В молодом возрасте А.М. Горький испытал различные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма Гете до позитивизма Ж.-М. Гюйо, романтизма Рёскина, пессимизма Шопенгауэра и радикал-философии Фридриха Ницше. Страсть молодого Горького к философии не объяснить простой любознательностью. Поистине горький опыт детских и юношеских лет («Детство», «В людях» и «Мои университеты»), рано развившийся этический максимализм и ненависть к злу заставили его искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни.
Как никто из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость, невежество и прочие «прелести» провинциального быта отравили душу будущего писателя еще до того, как она созрела, но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нем всегда жила святая вера в человека и его возможности. Этот конфликт в сознании молодого Горького, очевидно, и породил тот специфический дух его романтической философии, где Человек (идеальная сущность) и человек (реальное существо) не просто не совпадали, но и вступали в трагическую схватку.
|
|
«В наши дни ужасно много людей, только нет человека», – в одном из писем заявил молодой Горький. Что это нам напоминает? Конечно! Древний рассказ о философе Диогене, что посреди белого дня бродил с фонарем и говорил: «Ищу человека».
Так что гуманизм А.М. Горького в отличие от народников и революционных марксистов носил не научно-позитивный характер, но выражал бунтарские и даже религиозные черты. Гуманизм Горького – это яростный бунт против всего, что искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и прочих границах. Это гуманизм без берегов, гуманизм вне времени и пространства, каким он является нам, например, в мощной живописи Возрождения или трагической музыке Рихарда Вагнера.
5 марта 1926 года в письме к С.Т. Григорьеву А.М. Горький высказал загадочную мысль: «Мне кажется, что даже не через сто лет, а гораздо скорей, жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной потому, что - как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными - люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия».
Отсюда особого рода «оптимизм» Горького, который один из критиков начала века, В. Львов-Рогачевский, называл «последним восторгом». Этот оптимизм тоже сочетал в себе две крайности: чувство глубочайшего кризиса, в котором оказалось человечество накануне XX века, века страшных общественных потрясений, и веру в то, что этот кризис человек может преодолеть своими силами, не обращаясь к Богу и ангелам.
|
|
Гуманизм А.М. Горького имел древние корни. В его лице «человеческое» будто спорило с «божественным» и будто сердилось на него. «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?». Вот первый источник этого гуманизма. «Любимая книга моя – книга Иова, – писал Горький В.В. Розанову в 1912 году, – всегда читаю ее с величайшим волнением, а особенно 40-ю главу, где Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом».
В атмосфере российского безвременья и скуки (таково было состояние умов накануне 90-х годов прошлого века) неожиданно прозвучал бодрый голос Максима Горького. В отличие от голосов Чехова и Толстого он рождал какие-то смутные надежды, призывал всех пойти в какое-то непонятное будущее, в котором Человек будет настолько велик, что даже смерть не сможет его испугать.
Согласно Горькому, Человек является не «сосудом греха» (как говорил Толстой и другие религиозные писатели, а Вселенной, которая не нуждается в оправдании извне). Это абсолютный дух, «вещь в себе»; и Ему следует поклоняться, ибо в Нем одном – все начала и концы. Человек – это все! «Он создал даже Бога», – писал Горький И. Репину 23 ноября 1899 года.
А.М. Горький отверг трезвое христианское смирение перед миром и «мудрости кротких» предпочел «безумство храбрых», как верно заметил критик М. Меньшиков, он стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. И этим он покорил своих читателей, которые не хотели терять веру во всесилие Человека, несмотря на то, что еще Достоевский предостерег: «Смирись, гордый человек!» Сегодня, на излете века, мы понимаем, что Достоевский прав больше, чем Горький. Однако не забудем, что развитие человечества движется не только истинами, но и великими ошибками.
Очень скоро А.М. Горький и сам понял опасность ситуации, когда бунтарство его героев, напоминавшее бунт Ницше против Бога, стало пониматься русской публикой как «бунт вообще», что оборачивалось простым нигилизмом. И хотя многие ранние герои А.М. Горького отчаянные нигилисты, сам он таковым никогда не был, ибо слишком уважал культуру, по собственному опыту зная, что только она может поднять личность со «дна» жизни – до высоты подлинного самосознания («Несвоевременные мысли»).
Социализм Горького не носил научного характера, а был тесно связан с его пониманием трагической сущности Человека как центра мироздания, который страшно одинок в пустой Вселенной и которому никто не поможет, кроме него самого. В социализме Горького отчетливо видны религиозные черты, хотя писатель никогда не был мистиком.
По мнению А.М. Горького, фантастически талантливой русской нации обязательно необходим внешний «рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки покоя. Одним из таких «рычагов» была в истории России личность Петра I, которого Горький высоко ценил. Новый толчок могла дать интеллигенция – это «создание Петрово».
Не без колебаний он «ставит» на интеллигенцию. Особенно на революционную. И особенно на большевиков, наиболее, как считал он, решительных сторонников активного отношения к жизни. В первой редакции очерка о Ленине Горький даже провел параллель между Петром Великим и вождем пролетариата. Ленин, будто Петр, «разбудил Россию, и теперь она не заснет».
Революция и гражданская война подтвердили наихудшие опасения писателя. В отличие от Блока он услышал в революционной буре не «музыку», а страшный рев разбуженной стомиллионной народной стихии, вырвавшейся наружу через все социальные запреты и грозившей потопить жалкие островки культуры («Несвоевременные мысли»).
|
|
Его ставка на интеллигенцию провалилась. Он сам оказался в роли буфера между «государственной» (большевики) и «интеллигентской» ее частью, не способный обуздать одних и слиться со вторыми. Народ, по мнению Горького, показал себя во время гражданской войны с ее кровавыми ужасами. Раздраженный Горький пишет в книге «О русском крестьянстве»: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». Он хорошо знал, что «нежестоких» революций не бывает. Несправедливость этих слов можно объяснить только тем душевным состоянием, в котором находился в начале 20-х годов фактически изгнанный за границу писатель.
В «Заметках о мещанстве» А.М. Горький писал в 1905 году о двух типах индивидуализма – мещанском и героическом.
«Первый ставит „я” в центре мира – нечто удивительно противное, напыщенное и нищенское. Подумайте как это красиво – в центре мира стоит жирный человечек с брюшком, любитель устриц, женщин, хороших стихов, сигар, музыки... Всегда несытый, всегда трусливый, он способен возвести свою зубную боль на степень мирового события, «я» – для этого паразита – все!
Этому индивидуализму мещан противостоит индивидуализм героический. Вот его философия, его жизненное кредо: «Мир во мне; я все вмещаю в душе моей, все ужасы и недоумения, всю боль и радость жизни, всю пест роту и хаос ее радужной игры. Мир – это народ. Человек – клетка моего организма. Если его бьют – мне больно, если его оскорбляют – я в гневе, я хочу мести. Я не могу допустить примирения между поработителем и порабощенным. Противоречия жизни должны быть свободно развиты до конца, дабы из трения их вспыхнула истинная свобода и красота, животворящая, как солнце. Великое неисчерпаемое горе мира, погрязшего во лжи, во тьме, в насилии, обмане, – мое личное горе. Я есть человек, нет ничего, кроме меня».
Почти через четверть века, в статье «О культуре» Горький повторит эти слова, придав им еще более широкое звучание. Определив культуру как результат стремления человека создать силами своей воли, своего разума вторую природу. Горький делает такой вывод: «все на земле создается силами разума, воображения и воли человека», «иных сил, творящих культуру, – нет».
|
|
Горький назвал литературу человековедением. Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности эстетики Горького.
Через все творчество Горького лейтмотивом проходит непоколебимое убеждение писателя в беспредельном могуществе человека. Можно с полным правом утверждать, что не было в мировом искусстве другого художника, который с такой силой и страстью отстаивал бы свою веру в человека. И с самого начала художник как бы различает псевдочеловеческое, мещанское и подлинное человеческое, героическое.
Отсюда рождается у Горького широкая концепция двух процессов, характеризующих историческое развитие личности, человечества вообще. Писатель усматривает в истории культуры, процесс дробления, мельчания, разрушения личности, закономерно связанной с собственническим миром: «...в современных условиях битвы всех со всеми человек дробится на куски, хочет он этого или нет».
В истории культуры Горький различает эпохи застоя и времена активные, как, например, Возрождение и реформацию. В первом случае неизбежны явный консерватизм индивидуальности, склонность к пессимизму, квиетизму, нигилистическое отношение к миру. Личность, отходя от народа, «игнорируя его жизнь, как бы утрачивает смысл своего бытия и, бессильная, позорно влачит дни свои в грязи и пошлости будней».
Во втором поражает быстрый рост духовной мощи личности. Горький объясняет это тем, что в эпохи социальных бурь «личность становится точкой концентрации тысяч воль, избравших ее органом своим, и встает перед нами в дивном свете красоты и силы, в ярком пламени желаний; своего народа, класса, партии».
Так было, по А.М. Горькому, в прошлом. Внутреннюю суть всемирно-исторического прогресса в настоящем писатель видит в новых перспективах, которые открывает перед личностью революционная борьба пролетариата.
Таким образом, в истории культуры А.М. Горький видит не только процесс разрушения личности, обусловленный характером собственнического мира, но и процесс возрождения личности, ее обогащения и расцвета. Он утверждает, что мещанство, буржуазные индивидуалистические отношения не могут способствовать развитию индивидуума. «Под маркой индивидуализма предлагается все тот же более или менее ловко подделанный социальный цинизм».
И этот двусторонний процесс исторического развития - с одной стороны, распад личности в индивидуалистическом мире и возрождение индивидуумам. В самой этой антитезе заключен оптимизм Горького, который в перспективе исторического будущего видел осуществление своей мечты о сильной, свободной, гармоничной и цельной личности.
Отношение Горького к человеку, к его возможностям – одна из самых замечательных черт горьковской эстетики и философии.
Горький энергично оспаривал концепцию, согласно которой человек от природы наделен неизлечимыми пороками, никогда и ни при каких условиях не устранимыми. Видя в этом родном грехе, писатель утверждал, что пороки – это не извечное свойство человеческой натуры, а «благоприобретенные» качества: они рождены определенными социальными причинами и в соответствующих условиях исчезнут. «Есть люди, – писал он в статье «О пьесах», – которые не верят, что человека можно перевоспитать, освободить от засоренности – пылью и грязью векового насилия... Это люд ленивого и равнодушного ума... Некоторые из них прячутся от жизни за примитивными мыслишками о смерти...».
Не случайно в сознании Горького философия неверия человека ассоциировалась с декадентами. Не случайно и то, что современный экзистенциализм сделал мрачное безверие в человека знаменем своей философии; эта философия красноречиво подтверждает положения Горького о том, что мещанский буржуазный индивидуализм с железной закономерностью приводит к раздроблению, разрушению личности. Выдвинув в качестве исходного принципа индивидуальное бытие, изолировав личность от общества, от социального целого, экзистенциалисты пришли к безысходно мрачным выводам. Человек безнадежно одинок, он живет под знаком одного всепоглощающего чувства – страха смерти, его существование есть цепь страданий и бессмыслиц. И единственным освобождением от этой трагической бессмыслицы является та же смерть. Читая сочинения современных экзистенциалистов, как будто возвращаешься к тем, кого Горький оспаривал полвека тому назад.
Выводы:
А.М. Горький провозгласил новый порядок вещей, при котором человек сам свергает старые и устанавливает новые истины, ибо именно он, и никто другой, является, по мнению Горького, мерой и критерием всех ценностей и истин. А.М. Горький заявлял своим творчеством, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека («Человек - вот правда!»).
Вопрос о человеке, об оценке его роли и места в мире, об отношении к личности, о принципах се изображения в литературе - центральная проблема всякой эстетики, и в особенности, эстетики Горького.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова В.Н., Л.Н. Толстой и А.М. Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. ун-та. Сер.9, филология. - М., 1995. - № 2. - С.74.
2. Алексеева А. Драматургия Горького в современном театре (По материалам спектаклей театров г.Горького) // Тезисы докладов Горьковской конференции. - М., 2001. - С.14-16.
3. Анастасьев А. Слово и характер в драме // Вопросы советской драматургии: Сб. статей. – М., 2008. - С.18.
4. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета. – 2008. - 6 ноября. - С.3.
5. Андреевич Б. «Мещане» Горького // Научное обозрение. – 2007. - № 4. - С.171-182.
6. Анненский И. «Мещане» на советской сцене // Театр. – 2007. - № 3. - С.75-82.
7. Асмолова В. Максим Горький: К 120-летию со дня рождения // Книжное обозрение. – 1988. - № 13. - С.4.
8. Асонова Е.А. О преподавании драматургии в школе // Образование в современной школе. – 2002. - № 2. - С.43.
9. Базилевская И.Н. «Мещане» М. Горького в постановке МХТ 1902 г. // Ежегодник МХТ 1949-1950. - М.: Искусство, 1952. - С.233-354.
10. Балатова Е. Горький на сцене сегодня // Театр. – 2008. - № 6. - С.103-110.
11. Балухатый С. Вопросы изучения драматургии Горького // Горький и театр. - М.: Искусство, 2008. - С.151-198.
12. Балухатый С.Д. Социальное значение первых драм М. Горького. - Л., 2007.
13. Баранов В.И. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996г.] // Книжное обозрение, - 1996. - № 36. - С.16-17.
14. Барахов В.С. Горький, которого мы не знаем: к 125-летию со дня рождения писателя: Беседа с зав. арх. М. Горького при Ин-те мир. лит. им. Горького В.С. Бараховым / Записала И. Тосунян // Литературная газета. – 1993. - 10 марта (№10). - С.6.
15. Барахов В.С. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература. – 1985. - № 3. –С.43-57.
16. Барсуков Н., Филатов Е. Бой с мещанством ["Мещане" в Свердловском драматическом театре] // Горьковская правда. – 2007. - № 118. 23 мая. - С.3.
17. Белова Т.Д. Пьеса М. Горького "Мещане" как целостное единство: Опыт жанрового анализа драматургического произведения. - Саратов, 1989.
18. Беляев Ю. «Мещане» // Новое время, - 1982. - 29 марта. - С.64.
19. Беньяш Р. «Мещане» сегодня [«Мещане» в БДТ, 1967] // Звезда. – 1968. - № 3. - С.158-165.
20. Благов Д.А. Горький и мы // Звезда. – 1988. - № 3. - С.195-201.
21. Бялик Б. Горький-драматург. - М.: Сов. писатель, 1977.
22. Бялик Б.А. Достоевский и достоевщина в оценках Горького. - М.: АН СССР, 2000.
23. Видищев Б.В. Композиция пьесы А.М. Горького «Мещане» // Из истории русской и зарубежной литературы: материалы IV зональной конференции литературоведов Поволжья. - Саратов, 1968. Вып.2. - С.63-71.
24. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1998.
25. Максим Горький и ХХ век: Горьковские чтения. 1997: материалы международной конференции. - Горький: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998.
26. Горький А.М. Собр.соч.: В 30 т. - М., 1953.
27. Горький М. Полное собрание художественных произведений. - М., 1968.
28. Горький Максим и Леонид Андреев Литературное наследство.- М., 1965.
29. Горький в воспоминаниях современников. - М., 1981.
30. Горький в Канаде // Советская культура, - 1960. - № 17. - 9 февраля. - С.4. [«Мещане»].
31. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство, - т.70. - М., 1963.
32. Горький и современность. Сб. ст. - М.: Наука, 1970.
33. Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. - М.: ГИХЛ, 1951.
34. Горьковский альманах: Год 1946 / Под общей ред. Ю. Юзовского. - М.: ВТО, 1948.
35. Горьковские чтения, 1947-1948.- Л.: АН СССР, 1949.
36. Горьковские чтения, 1949-1952.- М.: АН СССР, 1954.
37. Горьковские чтения, 1995: материалы международной конференции «Максим Горький - сегодня: Проблемы эстетики, философии, культуры».- Изд-во Нижегородского ун-та, 1996.
38. Горьковские чтения, 1964-1965. Горький и русская литература начала ХХ века. - М., 1965.
39. Касторский С.В. Драматургия Горького М.. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. - М., 2000.
40. Кафанова Л. Мещане и мещанство // Учительская газета. - 2005. - № 30.
41. Коган П. Горький М. - М., 2008.
42. Леонов Л.М. Слово о Горьком. - М., 1971.
43. Летопись жизни и творчества А.М. Горького: В 4 т. - М., 1960.
44. Лихачев Д.С. Еще о точности литературоведения. - Л., 1981.
45. Луначарский А.В. Собр. соч в 8 т., - Т. 2. М. Горький. - М., 1964.
46. «Мещане», 20 мая 1991 // Премьера Товстоногова. - М., 1994.
47. «Мещане» М. Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования. Общая редакция С. Балухатого. - М., 1995. - С. 37.
48. «Мещане» А.М. Горького – М., 2000.
49. Михайловский Б.В. Драматургия Горького эпохи первой русской революции. - М., 1999.
50. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1996.
51. Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. - М., 1979.
52. Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Ф. Зографа. В 3-х т., - Т.1., - М., 1954.
53. Примочкина Н.Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008. - № 7. - с.75.
54. Рыбникова М. Лингвистические и историко-литературные «задачи» // Библиотечка учителя словесности. - 2001. - №1. – С. 113.
55. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. - М., 1994.
56. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1983.
57. Товстоногов Г.А. «Варвары» и «Мещане»: Режиссерский замысел. - М., 1975.
58. Товстоногов Г. Мой Горький // Театр. - 1988. - №3. – С. 74.
59. Фрумкин К.Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории: В 2-х т., - Т.1. – М., 2009.
60. Хализев В. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). - М., 1986.
61. Юзовский Ю. Драматургия М. Горького. Ч.1. - М.-Л., 1940.
62. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. - М., 2001.