книгу, созданную в предыдущем задании.

3. Дважды щёлкните на ярлычке следующего чистого рабочего листа и дайте ему название Начисление стипендии.

4. В ячейки А1 – В4 занесите данные, на основе которых будет начислена стипендия, рисунок 4:

  А В
1 Интервал Коэффициент
2 0..2,99 0
3 .…4,5 1
4 4,6…5 1,5

Рис. 4 Коэффициенты для начисления стипендий

5. В ячейке Е1 сделайте запись Размер стипендии, а в ячейку Е2 занесите стандартный размер стипендии.

6. Оформите таблицу как показано на рисунке 5, включающую фамилии студентов группы с оценками по предметам.

  A B C D E F
10 ФИО Математика Ин-яз История Средний бал Сумма
11 Кириллов          
12 Наумов          
13 Захарова          
14 Терехова          
15 Свиридов          
20 …….          
             

Рис. 5 Оценки студентов по предметам, с расчетом среднего балла

7. Первые четыре столбца заполняются исходной информацией.

8. Для вычисления среднего балла запишите в ячейку Е11 формулу с использованием функции СР3НАЧ. Скопируйте формулу на остальные ячейки столбца Е.

9. Для расчёта стипендии в ячейку F11 запишите следующую формулу с использованием логической функции ЕСЛИ: =ЕСЛИ(Е11>4,5;Е2*В4;ЕСЛИ(Е11>=3;Е2*В3;0))

10. Проверьте, правильно ли начислена стипендия для первого студента в списке. Размножьте формулу, записанную в ячейке F11, на остальные ячейки столбца F.

11. Убедитесь, что результат расчёта оказался неверным. Это связано с тем, что адреса Е2, В3 и В4 в формуле заданы относительными ссылками и при копировании изменяются.

12. Исправьте формулу в ячейке F11, задав соответствующие ссылки как абсолютные, и снова размножьте её в столбце F.

13. Отсортируйте данные в таблице.

14. Проверьте правильность результатов расчёта по заданной формуле, и, если они верны, сохраните данные.

Задание №4. Создайте таблицу Excel и произведите вычисления используя встроенные функций

1. Запустите программу Excel.

2. Введите в таблицу следующий документ рисунок 6 (порядок ввода данных документа рассматривается ниже).

Рис.6 Вводимый документ

3. Ввод данных осуществляется в активную ячейку. Введите данные в пока пустую электронную таблицу в следующем порядке.

4. Сделайте активной ячейку В2 и введите название таблицы “Сведения о заработной плате сотрудников”. Обратите внимание, что вводимая информация дублируется в строке формул. Для окончания ввода текста в ячейку необходимо или нажать клавишу <Enter>, или перевести табличный курсор в другую ячейку.

5. Сделайте активной ячейку А3 и введите название первой колонки “табельный номер”. Введенная информация размещается пока в нескольких ячейках.

6. Переведите курсор мыши в ячейку В3 и введите название второй колонки “Ф.И.О.”.

7. Аналогично введите названия остальных столбцов документа.

8. Введите собственно данные документа за исключением столбца и строки “Итого”, для его расчета выполните следующие операции.

9. Сделайте активной ячейку «Итого»-«Сидоров». Нажмите кнопку в пиктографическом меню  (“Автосуммирование”), в ячейке появится формула =СУММ(С4:F4). Нажмите <Enter>. В ячейку G4 будет внесено число 1470, которое получено при сложении С4+D4+E4+F4=320+350+400+400=1470, а в строке формул будет записана соответствую­щая расчетная формула.

10. Сделайте активной ячейку «Итого»-«Иванов». Вызовите команду “ВСТАВКА/ФУНКЦИЯ”. В списке “Категория” выберите класс функций “Математические”. В списке “Функция” с помощью кнопок линейки прокрутки найдите и выделите функцию СУММ, нажмите кнопку «Далее». В строку аргумента введите с помощью мыши диапазон суммируемых ячеек, нажмите «Enter».

11. Скопируйте содержимое ячейки G5 в ячейки G6:G12, для чего сделайте активной ячейку G5. Нажав правую кнопку мыши, вызовите контекстное меню, в котором выделите команду “КОПИРОВАТЬ”. Ячейка G5 будет помещена в рамку с движущимися элементами. Маркируйте (т.е. сделайте активной) область G6:G12 и нажмите <Enter>. Любым из способов заполните ячейки, в каждой из которых содержится сумма заработной платы сотрудников отдела за соответствующий месяц.

12. Для улучшения внешнего вида таблицы выделите рамкой названия столбцов. Маркируйте область, названий столбцов таблицы (A3:G3). Вызовите команду через контекстно-зависимое меню “ФОРМАТ ЯЧЕЕК” и перейдите к листу “Рамка”. Определите положение рамки и тип линии. Нажмите кнопку ОК.

13. Расположите табельные номера по центру, для чего маркируйте содержащую их область (А4:А12). Нажмите кнопку в пиктографическом меню  (“По центру”).

14. Расположите название первого столбца в две строчки, для чего сделайте активной ячейку А3. По команде “ФОРМАТ ЯЧЕЕК” после открытия диалогового окна “ФОРМАТ ЯЧЕЕК” на листе “Выравнивание” включите переключатель “Переносить по словам” и нажмите кнопку ОК.

15. Измените ширину второго столбца. Подведите курсор мыши к координатной ячейке столбца В справа. Курсор трансформируется в двунаправленную стрелку. Отбуксируйте вправо на нужное расстояние разделитель столбцов и отпустите кнопку мыши.

16. Расположите в центре ячейки название столбцов документа.

17. Заключите аналогичным способом в рамку содержимое подстроки «Итого» (А13:G13).

18. Измените шрифт для заголовка документа, используя команду контекстно-зависимого меню “ФОРМАТ ЯЧЕЕК” и лист “Шрифт”. Поэкспериментируйте с различными характеристиками оформления текста, такими как шрифт, стиль, размер, эффект. Выберите наиболее удачный с Вашей точки зрения вариант шрифта для заголовка.

19. Измените также шрифт текста в последней строке таблицы, для чего используйте кнопку в пиктографическом меню  (“ПОВТОРИТЬ”). Команда “Повторить” ускоряет работу в ситуации, когда одна и та же операция выполняется над различными объектами.

20. Если Вы успешно справились с каждой операцией по вводу данных и оформлению внешнего вида документа, то в конечном итоге Ваш документ должен приобрести следующий вид (рис.7)

Рис.7. Итоговый документ

Задание № 5. Используя Мастер функций выполните экономические и математические расчеты

1. Запустите программу Excel.

2. Откройте рабочую книгу, созданную в предыдущем задании.

3. Дважды щелкните на ярлычке чистого рабочего листа и дайте ему название Мастер функций.

4. Использование математических функций.

5. Создадим электронную таблицу по обработке статистической информации. Для этого:

6. В ячейки А2:А13 занесите следующий набор случайных чисел:

4,407678                           9,914596                           3,361304

3,481150                           0,490590                           1,194127

8,629884                           6,119983                           2,654380

8,779637                           7,755563                       5,058417

7. Дайте заголовок этому столбцу: Случайное число

8. В ячейке В1 напечатайте заголовок: Округление. В столбец В (диапазон В2:В13) поместите числа, представляющие собой округленные значения чисел из столбца А с точностью до 2 значащих цифр после запятой. Для этого выполните следующие действия:

9. Установив курсор в ячейку В2, щелкните по кнопке вызова Мастера функций (fx) на стандартной панели инструментов.

10. В поле Категория открывшегося окна выберите Математические, в поле Функция найдите в списке и щелкните мышью на функции с названием ОКРУГЛ.

11. Для выбранной функции следует указать два параметра: ссылку на округляемое число и количество цифр после запятой. Щелкните мышью по ячейке А2 - в поле Число отразится адрес округляемого числа. Перейдите в поле Количество цифр и напечатайте 2 (это количество значащих цифр после запятой).

12. В ячейке В2 появится результат округления числа, находящегося в ячейке А2 (4,41). В строке формул отражается формула, записанная в ячейке В2.

13. Скопируйте формулу из ячейки В2 на остальные ячейки столбца В. Для этого поместите табличный курсор на ячейку В2, наведите указатель мыши на маркер заполнения (черный крестик в правом нижнем углу табличного курсора) зафиксируйте левую кнопку мыши и протяните прямоугольный контур до ячейки В13. Отпустите кнопку мыши, формула из ячейки В2 будет скопирована на все выделенные ячейки столбца В и вы увидите результат вычисления по этой формуле. Проверьте правильность вычислений.

14. Составьте еще 3 столбца с заголовками Корень (в ячейке С1), Целое (в ячейке D1) и Факториал (в ячейке Е1).

15. Для создания третьего столбца, содержащего квадратные корни из соответствующих ячеек столбца В, используйте математическую функцию КОРЕНЬ. Используя Мастер функций, запишите формулу сначала в ячейку С2 (указав в качестве параметра ссылку на ячейку В2), а затем скопируйте ее на остальные ячейки столбца С.

16. Для записи значений в четвертый столбец D, содержащий целые значения соответствующих ячеек столбца С, используйте математическую функцию ЦЕЛОЕ.

17. Для создания пятого столбца, содержащего факториалы чисел, расположенных в соответствующих ячейках столбца D, используйте математическую функцию ФАКТР.

18. Использование статистических функций.

19. На базе полученных выборок составьте вторую таблицу, в которой будут использованы результаты первой таблицы. Таким образом, эти две таблицы окажутся связанными.

20. В столбце А, начиная с ячейки А15, расположите названия:

Среднее значение

Дисперсия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: