Теория социализации (Дж.Мид)

Тема 5: Социология личности

Основные категории Социологии личности

Социология личности как отрасль социологии появилась в конце Х1Х века. Основные направления исследований: разработка категорий «личность», «индивид», «социализация»; выявление этапов, факторов, причин и агентов социализации; статус и социальные роли и т.д.

 

В социологии принято разделять категории «личность», «индивид», «человек»; они не совпадают по смыслу и объему.

Самая широкая категория – «человек» = общеродовое понятие, описывающее человеческие существа с точки зрения теории Дарвина, т.е. человек это особый род животных, млекопитающих, обладающих особенностями физиолого-психического строения. Таким образом, в категорию «человек» включается любой представитель человеческого рода.

Более узкая категория – «индивид» = конкретный человек, имеющий отличительные психофизиологические качества: особенности темперамента, характера, воли, памяти, внешности. Так мы отличает друг друга. Психические качества помогают различать людей, имеющих схожую внешность.

Отдельно выделяется категория «индивидуальность» = совокупность черт, отличающих индивидов друг от друга. Это могут быть такие черты, как ярко выраженные особенности характера, таланты, гениальность, высоко развитые способности, яркие, выделяющиеся черты внешности.

Самая узкая категория – «личность»= социальная сущность человека, проявляющаяся в системе социальных связей, т.е. взаимных ожиданий и обязательств (Э. Дюркгейм).

Личностями не являются: дети до 5 лет; люди имеющие заболевания, не позволяющие усваивать социальный опыт – недееспособные; люди не прошедшие социализацию = феральные люди=люди Маугли.

Личностями являются те индивиды, которые понимают каких действий ожидают от них другие и способны выполнять обязательства в рамках своих социальных статусов. Личность описывается через ее статусы и роли.

Наиболее значимые социальные качества личности: самооценка, активность, убеждения, установка, ценностные ориентации.

Социальные качества проявляются в способности учиться, работать, дружить, заниматься творчеством, усваивать нормы, статусы, роли и т. д.

 

Теория личности Т.Парсонса

Т. Парсонс – «ролевая теория личности» - личность описывается через социальный статус (т.е. права и обязанности) и социальные роли (ролевое поведение и ролевые ожидания).

Личность обладает ролевым набором – совокупностью всех статусов, которые он/она занимает в обществе. Это может приводить к ролевым конфликтам = ситуациям, когда одновременно необходимо выполнять две функции=роли, не совпадающие /противоположные друг другу. Чаще всего во времени пересекаются должностные и семейные статусы, личные и служебные интересы.

Социализация = процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, который осуществляется в 3х сферах: общение, деятельность, самосознание; = изживание детскости из себя.

Т.е. Парсонс считает, что общаясь с людьми, реализуя деятельность и понимая, кем мы являемся, мы социализируемся, усваивая и принимая все, что создано – ценности, нормы и т.д., но при этом мы все меньше делаем, что хочется и нравится, поскольку выполняем обязанности своего статуса. Чем больше социализирован индивид, тем меньше в нем «ребенка».

Ресоциализация – разрушение раннее принятых норм, ценностей и моделей поведения, с заменой их на новые, радикально отличающиеся.

Такое возможно либо во время/ после пребывания в пеницитарных учреждениях (тюрьма, психиатрическая лечебница, концлагерь, рабство и т.д.), либо как естественные процессы, связанные со сменой религии, политических убеждений, научных взглядов, места жительства, взрослением и т.п.

 

3. Социализация

Животные, расположенные внизу эволюционной шкалы — такие, как большинство видов насекомых, способны позаботиться о себе почти сразу после рождения, нуждаясь в минимальной помощи взрослых особей или вообще обходясь без нее. У низших животных нет поколений, поскольку поведение “молодых” представителей вида более или менее идентично поведению “взрослых”. Однако по мере того как мы движемся вверх по эволюционной шкале, мы обнаруживаем, что эти наблюдения применимы все менее и менее; высшие животные должны учиться соответствующим способам поведения. Детеныши млекопитающих практически совершенно беспомощны после рождения, они нуждаются в заботе старших, и человеческие младенцы наиболее беспомощные из всех. Ребенок не выживет, не получая постороннюю помощь в течение по крайней мере первых четырех—пяти лет.

Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.

Виды социализации

Первичная социализация ранняя (детство) ü приобретение общекультурных знаний, ü освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

Вторичная

 социализация

 

профессиональная социализация ü овладение специальных знаний и навыков, ü приобщение к определенной субкультуре, ü  расширение социальных контактов индивида и диапазона социальных ролей. ü включение индивида в систему труда, ü адаптация в профессиональной субкультуре
пенсионный возраст или утеря трудоспособности изменение образа жизни в связи со снижением социальной активности
Ресоциализация   ü усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших.

 

Эффективной социализации способствуют агенты и институты социализации.

Агенты социализации: родители, учителя, соседи, друзья, родственники, кумиры, спортсмены, актёры и др.

Институты социализации: семья, школа, государство, партии, СМИ, церковь и др.

Идентификация как один из механизмов социализации: способность определения своей принадлежности к какой-либо группе, статусу (возрастной, политической, семейной и т.д. = Я - студент, Я- китаец, Я - православный и др.)

 

Социализация не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться.

Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто, таким образом, приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.

“Несоциализированные” дети.

На что были бы похожи дети, если бы каким-то образом росли без влияния со стороны взрослых? Очевидно, ни одна гуманная личность не может пойти на такой эксперимент и вырастить ребенка вне человеческого окружения. Однако существует ряд случаев, когда дети первые годы жизни проводили без нормальных человеческих контактов – племенные ритуалы, изоляция родителями. Ребенок, до 5 лет росший без социальных контактов, остается человеком=высшим млекопитающим, все его поведение строится только на инстинктах и биологических потребностях. Такого ребенка уже почти невозможно научить говорить, общаться с людьми, пользоваться предметами быта, носить одежду и т.д.

Привязанности и утраты

Ни один ребенок не может пройти этапы социализации без нескольких лет заботы и защиты, обеспечиваемых родителями и другими опекающими. Отношения между ребенком и матерью имеют первостепенное значение на первых этапах его жизни. Исследования свидетельствуют, что если эти отношения каким-либо образом нарушаются, могут возникнуть серьезные последствия. Около полувека назад психолог Джон Боулби провел исследование, которое показало, что маленький ребенок, не имевший опыта близких и любящих отношений с матерью, страдает в дальнейшем серьезными отклонениями в развитии личности. Боулби утверждал - ребенок, мать которого умерла вскоре после его рождения, будет испытывать беспокойство, которое впоследствии окажет глубокое влияние на его характер. Так появилась теория материальной депривации (=лишение). Дети, не имевшие стабильных привязанностей в младенчестве, обнаруживают значительное языковое и интеллектуальное отставание, а в более позднем возрасте испытывают трудности в установлении тесных и длительных контактов с другими. Исправление этих недостатков становится гораздо более сложным в возрасте старше шести-восьми лет.

 

Теория социализации (Дж.Мид)

Джордж Герберт Мид(1863-1931 гг.), американский социолог-психолог, теоретик «символического интеракционизма».

По Миду, наше самосознание формируется тогда, когда мы учимся отличать “Me” от “I”. “I” — это несоциализированный младенец, комок спонтанных желаний и влечений. “Me”= это уже социальная личность. Индивид развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие.

Каждый человек строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё Я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Дж. Мид выделяет категорию - «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие. Именно через них складываются первые представления ребенка о взаимодействиях. Особенность человеческого сознания заключается в способности использовать символы и жесты во взаимодействии с другими людьми.

К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим».

«Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо - сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Абстрактное представление строится на основе сопоставления, синтеза анализа информации о конкретном статусе и его ролях. Например, «обобщенный другой» как представление о начальнике может строиться на основе объединения знаний из рассказов родителей и других взрослых о своих начальниках, о том как начальники показаны в фильмах, книгах и анекдотах и т.п.

 Формирование в сознании «обобщённого другого» - решающая фаза социализации.

Маленькие дети неспособны понять, а значит, и объяснять себе мотивы поведения других людей, только лишь научившись осмысливать своё поведение, они становятся способными сделать свой первый серьезный шаг в жизнь. Думая о себе, дети могут думать о других, что можно охарактеризовать как процесс приобретения чувства своего «Я».

Главная роль в процессе социализации, по мнению Дж. Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц.

Социализация проходит 3 этапа игры:

 На первой стадии развития (1-3 года) = имитация:  ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли, дети не понимая поведения взрослых, все равно его копируют. Например, таская по комнате свой игрушечный пылесос, ребенок может пытаться помочь своим родителям вычистить пол. Маленькие дети, прежде всего, занимаются одиночной самостоятельной игрой. Даже в компании других детей они играют поодиночке, не обращая внимания на то, что делают остальные.

В первые месяцы жизни младенец почти не видит разницы между людьми, объектами своего окружения, и не осознает самого себя. К концу первого года жизни отношения между малышом, матерью и другими опекающими меняются. Начиная с года, большую часть жизни ребенка занимает игра. Первое время он играет в основном один, но затем все сильнее требует, чтобы с ним играл кто-нибудь еще. В игре дети развивают координацию движений и расширяют познание о взрослом мире. Они приобретают новые навыки и имитируют поведение взрослых.

 Примерно до двух лет, а иногда и в более позднем возрасте дети не употребляют такие понятия, как “я” и “ты”. Лишь постепенно они приходят к пониманию, что другие обладают особыми чертами, сознанием и потребностями, не совпадающими с их собственными.

В два-три года дети начинают разбираться в отношениях между остальными членами семьи, понимать их эмоции. Ребенок учится успокаивать, а также раздражать, других. Дети в возрасте двух лет огорчаются, если один из родителей сердится на другого, могут обнять родителя, если он расстроен. В том же возрасте ребенок способен сознательно дразнить брата, сестру или родителей. За этим следуют параллельные действия, когда ребенок копирует то, что делают другие, но не пытается вмешаться в их деятельность.

На второй стадии = индивидуальная игра – (2-4 года) дети воспринимают поведение как исполнение заданных ролей. Это может быть роль врача, пожарного, космонавта или музыканта. Дети играют и в процессе этой игры воспроизводят определенные роли. Вы можете отследить, как дети играют в куклы, при этом общаются с ними то ласково, то сердито, так, как это делают настоящие родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Не менее важный момент в процессе развития своего «Я» — это переход от одной роли к другой, который развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл других членов общества.

В возрасте около трех лет, дети все больше и больше вовлекаются в ассоциативную игру, в которой они уже соотносят свое собственное поведение с поведением остальных. Каждый ребенок все еще действует, как хочет, но замечает и реагирует на действия остальных.

На третьей стадии – коллективная игра (с 4-5 лет) вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.

В период от года до четырех-пяти лет ребенок учится дисциплине и саморегуляции. В первую очередь это означает умение контролировать свои физические потребности. Дети учатся ходить в туалет (это трудный и долгий процесс), учатся культурно есть. Они также учатся “действовать самостоятельно” в различных своих поступках, в частности, при взаимодействии со взрослыми.

К пяти годам ребенок становится относительно автономным существом. Это больше не беспомощный младенец, малыш способен обходиться без посторонней помощи в повседневных бытовых делах способен провести долгие часы в отсутствие родителей без особого беспокойства.

Человеческое «Я» Дж. Мид считал абсолютно и полностью социальным продуктом, который формируется на основе взаимоотношений с другими людьми. Дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. В этом возрасте дети начинают принимать участие в организованных играх, предпочитая их бессистемным “забавам”. Лишь с этого времени они начинают усваивать ценности и мораль, в соответствии с которыми протекает социальная жизнь. Чтобы научиться организованным играм, нужно понять правила игры, идеи справедливости и равного участия. На этой стадии ребенок учится постигать то, что Мид называл обобщенным другим, — общие ценности и моральные установки, принятые в культуре, в рамках которой ребенок развивается.

Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» - с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

 

Социология семьи

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью и заботой друг о друге, детях и стариках.

Семья = мама, папа, дети (дочь, сын), дедушка, бабушка и др.

Функции семьи

Репродуктивная функция воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях
Воспитательная функция формирование моральных и духовных ценностей, навыков социальных взаимодействий
Эмоциональная защита своих членов психологическая и эмоциональная поддержки
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция приобретение средств существования и их распределение между членами семьи; организация быта
Социально-статусная функция передача социальных статусов членам семьи
Досуговая функция организация полноценного семейного отдыха

Брак – это форма одобряемой обществом совместной жизни супругов, а также установленные родственные права и обязанности между мужем и женой.

Брак = муж + жена.

Александра Михайловна Коллонтай в 1914 г. обосновала необходимос­ти развала семьи и ликвидации воспитания детей в семье на основе «прин­ципа коммунизма», признающего, «что забота о подрастающем поколе­нии должна быть делом не родителей, а государства». Обоснование отказа от семейной социализации производится в интересах государства и государственного производства.

 Она дает четкий анализ социальной организа­ции семьи, различий в организации семьи докапиталистической и се­мьи на стадии наемного труда при капитализме. «Базой дошедшей до нас формы семьи (докапиталистической) служили определенные хозяйственные начала. В основе семьи лежали производственные от­ношения, сковывающие членов семьи прочнее, чем могли сковать их самые близкие узы крови. В те времена, когда семья представляла со­бой хозяйственную единицу... и при том не потребительскую лишь, а и производительную, творческую, семья...могла производить все необ­ходимое для своих членов — забота о потомстве, содержание, воспита­ние, обучение его входили в естественный круг ее неотъемлемых обя­занностей. Семья для своего процветания — экономического и соци­ального — нуждалась в новых членах, в постоянном притоке свежих рабочих рук. Нет ничего удивительного, что в то время ответственность за потомство ложилась на семью..».

Вопрос об охране материнства и детства не возникал и не мог воз­никнуть, пока семья оставалась не затронутой капиталистической ин­дустриализацией. В системе капитализма, таким образом, «непрерывный приток свежих рабочих рук, который бы обеспечивал даль­нейшее развитие производительных сил, нужен уже не семье, не замк­нутой, мелкой, дробной единице, а всему общественному коллективу в целом». Поэтому в системе социализма заботу о материнстве и вос­питании детей берет на себя общество, тогда как буржуазное государ­ство «стремится пользоваться готовыми рабочими руками, предпочи­тая навязывать частно-семейной организации те обязанности, которые она несла когда-то на иной, более ранней ступени хозяйственного развития человечества».

Другими словами, рождение и воспитание детей осуществлялись в семье благодаря ее роли хозяйственно-производственной единицы. Ис­чезает эта роль, и в обществе пропадают стимулы к материнству и соци­ализации детей. Даже если повернуть историю вспять и конфликт между профессиональной и материнской ролью решить путем возврата женщины из всех областей хозяйственной жизни снова в дом, в семью, то все равно «меры эти были бы бессильны задержать процесс дальней­шего разложения семьи». «Вынужденное совместительство — воспитание младенца и профессиональная работа — понижает трудовую энергию женщины...мать, обязанная тратить все свои свободные от профессиональной работы часы на ребенка, никогда не даст максиму­ма производительности на профессиональной работе». Освобождение женщины и развитие ее лич­ности несовместимы с функционированием семьи вообще, отсюда ос­тается лишь один социалистический путь «государственного страхова­ния материнства» и общественной социализации новых поколений.

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) столетие назад поставил точный диагноз кризису семьи как ослаблению союза родителей и де­тей, союза супругов, как распаду хозяйственного союза.

П. Сорокин пишет о распаде хозяйственного союза, и прогнозирует радикальное изменение внутрисемейных отноше­ний, соответствующее по идее новому укладу жизни. Возможность исчезновения семьи вообще как социального института отрицает­, т.к. на смену «современной» семье идет новая ее форма, пост­роенная на новых ценностных основаниях:

а) на основе «свободного соглашения», а не принуждения;

б) на основе общественной педагогики, а не семейного опекунства,
которое прежде «смягчало чисто полицейскую, унтер-офицерскую систему государственной педагогики», — в новых условиях, когда «государство и общество забудут о своей роли полицейского, а будут педагогами», когда воспитание и обучение «будет поручено специалистам», при «правильной постановке дела» в принципе «нельзя не приветствовать вмешательства общества и государства в это дело»;

в) на основе общего блага, альтруистического поведения, направленного на пользу общечеловечности, а не только на семейную пользу.

«И нет сомнения, — пишет П. Сорокин, — что в этом начавшемся единоборстве семьи и общества организация современной семьи будет разрушена: общественные интересы — с одной стороны, интересы личности (обратная сторона общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся — и вглубь, и вширь — альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уж требует больше­го простора, чем узкие границы семейного альтруизма».

П. Сорокина рассматривает семью, как механизм социальной циркуляции и мо­бильности. Семья как «лифт», осуществляющий перемещения вверх и вниз по социальной лестнице, семейный статус как фундамент соци­ального положения личности, «селекции и распределения индивидов» внутри различных социальных страт — вот предмет изучения семьи в терминах социальной структуры и социальной динамики. П. Сорокин говорит даже о «семейном тесте», о семье как средстве тестирования способностей и отмечает, что современная семья выполняет эту роль лишь частично, т.к. в обществе вертикальной мобильности «семейный тест» теряет свое исключительное значение и складывается норма оценки личности не по семейному положению и происхождению, а по личным качествам, тестируемым детсадами, школами и прочими но­выми институтами селекции.

П.А. Сорокин предо­стерегает: «Чем больше эконо­мистов вмешивается в экономику, тем хуже она становится; чем больше политологов участвует в реформировании, тем больше правительство нуждается в реформе; чем больше социологов, психологов, антропологов и юристов вмешивается в дела семьи, тем больше семей разрушается...». Вмешательство, преследующее цель улучшения взаимоотношений в семье, имеет свои пределы, устанавливающиеся типом культуры, ти­пами институтов, в т.ч. типом семьи. Терапевтическая работа может приносить эффект по очищению атмосферы отдельных семей, но она не в состоянии изменить самый тип семьи, соответствующий «чувствен­ной культуре», постепенно уходящей с исторической сцены.

 

Энтони Гидденс дал описание важнейших семейных институтов.

Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно.

Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

  Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).

Нуклеарная семья состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей.

В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.

Патриархальный тип семьи – все вопросы жизни семьи решает глава семьи; индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья – это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации.

Полная семья – семья, где есть оба родителя.

Неполная семья – семья, в которой нет одного из родителей.

Родительская семья - семья, в которой человек рождается.

Репродуктивная семья - семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.

Матрилокальная семья - супружеская пара переезжает к родителям жены.

Патрилокальная семья - супружеская пара переезжает к родителям мужа.

Неолокальная семья - супружеская пара создаёт отдельное домашнее хозяйство.

Оно может находиться в том же районе, что и дом родителей жениха или невесты, но совершенно естественно может располагаться где-то еще. Однако во многих обществах вступившие в брак по традиции живут поблизости от родителей жениха или невесты, либо вместе с ними.

Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Моногамия и полигамия

В обществах западного типа брак и, следовательно, семья ассоциируются с моногамией. Считается незаконным состоять в браке более чем с одной женщиной или одним мужчиной одновременно. В мировом масштабе моногамия, вообще говоря, не является самой распространенной формой брака. Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия допускается в 80% из них. Термин “полигамия” обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина может иметь более одного супруга. Существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.

Полиандрия

Мердок обнаружил, что только в четырех обществах из 565 проанализированных (менее чем в 1%) встречалась полиандрия. Полиандрия порождает ситуацию, не встречающуюся при полигинии — биологический отец ребенка, как правило, неизвестен. Так, в южноиндийской культуре тодов мужья, видимо, не интересовались установлением биологического отцовства. Кто из мужей становился отцом ребенка, определялось в ходе обряда, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу. Если впоследствии другой муж проявлял желание стать отцом, ритуал повторялся во время следующей беременности. По-видимому, полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек.

Полигиния

Большинство мужчин в обществах, где разрешена полигиния, в действительности имеют только одну жену. Часто правом иметь несколько жен пользуются только лица с высоким общественным положением. Там же, где таких ограничений нет, распространение полигинии сдерживают экономические факторы и соотношение полов. Очевидно, не существует обществ, в которых женщины по численности настолько превосходят мужчин, что большая часть мужского населения может позволить себе иметь более чем одну жену.

При полигинии несколько жен в семье иногда занимают одно и то же помещение, но чаще ведут раздельное хозяйство. Раз существуют различные домашние хозяйства, включающие детей одной жены, фактически имеется две или более семьи. У мужа обычно есть основное жилище, но он может проводить определенное количество ночей в неделю или в месяц с каждой женой по очереди. Жены в такой семье часто доброжелательны и готовы помочь друг другу, но их положение часто ведет к напряжению и вражде, они могут видеть друг в друге соперниц в борьбе за благорасположение мужа. В Руанде, например, слово, означающее “одну из жен”, означает также “ревность”. Разногласия, порождаемые полигинией, могут смягчаться благодаря установлению иерархии среди жен. Старшая жена (или жены) обладают большим влиянием при решении семейных вопросов, чем младшие.

 

Сегодня социологи отмечают появление новых форм брака: брак-коммуна, групповой брак («шведская семья»), гостевой брак, гомосексуальный и др.


Трансформация семьи

Ø Тенденция к уменьшению членов семьи.

Ø Изменяется характер взаимоотношений между супругами. Все большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и все большей независимости каждого из них.

Ø Растет число разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания.

Ø Увеличивается число внебрачных союзов.

Ø Изменяются взаимоотношения между родителями и детьми. Дети часто живут без опоры на традиции семьи. Дети перестают быть носителями семейных традиций, при заключения брака всё меньше прислушиваются к мнению родителей.

Ø Феминизация семейного воспитания.

Ø Развод становится нормой семейно-брачных отношений.

ЗАДАНИЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: