Сейчас 30 млн. тонн.
Места добычи.
Йоркширский угольный бассейн – 82 млн. тонн. Основа электроэнергетики. По реке Трент электростанции. Система GRID – решетка. Долгое время играл большую роль во внешней торговле. Сейчас нет.
Северо-восточный бассейн, между реками Тис и Тайн, 82 млн. тонн. Добыча угля на Сев-вост почти прекращена.
Южноуэльский бассейн, г. Кардифф, 40-50 млн. тонн. Антрацит – очень хороший уголь. Для обслуживания флота. Клайдсайд, г. Глазго. 20 млн. тонн. Сейчас – 2-3 млн тонн.
Нефть.
Впервые была получена в 1969 г, со дна Сев. моря. Экофиск – первое месторождение. Оркнейские острова. Шетлендские острова, месторождение Брент.
Газ.
Добыча газа впервые со дна моря – 1968 г. Юго-восток Англии. 1980 – 40 млр куб м. Сейчас более 100 млр куб м. Леман.
Электроэнергетика
Производство составляет 350-380 млр киловатт часов.
Долгие годы основой энергетики был уголь.
Уголь – 40%.
Атомн – треть.
Первые 9 электростанций – 1965 г. Срок электростанции – 40 лет. Изношено.
Топливно-энергетический комплекс в целом
Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн.т., добыча неуклонно снижается.
Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали, и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.
Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-западный.
Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.
Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса.
Производство электроэнергии:
Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако, в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС находятся на р. Трент и около Лондона.
Металлургия
Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.
Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания – также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия. Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Ангси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии.
Машиностроение
Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения -самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма -"Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстлендэркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии.
Самый крупный центр судостроения – устье р. Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.






