double arrow

Образование и социализация

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агетами социализации. В этом каспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре. Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов, профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).

Сущность и этапы социализации личности.

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические Безопасность Социальные потребности Эгоистические Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь. Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние (самоуважение, уверенность в себе, свобода).

Сущность и этапы социализации

Человек включается в социум благодаря социализации. Социализация - это передача обществом индивиду социального опыта человечества и освоение его индивидом. Необходимость социализации обусловлена тем простым фактом, что соци­альный >I[ыт человечества (культура, в частности) не может быть передан по каналам генетической наследственности, био­логически. Общество организует социальный канал наследова­ния, но которому передается все то, что не может быть унасле­довано генетически.

Социальный опыт человечества произведен от социальной практики, т.е. включает в себя все то в практике, что имеет ис­торическое, межпоколенное значение. Есть педагогическая практика, а есть педагогический опыт; есть производственная практика, а есть производственный опыт; есть медицинская практика, а есть медицинский опыт и т.д. и т.п. Опыт - это про­изводное от практики. Практика шире опыта, в опыт входит все значимое, существенное, константное.

Конечно, само понятие значимости, важности еще не гово­рит о ценности, о позитивности, о положительных сторонах опыта, поэтому опыт не равен культуре. Культура - это все ценное, позитивно-значимое, а опыт - это все значимое, и не­гативно значимое и позитивно значимое. Поэтому в процессе социализации человечество, общество, социальные институ­ты (школа, семья, вуз, колледж) могут передавать и передают не только ценное, но и неценное, не только положительное, но и отрицательное, не только культуру, но и антикультуру. Все это важно с точки зрения полной, целостной ориентациивид будет сталкиваться нотолько с добром, но и злом, не толь­ко с прекрасным, но и с безобразным, не только с полезным, но и с вредным, не только со справедливым, но и с несправедли­вым, не только с истиной,но и с ложью, т. е. как с культурой, так и с антикультурой.

Таким образом, предметом социализации является весь со­циальный опыт человечества. Остается определить содержа­ние социального опыта человечества, т.е. содержание того, что не передается генетически. Состав социального опыта слага­ется из трех подсистем:

- совокупность знаний, информационная подсистема;

- совокупность умений, операциональная подсистема;

- совокупность социальных установок, мотивационная подсистема.

Эти три подсистемы и должны быть репродуцированы че­рез каналы социализации, что и определяет трехаспектное со­держание этапа первичной социализации, который получил название идентификации:

- образование - передача знаний;

- обучение - передача умений;

- воспитание - передача установок.

На этапе идентификации активные функции берет на себя общество, оно передает опыт индивиду, делая его тождествен­ным другим людям (идеи - такой же). Только благодаря иден­тификации индивид может стать человеком, т.е. подобным дру­гим, обладающим общими с другими людьми качествами, в ча­стности, знаниями, умениями и установками.

Но выше уже было сказано, что каждый человек в ходе жизни должен обрести индивидуальную неповторимость, стать индивидуальностью. Это осуществляется на этапе вто­ричной социализации, который получил название индивидуа­лизации. Здесь уже активная роль принадлежит самому ин­дивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется тоже трехаспектно:

- самообразование; самообучение;

- самовоспитание.

Человеку предстоит самому выработать отношение к раз­личным социальным механизмам уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.

Конформизм (от греч. кон ~ такой же, форма - вид) - это уподобление человека вкусам, взглядам, увлечениям, образу

жизни, облику других людей. Можно выделить четыре при­чины конформизма:

а) психологическую - инстинкт подражания;

б) историческую - опыт прошлых поколений;

в) педагогическую - стандарты и штампы образовательных учреждений;

г) социальную - доминирование ложного принципа - «неза­менимых людей нет».

Мода - это временное господство чьего-то вкуса: чей-то вкус на какое-то время начинает господствовать на планете. Уже все три признака моды говорят против нее. Во-первых, мода - это временное явление, живущее в диапазоне от 3 месяцев (шляге­ры) до 6 лет (джинсы или мини-юбка), а над истинно прекрас­ным время не властно. Во-вторых, мода - тиран; она диктует, как одеваться, как танцевать, какие иметь увлечения, какие профессии избирать, что и как любить и т.д. Ее призывы к из­бирательности всегда заканчиваются классическим оборотом: «Итак, в этом сезоне модно...» Заметим, что в обществе суще­ствует в принципе три вида норм: обязательные - юридические, рекомендательные - нравственные, избирательные - эстетичес­кие. М< да является эстетическим образованием, а пользуется правовыми регуляторами, правовой нормативностью: надо но­сить мини или бриджи, ходить на шпильках или платформе и т.д., даже если человеку это не идет. Ведь секрет красоты не в форме или силуэте, не в цвете или фасоне, а в гармонии, в соот­ветствии вещи человеку: красиво не то, что модно, а то, что идет человеку, соответствует его конституции, цвету волос, образу жизни, возрасту, полу и т.д.

В-третьих, мода всегда утверждает, навязывает вкус, кап­риз, причуду какого-то человека: короля Людовика XV или ак­трисы Бриджит Бардо, 18-летней девушки из Лондона, обла­годетельствовавшей мир в 1964г. мини-юбкой, и т.д. Худож­ники-модельеры (Шанель, Диор, Зайцев, Юдашкин и др.) моду не создают: они создают модели или работают на персональ­ного заказчика.

Секрет моды, в конечном счете, коммерческий, финансо­вый, потому что каждый ее поворот приводит к удорожанию вещей или материалов, из которых вещи сделаны. Как ни пе­чально, но все это относится и к моде на духовную продук­цию, на искусство, на увлечения, на убеждения. И второй важный аспект моды - социально - психологический:создание имиджа, ложного или уподобленного образа, облика, вида.

В логике поведения нормального человека можно выделить четыре аспекта: «потребность - вещь - функция - роль или ста­тус». Скажем, у какого-то человека есть потребность в автомо­биле, он покупает вещь, вещь функционирует и порождает ста­тус - автомобилист. А у «жертвы моды» нет потребности, но вещь куплена, и хотя она не функционирует, но рождает ста­тус, имидж хозяина, как автомобилиста. Иначе говоря, мода ра­ботает на старый принцип уподобления - «важно не уметь, а иметь». А само владение порождает цепочку позиционных со­стояний: у меня тоже есть; у меня лучше, чем у тебя; у меня есть, а у тебя нет. Рождается болезненная и соблазнительная социально-психологическая конкуренция, в ходе которой чело­век теряет свою индивидуальность, самобытность.

Стать индивидуальностью можно за счет саморазвития, пе­дагогической самодеятельности.

Наконец, в ходе социализации человек должен превратить­ся в личность, в субъекта исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента обще­ственной жизни. Этот этап третичной социализации называет­ся персонализацией - превращение индивидуальности в персо­ну, в личность, в субъекта общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т.е. внутренне моти­вированной творческой деятельности. Исторически все виды деятельности (основанной на «надо» и на «стандартах») превра­щаются в идеале в самодеятельность (основанную на «хочу» и на творчестве). То есть исторически все люди в социуме долж­ны стать активными свободными творческими субъектами -личностями.

Личность - это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни. Ведь объект -это то, на что направлена деятельность, а субъект активен, он не пешка в руках других, а активный самостоятельный дея­тель. При этом важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуально­сти. Индивидуальность утверждает себя, а личность - некие социальные идеалы; у индивидуальности - индивидуальная са­модеятельность, а у личности - общественная, общественно значимая. В личности как бы в диалектическом единстве, в снятом виде существует и человек (общее) и индивидуальность (особенное). В соответствии с диалектическим законом отри­цания отрицания идентификация отрицается индивидуали­зацией, а индивидуализация отрицается персонализацией.

Персонализация - это как бы возврат к первому этапу, но е удер­жанием всего ценного на втором этапе и слаганием нового, более развитого состояния единичногопредставителя человечес­кого рода - превращение индивидуальности в личность.

Механизм социализации

Социализация в форме идентификации, индивидуализации и персонализации осуществля­ется в системе социума с использованием всех форм, каналов, путей, средств, социальных институтов общества. Централь­ная роль в ходе социализации принадлежит педагогической сфере общества, то есть всем социальным институтам, целенап­равленно и профессионально осуществляющим процессы обра­зования, обучения и воспитания: дошкольные учреждения, школа, лицеи, гимназии, колледжи, ПТУ, техникумы, вузы и вся послевузовская система непрерывного образования. Между всеми институтами педагогики, или, точнее, институтами социализации, должна соблюдаться согласованность действий, целен,планов и программ, чего сегодня нет нигде. По крайней мере каждый институт социализации должен четко сформулировать «модель выпускника», которая будет определять и содержание учебных планов и программ. Сегодня мы можем назвать пока только одно достаточно четкое, полное форму­лирование целостной модели выпускника, представленное в концепции Нижегородской авторской академический школы (НАА) № 1 86г. Н.Новгорода. Поскольку оно уникально, для иллюстрации приведем его полностью: «Система деятельнос­ти Школы ориентирована на подготовку выпускников, отвеча­ющих следующим требованиям:

1) это физически, психически и нравственно здоровый человек;

2) это человек, владеющий компьютерными технологиями на локальном, региональном и глобальном уровне коммуникации;

3) это человек, свободно владеющий устной и письменной английской речью в 8 сферах международной коммуникации (наука и искусство, педагогика и управление, медицина и физ­культура, экономика и экология);

4) это человек с установкой авторского (творческого) освое­ния фундаментальной общей культуры в основных сферах об­щественной жизни;

5) это человек, способный к целостному и гармоническому освоению мира с различных мировоззренческих позиций: ре­лигии и мифологии, науки и философии, народного опыта и искусства в авторском диалоге с альтернативными позициями;

- это профессионально сориентированный человек, на осно­ве выявленных в деятельности склонностей и способностей с ав ­ торским маршрутом вхождения в профессиональную культуру;

7) это патриот своейРодины, заботящийся о ее восстановле­нии, сохранении, совершенствовании и защите, способный квсемирной отзывчивости и культурному диалогу на междуна­родном уровне;

8) это человек, способный к эффективному индивидуально­му и коллективному творчеству по решению задач гармониза­ции отношений человека и окружающей среды;

9) это человек, владеющий методами комплексной, системно-интегративной, междисциплинарной постановки и эффек­тивного решения проблем культуры, возникших на рубеже XX и XXI веков от локальных до глобальных».

За пределами профессиональных педагогических учрежде­ний существуют социальные институты, которые тоже решают задачи социализации: семья, трудовые коллективы, армия, СМИ, общественные объединения и т.д. У них нет специальных программ и профессиональной подготовки, но они оказывают значительное, целенаправленное или стихийное, влияние на формирование общей, мировоззренческой, гражданственной и профессиональной культуры личности. Мера их воздействия оп­ределяется их статусом в социуме, возможностями, кадровым составом. Особое место в этом составе принадлежит семье и сред­ствам массовой информации.

Уже в семье родители должны стремиться универсально развивать ребенка (что и доказала семья Л. и Б. Никитиных), формировать его хозяйственно-бытовую, нравственную, худо­жественную, физическую культуру, его управленческие на­выки, его первичные медико-валеологические умения, его ми­ровоззрение. Дошкольные учреждения призваны как бы про­должить эту логику всестороннего развития, что они, кстати сказать, успешно делают.

Вот школа уже начинает заниматься ранней специализаци­ей, «профориентацией» детей вместо подготовки их к органич­ному включению не в математику, не в спорт, не в экономику, не в менеджмент, не в искусство, а в жизнь, которая универсальна. Не ясно ли, что структура жизни должна найти адекватное отра­жение в структуре учебного процесса в школе: сферы обществен­ной жизни должны педагогически трансформироваться в учеб­ные циклы в средней школе (сколько сфер - столько и учебных циклов). Иначе говоря, предметно-дисциплинарный принцип преподавания должен уступить место цикловому принципу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: