Охраны окружающей среды»

ЛЕКЦИЯ «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ

ПЛАН:

1. Объекты международно-правовой охраны окружающей природ-

ной среды.

2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей

среды.

3. Международные природоохранные организации.

 

1. Объекты международно-правовой охраны окружающей при-

родной среды

В настоящее время на одно из первых мест в международных отно-

шениях выходит проблема рационализации природопользования и ох-

раны окружающей среды. 

Объекты международной правовой охраны окружающей среды –

это природные объекты, по поводу которых у субъектов международно-

го права (государств и международных организаций) формируются эко-

логические отношения.

Например, в составе государственных природных заповедников вы-

деляются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО

в качестве составных частей международной сети наблюдательных

станций для слежения за изменениями состояния окружающей природ-

ной среды под влиянием человеческой деятельности. Объектом между-

народно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и около-

земного космического пространства в пределах, в которых человек ре-

ально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная сре-

да имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее

элементы и охраняемые объекты. В том числе Мировой океан, который

занимает 2/3 площади поверхности земного шара.

Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся

на земле океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледо-

витый, а также все связанные с ними моря. Мировой океан содержит

огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов,

энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана

должно проводиться в интересах всего человечества.

Материки, которые составляют основное и непосредственное жиз-

ненное пространство для развития человечества. Традиционно этим по-

нятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с су-

хопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресур-

сы, растительный и животный мир. Однако за последние годы происхо-

дит дифференциация природных объектов в сфере международно-

правовой охраны, и постепенно получают самостоятельное признание в

качестве охраняемых объектов международные реки и другие матери-

ковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные

периоды жизни на территории различных стран и в международных

пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или

нескольким странам. Антарктиду справедливо называют материком ми-

ра и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959

г.) провозглашена свобода научных исследований, использование этого

материка только в мирных целях, определен международно-правовой

режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и

растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения

отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г.  в Мадриде по

итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Атмосферный воздух – газообразная оболочка земного шара, лежа-

щая между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав

газов атмосферного воздуха является относительно постоянным, содер-

жит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благо-

даря чему обеспечивается одна из основных физиологических потреб-

ностей живых организмов – дыхание, а также ряд процессов обмена ве-

ществ в природе.

Космос – все материальное пространство, лежащее за пределами

Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфе-

ра влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому

при современном уровне развития производительных сил, который обу-

словливает процессы проникновения человека в космос, в международ-

но-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, около-

земное космическое пространство, естественный спутник Земли - Луна,

планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космиче-

ские корабли.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с

учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящие-

ся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных госу-

дарств – внутригосударственные природные объекты и находящиеся

вне национальной юрисдикции или контроля – международные, интер-

национальные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или кон-

тролем, принадлежат природные богатства материков на территории

отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных

территориальных морских вод, континентального шельфа и исключи-

тельных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных

природных объектов определяется внутренним правом каждой страны.

В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о

собственности на природные объекты: они могут принадлежать госу-

дарству, частным лицам, государственным, кооперативным, обществен-

ным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутрен-

нее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользова-

ния природными объектами.

 

2. Международное сотрудничество в области охраны 

окружающей среды

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничест-

во в области охраны окружающей среды в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права и междуна-

родными договорами Российской Федерации в области охраны окру-

жающей среды.

Международные договоры Российской Федерации в области охра-

ны окружающей среды:

1. Международные договоры Российской Федерации в области ох-

раны окружающей среды, не требующие для применения издания внут-

ригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим

при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды,

непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором

Российской Федерации в области охраны окружающей среды применя-

ется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осу-

ществления положений международного договора Российской Федера-

ции.

2. Если международным договором Российской Федерации в облас-

ти охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, кото-

рые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются

правила международного договора.

Экологическая доктрина Российской Федерации предполагает, что

основной задачей в области международного сотрудничества является

реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении

глобальных и региональных экологических проблем и регулировании

глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Для этого необходимы:

– участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового

сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработ-

ке и выполнении международных договоров по ее охране;

– содействие экологизации положений действующих и планируе-

мых международных договоров;

– активное участие в международных экологических организациях,

в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;

– обеспечение обязательной государственной экологической экс-

пертизы и экологического контроля всех международных программ и

проектов, реализуемых на территории России;

– упреждающее воздействие на процесс глобализации путем актив-

ного участия Российской Федерации в международных переговорах, ка-

сающихся использования природных ресурсов, трансграничного пере-

мещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологиче-

ский ущерб населению и природной среде. Основные направления меж-

дународного сотрудничества России в области охраны окружающей

среды следующие: государственные инициативы; международные орга-

низации; международные конвенции и соглашения; двустороннее со-

трудничество.

 

3. Международные природоохранные организации

В связи с тем, что охрана окружающей среды является проблемой

многогранной и комплексной, отдельными ее аспектами занимается

также ряд следующих специализированных организаций под эгидой

ООН, имеющих статус автономных, в том числе: 

ЮНЕСКО – выполняет работу по программе "Человек и биосфера",

проводит исследования социально-экономических факторов развития и

взаимосвязи между человеком и окружающей средой;

ФАО – имеет своей целью улучшение производства и переработки

продукции сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыбо-

ловства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному исполь-

зованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению

новых и возобновляемых источников энергии; 

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) – осуществляет ра-

боту по решению проблем здравоохранения и окружающей среды,

питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха; 

ЮНИДО – содействует промышленному развитию и установлению

нового международного экономического порядка; 

МАГАТЕ – разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиа-

ции, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов

и утилизацию отходов.

Решение региональных проблем является целью деятельности ко-

миссий ООН, изучающих социально-экономическое положение в раз-

личных странах и частях мира, вырабатывающих рекомендации для

правительств стран, участвующих в реализации проектов. Такие комис-

сии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО),

Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых суще-

ствуют Комитеты по экологической политике.

Все более важную роль в решении глобальных экологических про-

блем играет такая международная организация, как Глобальный эколо-

гический фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX в., указанный

фонд предназначен для оказания помощи в основном развивающимся

странам при решении экологических проблем планетарного характера.

В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Про-

грамма ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и

Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансиро-

вания выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение

международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озоно-

вого слоя.

В последние годы получили широкое распространение такие формы

межгосударственного и международного сотрудничества, как конвен-

ции, двух- или многосторонние договоры, соглашения, резолюции, про-

граммы, что возлагает на страны соответствующие обязательства по

различным аспектам природоохранной деятельности.

Наиболее значимыми из них являются Конвенции о трансгранич-

ном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), об охране озо-

нового слоя (1985), по предотвращению загрязнения моря сбросами от-

ходов и других материалов (1972), по защите Черного моря от загрязне-

ния (1992), о биологическом разнообразии (1992), о международной

торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по

защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного

культурного и природного наследия, по борьбе с опустыниванием, об

изменении климата, о принятии международных мер в отношении от-

дельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию

трансграничных водотоков и международных озер и другие.

Российская Федерация является участницей, в частности, следую-

щих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:

Конвенция по защите природной морской среды района Балтийско-

го моря (c 1974 года);

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное

значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих

птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и фло-

ры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас-

стояния (c 1979 года);

Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с

1986 и 1988 года, соответственно);

Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);

Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных

отходов (c 1994 года);

Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-

граничном контексте (Эспо, с 1997 года);

Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской

Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);

Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c

2003 года);

Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония,

Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля

2005 года;

Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия

в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в

международной торговле (c 2011 года);

Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).

Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН

по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению за-

грязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), ‎Конвенции по предотвращению за-

грязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Кон-

венции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий,

приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвен-

ции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе

с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.

Важным аспектом международного сотрудничества является пре-

доставление финансовых средств со стороны ряда международных ор-

ганизаций национальным правительствам для эффективной реализации

различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддерж-

ка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Сре-

ди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь,

можно выделить Международный банк реконструкции и развития

(МБРР), Международный валютный фонд, Международный фонд сель-

скохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Под-

держка экологических проектов осуществляется также по линии Евро-

пейского союза.

Вопросами сохранения биологического разнообразия активно зани-

мается Всемирный фонд дикой природы.

В последние годы Россия принимает непосредственное участие

практически во всех формах международного сотрудничества в области

природоохраны, основные принципы которого отражены в Федераль-

ном законе "Об охране окружающей среды". С учетом их положений

Россия исходит в своей политике в данном направлении из необходимо-

сти обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития ме-

ждународного природоохранного сотрудничества в интересах настоя-

щего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом сле-

дующим: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благопри-

ятных экологических условиях; каждое государство имеет право на ис-

пользование природной среды и природных ресурсов для целей разви-

тия и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие

одного государства не может обеспечиваться за счет других государств

или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляе-

мая на территории государства, не должна наносить ущерб природной

среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы

любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия

которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на гло-

бальном, региональном и национальном уровнях за состоянием измене-

ния окружающей среды и природных ресурсов на основе международ-

но-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен сво-

бодный международный обмен научно-технической информацией по

проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий; го-

сударства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных эколо-

гических ситуациях.

 

Домашнее задание:

 

Ответить письменно на вопросы:

1. Назовите основные природоохранные конвенции и межгосудар-

ственные соглашения. 

2. Какова роль международных организаций в области охраны ок-

ружающей среды? Назовите основные из них. 

3. Пересилите объекты международного сотрудничества. Охаракте-

ризуйте их.

 

 

 Ответы по домашнему заданию присылать на электронный адрес: super.gawrilina26@yandex.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: