ЛЕКЦИЯ «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ
ПЛАН:
1. Объекты международно-правовой охраны окружающей природ-
ной среды.
2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды.
3. Международные природоохранные организации.
1. Объекты международно-правовой охраны окружающей при-
родной среды
В настоящее время на одно из первых мест в международных отно-
шениях выходит проблема рационализации природопользования и ох-
раны окружающей среды.
Объекты международной правовой охраны окружающей среды –
это природные объекты, по поводу которых у субъектов международно-
го права (государств и международных организаций) формируются эко-
логические отношения.
Например, в составе государственных природных заповедников вы-
деляются биосферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО
в качестве составных частей международной сети наблюдательных
станций для слежения за изменениями состояния окружающей природ-
ной среды под влиянием человеческой деятельности. Объектом между-
народно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и около-
земного космического пространства в пределах, в которых человек ре-
ально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная сре-
да имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее
элементы и охраняемые объекты. В том числе Мировой океан, который
занимает 2/3 площади поверхности земного шара.
Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся
на земле океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледо-
витый, а также все связанные с ними моря. Мировой океан содержит
огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов,
энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана
должно проводиться в интересах всего человечества.
Материки, которые составляют основное и непосредственное жиз-
ненное пространство для развития человечества. Традиционно этим по-
нятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с су-
хопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресур-
сы, растительный и животный мир. Однако за последние годы происхо-
дит дифференциация природных объектов в сфере международно-
правовой охраны, и постепенно получают самостоятельное признание в
качестве охраняемых объектов международные реки и другие матери-
ковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные
периоды жизни на территории различных стран и в международных
пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или
нескольким странам. Антарктиду справедливо называют материком ми-
ра и международного сотрудничества. В Договоре об Антарктиде (1959
г.) провозглашена свобода научных исследований, использование этого
материка только в мирных целях, определен международно-правовой
режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и
растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения
отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по
итогам международного сотрудничества в Антарктиде.
Атмосферный воздух – газообразная оболочка земного шара, лежа-
щая между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав
газов атмосферного воздуха является относительно постоянным, содер-
жит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благо-
даря чему обеспечивается одна из основных физиологических потреб-
ностей живых организмов – дыхание, а также ряд процессов обмена ве-
ществ в природе.
Космос – все материальное пространство, лежащее за пределами
Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфе-
ра влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому
при современном уровне развития производительных сил, который обу-
словливает процессы проникновения человека в космос, в международ-
но-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, около-
земное космическое пространство, естественный спутник Земли - Луна,
планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космиче-
ские корабли.
Независимо от приведенной классификации природные объекты с
учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящие-
ся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных госу-
дарств – внутригосударственные природные объекты и находящиеся
вне национальной юрисдикции или контроля – международные, интер-
национальные природные объекты.
К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или кон-
тролем, принадлежат природные богатства материков на территории
отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных
территориальных морских вод, континентального шельфа и исключи-
тельных экономических зон. Правовой режим внутригосударственных
природных объектов определяется внутренним правом каждой страны.
В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о
собственности на природные объекты: они могут принадлежать госу-
дарству, частным лицам, государственным, кооперативным, обществен-
ным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутрен-
нее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользова-
ния природными объектами.
2. Международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничест-
во в области охраны окружающей среды в соответствии с общепри-
знанными принципами и нормами международного права и междуна-
родными договорами Российской Федерации в области охраны окру-
жающей среды.
Международные договоры Российской Федерации в области охра-
ны окружающей среды:
1. Международные договоры Российской Федерации в области ох-
раны окружающей среды, не требующие для применения издания внут-
ригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим
при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды,
непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором
Российской Федерации в области охраны окружающей среды применя-
ется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осу-
ществления положений международного договора Российской Федера-
ции.
2. Если международным договором Российской Федерации в облас-
ти охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, кото-
рые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются
правила международного договора.
Экологическая доктрина Российской Федерации предполагает, что
основной задачей в области международного сотрудничества является
реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении
глобальных и региональных экологических проблем и регулировании
глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.
Для этого необходимы:
– участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового
сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработ-
ке и выполнении международных договоров по ее охране;
– содействие экологизации положений действующих и планируе-
мых международных договоров;
– активное участие в международных экологических организациях,
в том числе входящих в систему Организации Объединенных Наций;
– обеспечение обязательной государственной экологической экс-
пертизы и экологического контроля всех международных программ и
проектов, реализуемых на территории России;
– упреждающее воздействие на процесс глобализации путем актив-
ного участия Российской Федерации в международных переговорах, ка-
сающихся использования природных ресурсов, трансграничного пере-
мещения технологий, товаров и услуг, способных нанести экологиче-
ский ущерб населению и природной среде. Основные направления меж-
дународного сотрудничества России в области охраны окружающей
среды следующие: государственные инициативы; международные орга-
низации; международные конвенции и соглашения; двустороннее со-
трудничество.
3. Международные природоохранные организации
В связи с тем, что охрана окружающей среды является проблемой
многогранной и комплексной, отдельными ее аспектами занимается
также ряд следующих специализированных организаций под эгидой
ООН, имеющих статус автономных, в том числе:
ЮНЕСКО – выполняет работу по программе "Человек и биосфера",
проводит исследования социально-экономических факторов развития и
взаимосвязи между человеком и окружающей средой;
ФАО – имеет своей целью улучшение производства и переработки
продукции сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыбо-
ловства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному исполь-
зованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению
новых и возобновляемых источников энергии;
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) – осуществляет ра-
боту по решению проблем здравоохранения и окружающей среды,
питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха;
ЮНИДО – содействует промышленному развитию и установлению
нового международного экономического порядка;
МАГАТЕ – разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиа-
ции, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов
и утилизацию отходов.
Решение региональных проблем является целью деятельности ко-
миссий ООН, изучающих социально-экономическое положение в раз-
личных странах и частях мира, вырабатывающих рекомендации для
правительств стран, участвующих в реализации проектов. Такие комис-
сии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО),
Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых суще-
ствуют Комитеты по экологической политике.
Все более важную роль в решении глобальных экологических про-
блем играет такая международная организация, как Глобальный эколо-
гический фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX в., указанный
фонд предназначен для оказания помощи в основном развивающимся
странам при решении экологических проблем планетарного характера.
В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Про-
грамма ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и
Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансиро-
вания выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение
международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озоно-
вого слоя.
В последние годы получили широкое распространение такие формы
межгосударственного и международного сотрудничества, как конвен-
ции, двух- или многосторонние договоры, соглашения, резолюции, про-
граммы, что возлагает на страны соответствующие обязательства по
различным аспектам природоохранной деятельности.
Наиболее значимыми из них являются Конвенции о трансгранич-
ном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), об охране озо-
нового слоя (1985), по предотвращению загрязнения моря сбросами от-
ходов и других материалов (1972), по защите Черного моря от загрязне-
ния (1992), о биологическом разнообразии (1992), о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по
защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного
культурного и природного наследия, по борьбе с опустыниванием, об
изменении климата, о принятии международных мер в отношении от-
дельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию
трансграничных водотоков и международных озер и другие.
Российская Федерация является участницей, в частности, следую-
щих из перечисленных в предыдущих разделах соглашений:
Конвенция по защите природной морской среды района Балтийско-
го моря (c 1974 года);
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих
птиц (Рамсарская конвенция)(с 1976 года);
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и фло-
ры, находящимися под угрозой уничтожения (с 1976 года);
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас-
стояния (c 1979 года);
Конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол (с
1986 и 1988 года, соответственно);
Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения (с 1992 года);
Конвенция о контроле за трансграничными перевозками опасных
отходов (c 1994 года);
Конвенция о биологическом разнообразии (с 1995 года);
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте (Эспо, с 1997 года);
Протокол между Правительством РФ и Правительством Китайской
Народной Республики об охране тигра (Пекин, 1997 год);
Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (c
2003 года);
Киотский протокол по ограничению парникового эффекта (Япония,
Киото). Ратифицирован Россией в 2004 году. Вступил в силу 16 февраля
2005 года;
Конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия
в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в
международной торговле (c 2011 года);
Конвенция о стойких органических загрязнителях (с 2011 года).
Кроме этого, Российская Федерация - участница Конвенции ООН
по морскому праву, Международной конвенции по предотвращению за-
грязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Конвенции по предотвращению за-
грязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Кон-
венции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий,
приводящих к загрязнению нефтью 1969 года, Международной конвен-
ции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе
с ним и сотрудничеству 1990 года и ряда других морских конвенций.
Важным аспектом международного сотрудничества является пре-
доставление финансовых средств со стороны ряда международных ор-
ганизаций национальным правительствам для эффективной реализации
различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддерж-
ка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Сре-
ди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь,
можно выделить Международный банк реконструкции и развития
(МБРР), Международный валютный фонд, Международный фонд сель-
скохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Под-
держка экологических проектов осуществляется также по линии Евро-
пейского союза.
Вопросами сохранения биологического разнообразия активно зани-
мается Всемирный фонд дикой природы.
В последние годы Россия принимает непосредственное участие
практически во всех формах международного сотрудничества в области
природоохраны, основные принципы которого отражены в Федераль-
ном законе "Об охране окружающей среды". С учетом их положений
Россия исходит в своей политике в данном направлении из необходимо-
сти обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития ме-
ждународного природоохранного сотрудничества в интересах настоя-
щего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом сле-
дующим: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благопри-
ятных экологических условиях; каждое государство имеет право на ис-
пользование природной среды и природных ресурсов для целей разви-
тия и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие
одного государства не может обеспечиваться за счет других государств
или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляе-
мая на территории государства, не должна наносить ущерб природной
среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы
любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия
которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на гло-
бальном, региональном и национальном уровнях за состоянием измене-
ния окружающей среды и природных ресурсов на основе международ-
но-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен сво-
бодный международный обмен научно-технической информацией по
проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий; го-
сударства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных эколо-
гических ситуациях.
Домашнее задание:
Ответить письменно на вопросы:
1. Назовите основные природоохранные конвенции и межгосудар-
ственные соглашения.
2. Какова роль международных организаций в области охраны ок-
ружающей среды? Назовите основные из них.
3. Пересилите объекты международного сотрудничества. Охаракте-
ризуйте их.
Ответы по домашнему заданию присылать на электронный адрес: super.gawrilina26@yandex.ru