Потребители и производители продукции культуры 7 страница

В больших городах производителей (продавцов) продукции одного вида может быть несколько, и для потребителей с недифференцированными потребностями их продукция будет восприниматься как услуги-субституты. Однако и в этой ситуации объем продаж каждого продавца достаточно велик по отношению к размеру рынка.

Для потребителей культуры с дифференцированными художественными (культурными) пристрастиями рынок одного вида культурных продуктов в большом городе будет замыкаться на одном-двух продавцах (организациях или частных лицах).

Такая локализация будет вызвана не пространственным расположением продавцов услуги, а ее качеством и приверженностью к нему покупателя (услуга-предпочтение).

Таким образом, локализация рынка культуры, связана она с месторасположением производителя/покупателя или с дифференциацией продукта, его особым, уникальным для потребителя качеством, будет означать, что в границах этого рынка число продавцов находится в интервале «один-несколько», объем продаж каждого – в интервале «100% - достаточно велик», а степень влияния продавца на цену в интервале «цену устанавливает продавец – продавцы имеют возможность воздействовать на установление цены».

 

в) Условия входа на рынок

    Условия входа на рынок1 той или иной отрасли связаны с отсутствием/наличием барьеров вступления на рынок новых производителей, позволяющих (затрудняющих) организацию нового производства. Под барьерами входа понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым предприятиям организацию производства.

Для вступления на рынок культуры новых производителей – имеются определенные ограничения:

- ограничение спроса рынка культуры (емкости рынка), связанное с низкой платежеспособностью российского населения, а также подчиненный характер культурных потребностей по отношению к базовым, физиологическим потребностям, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает данный рынок в целом малопривлекательным по причине низкого уровня прибыльности и высокого уровня инвестиционного риска;   

- значительные затраты на подготовку и найм персонала, связанные с высоким образовательным цензом работников для организаций культуры;

- барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат, имеющемся в отраслях естественных монополий (территориальная и продуктовая монополия, о которых было сказано ранее, относятся к числу естественных) и связанном с тем, что завладеть таким рынком требуется больше затрат, чем удержать его, что ставит старые фирмы в преимущественное положение с новыми организациями;

- барьеры, связанные с владением таким ресурсом, как уникальные способности (талант) производителей культурных благ – художников, актеров, певцов;

- патенты, авторские права и лицензии (правовые барьеры), выдаваемые государством, предоставляют их владельцам исключительные права контролировать производство определенного продукта и защищают от конкурентов.

Названные ограничения затрудняют появление на рынке культуры новых производителей, как следствие, ограничивают конкуренцию и поддерживают контроль над ценами имеющихся в отрасли производителей.  

 

г) Характеристика продукта

    На формирование структуры отраслевого рынка влияет характеристика (набор свойств) продаваемого на нем продукта (товара или услуги). В зависимости от характеристики выделяют однородные (стандартизированные, идентичные) и дифференцированные продукты.

    Дифференцированный продукт отличается по своим свойствам (качеству, условиям продажи, информационной доступности его свойств для потребителя, дополнительными услугами, предоставляемым во время и после продажи, месторасположением продавца относительно потребителей и т.п.) от аналогичных продуктов, производимых другими производителями; продукт, который подобен, но не идентичен другим продуктам и следовательно, не является их полным заменителем. Продуктовая дифференциация может быть обусловлена реальными, объективными свойствами продукта (качеством, функциональными характеристиками), а также оценкой, восприятием этих свойств потребителями. Поэтому дифференциация продуктов в определенной степени представляет собой характеристику поведения потребителей.

    В связи с этим говорят о дифференциации продукта со стороны его предложения (отличиях в качестве, оформлении, дополнительных услугах и т.д.) и со стороны спроса, в глазах потребителей (отличиях, связанных с восприятием продукта покупателем).

    Характеризуя дифференциацию продукта со стороны предложения можно выделить горизонтальную, вертикальную и территориальную дифференциацию. На рынке культуры есть примеры всех названных видов дифференциации и дифференцированных продуктов.

    Горизонтальная дифференциация (производство услуг разной «номенклатуры», разных торговых марок внутри одного продуктового класса – в данном случае класса продуктов культуры) свойственна большинству продуктов, создаваемых организациями и индивидуальными производителями услуг культуры. В репертуаре театров в течение года идет несколько десятков пьес разных жанров, авторов, для разной аудитории (в том числе, разной возрастной аудитории); репертуар кинотеатров содержит несколько сотен фильмов в год; с определенной периодичностью меняют свои экспозиции выставочные залы и музеи; круг услуг библиотек помимо традиционной книговыдачи, включает ночной абонемент, библиографические справки, копирование, перевод, интернет-технологии, лектории; галереи продают произведения искусства разных художественных школ и жанров, техник исполнения и т.п.

    Разная удаленность производителей одного вида продуктов от потребителя рассматривается как пространственная дифференциация продуктов. В сфере услуг она играет существенную роль: чем дальше потребитель расположен от производителя услуги, тем больше его транспортные и временные затраты на покупку услуги, тем меньшую полезность доставляет она потребителю. Так, библиотека более удаленная от центра микрорайона или иного населенного пункта, менее интересна и полезна для потребителя, поэтому качество ее услуги будет восприниматься им как отличное от качества услуг более близкой библиотеки.     

    Вертикальная продуктовая дифференциация предполагает распределение продуктов в соответствии с их качеством. О ее наличии можно говорить в случае продажи услуг театров, кинотеатров, филармоний и других организаций, где потребление связано с месторасположением покупателя в процессе потребления услуги. Качество предоставления услуг театрально-концертных организаций различается в зависимости от расположения зрителя в зале. Каждый «пояс» зрительских мест (партер, амфитеатр, балкон, бельэтаж) формирует разные «пояса» услуг и соответственно разные ценовые «пояса». Причем разница в качестве услуг не связана с затратами на их производство: издержки на постановку спектакля в расчете на одного зрителя одинаковы и в партере и на балконе.

    Дифференциация продукта разнообразит потребление покупателя. Для производителя она дает возможность установления власти, контроля над ценой и объемом покупок. Отличие в качестве продукта, месторасположении производства связывает покупателя привычкой потребления и дает возможность производителю назначать чуть более высокие цены. Однако степень реализации этих возможностей зависит от реакции потребителей, от их восприятия продуктового разнообразия.

    Потребители культуры – субъекты неоднородные. Чтобы охарактеризовать продуктовую дифференциацию со стороны спроса, надо отметить разницу в восприятии продуктов культуры разными группами покупателей. Как было сказано в начале главы, по уровню развития культурных предпочтений, можно выделить группу потребителей с неразвитой структурой культурных предпочтений и группу потребителей с избирательными потребностями. С позиций первой группы, в отрасли практически отсутствует горизонтальная дифференциация продуктов (театр и кинотеатр по мнению представителей этой группы выпускают услуги – субституты) и лишь территориальная дифференциация (кто из продавцов ближе расположен к потребителя, а кто дальше), а также вертикальная (по степени комфортности потребления) имеет для неё значение.

    Для группы потребителей с развитыми культурными предпочтениями существенна разница в свойствах продукции (горизонтальная продуктовая дифференциация): они выбирают для потребления определенный вид культурной продукции, ее жанр, технологию производства. Для нее значительна приверженность к определенному производителю (автору, организации). По отношению к этой группе производитель обладает определенной степенью монопольной власти.

    Инструментом дифференциации потребительских вкусов, а следовательно, и монополизации рынка является реклама. Чем больше производитель тратит на рекламу своего продукта, тем более дифференцированным для покупателя становится его продукт по сравнению с аналогичными продуктами конкурентов, тем более привержены к нему покупатели, а следовательно значительна власть продавца (производителя) над покупателем и контроль его над ценой.

    В отличие от других рынков реклама как средство продуктовой дифференциации на рынке культуры имеет незначительное использование. Область ее применения ограничивается некоторыми высокорентабельными видами частного бизнеса в культуре, главным образом, производством шоу-программ и кинопроизводством. Высокая стоимость рекламы является существенным фактором, ограничивающим ее использование государственными, муниципальными и частными некоммерческими организациями в качестве инструмента дифференциации культурных потребностей, развития и формирования культурных предпочтений.

 

д) Основные модели рынка продукции культуры

Опираясь на наиболее известные типы (модели) продуктовых (отраслевых) рынков, их критерии и параметры, содержащиеся в приведенной выше таблице (с. __), а также используя характеристику структуры рынка культуры, данную в § 3, назовем свойственные рынку культуры модели и участки их распространения.

    Сразу следует исключить модель чистой конкуренции, т.к. ни один из критериев этого типа на рынке культуры не находит места. Однако развивающийся в нашей стране сегмент рынка, связанный с предоставлением услуг на основе индивидуального предпринимательства, является пока конкурентный средой. Речь идет об услугах работников, так называемых, свободных профессий: организаторов домашних праздников, учителей музыки, танцев, пения. Простота организации и ведения бизнеса, административная свобода – черты, привлекательные для потенциальных производителей. Склонность к разнообразию и индивидуализации услуг обеспечивают преимущества этого сектора в глазах потребителей. Названные свойства свидетельствуют о перспективности развития этого сектора рынка культуры, а отсутствие барьеров для бизнеса и устоявшихся институтов этого сектора (клиентской сети, производственных структур) делает механизм ценообразования достаточно свободным.


Писателей и художников можно назвать людьми свободных профессий в значительной мере условно. На стадии производства творческого продукта (рукописи, картины) действительно можно говорить об определенной экономической и организационной независимости их труда, организации его на принципах индивидуального предпринимательства. Однако лишь незначительная часть художников занимается продажей своих произведений самостоятельно. Этап распространения произведений связан с коллективными формами организации деятельности (издательствами, книжными магазинами, выставочными залами, галереями, аукционными домами). Поэтому на художественном рынке творческие работники выступают не сами по себе, а через художественные организации, занимающиеся реализацией их произведений – именно эти организации представляют структуру художественного рынка и этот рынок нельзя определить как свободный и конкурентный.       

    К модели монополистической конкуренции следует отнести рынок театральных услуг, ночных клубов, концертных организаций больших городов, так как на каждом из этих видов рынков нет двух мероприятий – близких заменителей. Для потребителей с избирательными потребностями на этих рынках есть производитель услуги-предпочтения (например, театральная труппа, шоу-группа, концертный коллектив). Именно на этих рынках сформировались такие торговые марки как МХАТ, Современник, Ленком, «Виртуозы Москвы».

    Олигополистическая структура характерна для рынка музейных и выставочных услуг больших городов. Так, Русский музей и Эрмитаж, Третьяковская галерея и Пушкинский музей, музеи пригородов Санкт-Петербурга, усадьбы Подмосковья образуют олигополистические группы, для поведения которых характерна борьба за лидерство на рынке, взаимозависимость в определении ценовой политики и стратегическое взаимодействие (например, в проведении политики ценовой дискриминации1). 

    Монопольная структура характерна для рынков местных (муниципальных) организаций культуры (муниципальная библиотека, музыкальная школа – территориальные монополисты), рынка оперных театров и театров оперы и балета (в городах республиканского, краевого подчинения эти театры являются единственными производителями балетных и оперных услуг), для рынков услуг организаций, имеющих статус национальных (Большой театр, Мариинский театр, Государственная публичная библиотека).

    Вокруг известных (популярных) певцов, актеров, художников складываются рынки монопольной структуры, охраняемой государством на основе законов об интеллектуальной собственности. Такие «звезды» как Алла Пугачева, Николай Цискаридзе, Валерий Гергиев, Никас Сафронов являются своеобразными естественными и одновременно правовыми монополиями современного российского рынка культуры.

    Для монопольных рынков характерны следующие особенности:

1. Как для рынков абсолютной, или чистой монополии (где единственный продавец продает продукт, у которого нет близких заменителей, уникальный продукт), так и для рынков определенной монопольной власти характерен контроль монополиста над ценой в связи с тем, что он выпускает и, следовательно, контролирует весь (или значительный) объем предложения.

2. Монополист не имеет над ценой абсолютного контроля, а лишь ограниченный контроль. Он стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к прибыли на единицу продукции. Увеличивая продажи монополист соглашается на снижение цены на единицу продукции и дополнительными продажами компенсирует более низкую прибыль на единицу продукции. Если ценовая эластичность спроса велика (как в культуре), то увеличение цены на продукт монополиста обернется значительным снижением совокупной прибыли за счет падения объемов продаж. Поэтому при значительной ценовой эластичности спроса цена, максимизирующая прибыль монополиста, будет лишь немного превышать предельные издержки.  

3. С целью увеличения объема продаж и совокупной прибыли монополист использует ценовую дискриминацию. (Ценовая дискриминация осуществима тогда, когда производитель обладает некоторой степенью монопольной власти, в связи с чем она применяется и монополиями, и олигополиями).

4. Для монополистов, являющихся государственными организациями и устанавливающих цены на свою продукцию с помощью бюджетных дотаций, характерен теневой рынок: дотационные цены устанавливаются ниже равновесных цен, в связи с чем спрос превышает предложение и имеет место дефицит продаж (например, дефицит билетов в Большой театр), как следствие появляются посредники (перекупщики) и теневой рынок.

 

Выводы

1. Для рынка культуры характерна тенденция монополизации, формирования монопольных и олигополистических структур в связи со значительной дифференциацией продукта, наличием барьеров для вступления в отрасль, присутствием на рынке государства. Монополизация сопровождается установлением определенного контроля над ценой, ценовой дискриминацией, формированием теневого рынка.

2. Значительное воздействие на формирование рынка культуры оказывает государство, участвуя в ценообразовании на продукцию отрасли, являясь крупнейшим собственником на этом отраслевом рынке, осуществляя его правовое регулирование.

3. Значительным по масштабу является сегмент рынка культуры, на котором участвует государство, осуществляя производство общественных и социально значимых благ. В этом сегменте государство выступает и как заказчик – монопсонист, и как производитель – монополист. Эффективность реализации обеих функций – наиболее актуальная проблема современной культурной политики.

4. Динамика цен на продукцию культуры находится под влиянием следующих факторов:

- государственного регулирования в форме дотаций и субвенций;

- значительной эластичности спроса;

- монопольной структуры рынка;

- «болезни издержек»;

- значительной неэластичности предложения;

- взаимозависимости, вызванной наличием продуктов – заменителей.

5. Невысокая в среднем прибыльность коммерческого сектора рынка, связана с закономерностью поведения производителей на монопольном рынке и эластичностью спроса на продукцию культуры.

6. Локальная (территориальная) организация рынка является одной из предпосылок формирования монопольной власти локальных производителей.

7. Неоднородность рынка культуры выражается в существовании разных его сегментов, которые можно вычленить на основе следующих признаков:

- вид продукции (рынок театральных, библиотечных, музейных и т.д. услуг);

- технология производства продукции (рынок репертуарного театра, рынок антрепризного театра);

- форма организации предоставления услуг (коллективная – организации и индивидуальная – творцы – производители);

- организационно-правовая форма (рынки коммерческих и некоммерческих организации);

- форма собственности (рынок государства, рынок частных собственников) и др.

 

Тесты по теме «Рынок продуктов отрасли культуры»

1. В каких случаях предложение совсем неэластично 

1. места в Большом театре;

2. картины Айвазовского;

3. записи концертов Ф.И. Шаляпина;

4. концерты Д. Хворостовского.

2. Назовите продукт неэластичного по цене спроса:

1. хлебобулочные изделия;

2. театральное представление;

3. легковой автомобиль;

4. парикмахерские услуги.

3. «Болезнью Баумоля» называют:

1. несоответствие между общественной значимостью продукции культуры и объемами государственного финансирования ее производства;

2. несоответствие темпов роста издержек в отраслях культуры среднему уровню цен в экономике;

3. несоответствие спроса граждан на продукты культуры и потребности общества в их производстве.

4. Законы Э. Энгеля устанавливают связь между:

1. спросом на отдельные ценности (в том числе, культурные) и размером личных доходов;

2. уровнем безработицы (в том числе в культуре) и темпом роста ВВП;

3. предложением и спросом;

4. ценой услуги (в том числе в культуре) и предложением услуг.

5. Примером естественной монополии на рынке услуг культуры не является:

1. Министерство культуры РФ;

2. Третьяковская галерея;

3. Алла Борисовна Пугачева;

4. муниципальная библиотека.   


Глава 6. Ценообразование на продукцию культуры

Ценообразование – процесс установления величины цены и её структуры – отражает возможности реализации интересов участников обмена (продавцов и покупателей), а следовательно и возможности развития отраслевого, продуктового рынка, в частности, рынка культуры. Без преувеличения можно сказать, что состояние и развитие отрасли определяются тем, как работает её ценовой механизм.

§1. Цена и её функции на рынке культуры

Из множества определений цены возьмём то, которое наиболее зримо отражает процесс рыночного обмена. Цена – это количество денег[22], за которые продается и покупается единица товара или услуги. Экономическая сущность цены раскрывается в её функциях. Рассмотрим базовые, наиболее важные функции цены – измерительную (учетную), стимулирующую, распределительную и функцию балансирования спроса и предложения.

Рыночная цена, называемая также равновесной, балансирует интерес продавца и интерес покупателя.

Уровень цены, удовлетворяющий интересам продавца должен покрыть экономические издержки и принести экономическую прибыль, т.е. обеспечить развитие его производства (бизнеса). Возможность предпринимателя оплатить все виды используемых при производстве блага ресурсов за счет его (блага) цены является проявлением её учетной (измерительной) функции.

При производстве благ культуры используют обычные для экономики, традиционные ресурсы и специфические, нетрадиционные. К первым относятся земельные (земля как пространственный базис организации культуры), материальные (здания, оборудование, материалы и т.д.), денежные (финансовые), трудовые (персонал организации) ресурсы. Их количество как и во всех отраслях считают не только натуральными измерителями (единицами книгохранения, числом посадочных мест, среднесписочной численностью сотрудников), но и деньгами. Однако практическое использование денежных измерителей этого вида ресурсов в культуре имеет ограничения. Так, значительная часть движимых и недвижимых памятников (архитектурных, изобразительных, библиографических) не имеет экономической, т.е. денежной оценки. Это не связано со сложностью измерения бесценного: рынок давно научился это делать, и на российском рынке работают риэлтерские компании, занимающиеся оценкой подобного имущества.

 Функцию охраны, а значит и учета этого вида ресурсов несёт государство и муниципальные образования, которые, как было сказано в главе 3, не справляются с её выполнением: всеобщая инвентаризация памятников и их экономическая оценка не проведена. В результате организации, использующие в своей деятельности памятники (музеи, библиотеки, парки, галереи), учитывают их количество в натуральных измерителях, а затраты на их эксплуатацию и реставрацию не отражают в цене входных билетов.

 Эту ситуацию можно было бы истолковать как действие перераспределительной функции цены: поскольку подавляющее большинство организаций, о которых идет речь, являются государственными и муниципальными, с помощью цены бремя расходов по содержанию памятников  государство и муниципалитеты переносят с плеч посетителей на расходные статьи соответствующих бюджетов. Однако на практике бюджетные статьи расходов, связанных с эксплуатацией памятников, как правило, являются статьями экономии бюджетов, чем и объясняется плачевное состояние, руинирование памятников. На основании этого следует признать, что измерительная функция цены в отношении такого ресурса, как памятники, не работает.

В составе трудовых ресурсов организаций культуры наиболее многочисленной группой являются творческие работники – актеры, режиссеры, дирижеры и т.д.Как и у других категорий работников, экономическая оценка их труда производится с помощью заработной платы. Существенный недостаток этого измерителя состоит в сложности учета с его помощью качества труда, которое в творческих организациях является главным фактором. Как бы часто и кардинально не менялись системы оплаты труда, они пока не могут в полной мере оценить, изменить мастерство, талант творческого работника и установить адекватную меру его вознаграждения. Этот вид творческого ресурса в культуре до сих пор остается недоучтенным и недооцененным.

Названные ситуации ценового недоучета, недооценки ресурсов, используемых при производстве благ культуры, связанны, главным образом, с причинами субъективного характера, недостатками и сложностями организационного процесса, совершенствование которого позволяют оценить эти ситуации как временные.

Причины иного характера и природы лежат в основе проблемы денежной оценки другой группы ресурсов культуры – специфических, нетрадиционных для экономики. В отличие от рассмотренных выше ресурсов производства речь идет о ресурсах потребления благ культуры, об уровне культуры потребителей, или уровне качества личностных ресурсов потребителя, о его культурном багаже, по выражению А.Б. Долгина[23], а именно: о вкусах потребителей, их эмоциональных, когнитивных (познавательных) ресурсах, мотивации к потреблению, их креативных ресурсах и креативной активности. Как пишет Пьер Бурдье, «потребление искусства требует большого объема специальных знаний. Другими словами, произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает знаниями о внутренней логике сложных произведений искусства, их исторической связи, о динамике школ и направлений…Только наличие таких знаний, практики «чтения» произведений искусства такое потребление может доставлять истинное удовольствие, служить источником наслаждения»[24].

Эти ресурсы культуры, этот культурный капитал потребителя не поддается денежной оценке. Нельзя, по выражению Т. Скитовски[25], примериться долларом к способности наслаждаться балетом, нельзя оценить усилия, необходимые для превращения новичка в балетомана.

Неизмеряемость, несчитаемость этих специфических ресурсов[26] приводит к их недооценке и, следовательно, к неиспользованию или недоиспользованию.

Таким образом, в отрасли культуры в результате неэффективной работы измерительной функции цены из экономического учета выпадают значимые ресурсы.

Стимулирующая функция цены заключается в её воздействии на темпы развития производства продукта. Цены должны стимулировать производство посредством наиболее полного учета затрат (в этом стимулирующая функция тесно связана с учетной) и обеспечения прибыли производства. Прибыльность (рентабельность) производства позволяет сохранить интересы его участников и собственников, привлекать инвестиции, повышать качество продукции.

Прибыль – главный элемент стимулирующей функцией цены. На рынке культуры прибыль оказывается в ножницах цен: с одной стороны, происходит постоянный рост цен на факторы производства, увеличиваются издержки, а с другой стороны, действуют причины, ограничивающие рост цен на продукцию культуры.

Рост цен на факторы культурного производства и «болезнь издержек» рассматривались в главе 5. Сдержанная динамика цен на продукцию культуры связан с рядом причин. Во-первых, культурные потребности в иерархии потребностей потребителя занимают далеко не первое место. Как было сказано ранее, они не являются жизненно важными, их нельзя ставить вровень с потребностями в еде, в сне. В случае снижения доходов потребление культуры – первое от чего отказывается большинство потребителей. Это хорошо понимают организаторы культурных программ.

Во-вторых, рост цен в культуре сдерживается действием принципа «справедливой цены». Уильям Баумоль  пишет: «Поскольку исполнительская организация – коллектив преданных делу единомышленников, убежденных, что их продукт представляет ценность для общества, то для них естественно желание распространить свои услуги как можно более широко и как можно более справедливо. Коллектив обычно противится тому, чтобы на его выступления попадала только богатая и состоятельная публика»[27].

Третья причина связана с действием в отрасли законов конкуренции. Благодаря электронным СМИ практически любое произведение культуры и искусства потребители могут увидеть и услышать не прибегая к услугам филармоний, музеев и театров. Это держит цены названных организаций «в тисках».

Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными группами собственников, группами населения. Рассматриваемая функция заключается в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена продукта выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль, если ниже, то производитель работает себе в убыток. Распределительная функция цены отражает направление распределения – в пользу изготовителя или потребителя[28].

Перераспределительная функция цены прежде всего проявляется в тех сферах  деятельности, где имеются существенные внешние эффекты. В этих ситуациях цена используется для трансформации внешнего эффекта во внутренний. Значительный положительный внешний эффект деятельности театров, музеев, концертных и выставочных залов государство с помощью дотации обращает во внутренний эффект. Затраты этих организаций уменьшаются на величину дотации, что позволяет им снизить цену и увеличить предложение социально значимой продукции. Отрицательный внешний эффект деятельности казино, например, трансформируется с помощью цены во внутренний: цена на услуги казино, учитывающая высокий налог на доходы, сокращает предложение услуг казино. Цена на такие блага, как услуги клубов по интересам, любительских студий, кружков, нормирует число потребителей блага и доступ к ним, т.е. также выполняет регулирующую функцию.

Перераспределительная функция цены проявляется также в ситуациях ценовой дискриминации, упоминавшейся в главе 5.

Функция балансирования спроса и предложения позволяет осуществлять связь между производством и потреблением. «Цены являются на самом деле совместным результатом давления спроса и предложения на всех участников экономического процесса. Цены это не какие-то произвольные наборы цифр, это именно тот набор, который уравновешивает спрос и предложение. Таким образом, цены определяются совместными усилиями всех агентов, действующих на рынке, хотя происходит это косвенным путем. Информация или сообщения, посылаемые отдельными участниками, – это те суммы, которые они согласны заплатить или получить за каждый товар…»[29]. Таким образом, уравновешивая спрос и предложение, цена одновременно измеряет их количество. Однако точность измерения величины спроса с помощью рыночной цены на рынке культуры является одной из самых сложных проблем.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: