Запоминание музыкального произведения по формуле И.Гофмана

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ. ПРИЁМЫ ЗАУЧИВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ЗАБЫВАНИЯ ВО ВРЕМЯ КОНЦЕРТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ                            

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Когда мы запоминаем музыкальное произведение, модно говорить о двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической памяти. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти. Как считает А.Д. Алексеев, «музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». По его мнению необходимо, «чтобы у пианиста были развиты по крайней мере три вида памятислуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая - связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора и двигательная - крайне важная для исполнителя-инструменталиста.

Слуховой компонент (Теплов) в музыкальной памяти является ведущим. Большое значение для развития музыкальной памяти придаётся современными методистами и предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала.

Понимание произведения очень важно для его запоминания, потому что процессы понимания используются в качестве приёмов запоминания. Действие по запоминанию информации сначала формируется как действие познавательное, которое затем уже используется как способ произвольного запоминания. Условием улучшения процесса запоминания оказывается формирование процессов понимания как специально организованных умственных действий. Эта работа – начальный этап развития произвольной логической памяти. В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения.

Смысловая группировка. Сущность приёма заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Поэтому, приём смысловой группировки с полным правом может быть назван приёмом смыслового разделения. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы (экспозиция, разработка), работа должно идти от частного к целому, путём постепенного объединения более мелких частей в крупные. В случае забывания во время исполнения память обращается к опорным пунктам, которые являются как бы включателем очередной серии исполнительских движений. Использование этого приёма оправдано на начальных этапах разучивания вещи, потому что преждевременное «вспоминание» опорных пунктов может отрицательно сказаться на свободе исполнения.

Смысловое соотнесение.

В основе этого приёма лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения. В случае музыкально-теоретических знаний, необходимых для анализа произведения, рекомендуется обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани-интервалы, аккорды, секвенции.

ПРИЁМЫ ЗАУЧИВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Запоминание музыкального произведения по формуле И.Гофмана

В рекомендациях мы возьмём за основу известную триаду «Вижу - слышу – играю» и принципы работы над музыкальным произведением, предложенные И.Гофманом. В основу этих принципов положены различные способы работы над произведением.

1. Работа с текстом произведения без инструмента.

На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по тем же направлениям, о которых мы говорили в разделе о восприятии – выявление и определение:

1) главного настроения произведения,

2) средств, при помощи которых оно выражается,                                                                    

3) особенностей развития художественного образа,

4) главной идеи произведения,

5) понимания позиции автора,

6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию. Подобный способ запоминания развивает музыкально-слуховые и двигательные представления, мышление и зрительную память. Увиденное должно быть понято и услышано.

2. Работа с текстом произведения за инструментом.

Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на первом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется – залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято», - вот золотое правило дидактики, которое одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть. Какой вид запоминания-произвольный (преднамеренный, специально ориентированный) или непроизвольный (осуществляемый ненамеренно) является более предпочтительным в выучивании произведения наизусть, решает педагог.

Для того, чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

  • вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
  • вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
  • «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно;
  • включая механизмы синестезии, можно представлять в своём воображении вкус и запах играемых фрагментов;
  • отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

3. Работа над произведением без текста (игра наизусть).

В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти–слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения. Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства–давняя традиция в музыкальном исполнительстве.                                                                Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти.

4. Работа без инструмента и без нот.

Мыслительные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения. Тот, кто в совершенстве владеет этими методами работы – воистину самый счастливый музыкант.

 

                                             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: