Обоснование выбора материалов, технология выполнения росписи ткани на тему «Витязи»

 

Роспись тканей производится за специальным рабочим местом. Для выполнения работы была выбран крепдешин, так как на этой ткани краски смотрятся ярко и насыщенно, она достаточно плотная и непрозрачная, без блеска, не выгорает на солнце, что и требуется для изготовления панно. Ткань расписывают, натягивая ее на подрамник с помощью канцелярских кнопок. Техническую кальку подкалывают с помощью булавок под ткань. Для нанесения резервирующего состава используются стеклянные трубочки с резервуаром, куда набирается состав с помощью медицинской спринцовки. После работы трубочки необходимо промывать бензином. В работе в основном был использован черный резервирующий состав фирмы Гамма, но некоторые элементы выполнены прозрачным резервирующим составом в технике скрытого резерва.

Краски использовались фирмы Javana и Marabu. Выбор их оттенков достаточно широкий, они подходят как для панно, так и для росписи платков, шарфов, одежды. Краски закрепляются путем проглаживания утюгом готового изделия с изнаночной стороны. Кисти для нанесения красок были использованы синтетические круглые № 3, 5, 8 и 24.

Для работы также были использованы: палитра для смешения красок, баночка для воды, тряпочка, утюг для закрепления красок на ткани, гладильная доска.

Техника безопасности:

1. Баночки с жидкостями должны стоять устойчиво

2. Краски, резервирующий состав и бензин не держать открытыми

3. На рабочем месте должны быть только материалы, использующиеся при работе

4. Время от времени проветривать помещение

Основные причины дефектов при росписи – нарушение технологии приготовления резерва и красок, а также нарушения основных правил работы. Так, резервирующий состав должен пропитывать ткань насквозь. При слишком поверхностной обработке этого не происходит, резерв остается только на лицевой стороне ткани, а потому краска затекает под слой резерва. Если контур проведен плохо, его вторично наносят с обратной стороны. Если резервирующий состав плохо вытекает из трубочки, значит, конец трубочки закупорился, трубочку необходимо промыть бензином. Еще одна причина – слишком густой резерв. Для устранения этой проблемы нужно разбавить его бензином.

Разные дефекты ткани, как, например, утолщенные нити, узлы в структуре материала, препятствуют равномерной пропитке ткани резервом. Поэтому нужно уделять достаточное внимание подбору материала перед тем, как приступить к работе.

Еще один существенный дефект – это искажение рисунка. Его основной причиной является неправильное натяжение ткани на рамах, при котором между продольными и поперечными нитями нет прямого угла.

В процессе работы не стоит подтягивать полотно. Это следует делать в самом начале, так как при подтягивании полотна с него может отделиться резервирующий состав. Если же без подтягивания обойтись невозможно, то делать это нужно очень осторожно, сначала подтянув полотно в поперечном, а затем в продольном направлении. После того, как полотно было подтянуто, проверьте целостность резерва. Если слой резерва разрушился, его нужно обновить.

Если из-за неправильного выполнения окрашивания, например, при недостаточно быстрой работе, получилось неравномерное покрытие, ткань в тех местах, где образовались разводы, покрывают вторым слоем краски, но с использованием более темного оттенка.

Сушить расписанные ткани нужно строго в горизонтальном положении, так как при сушке в вертикальном положении краска стекает к нижнему краю, отчего образуются темные пятна [14].


 

Таблица 1. Технологическая последовательность выполнения росписи ткани на тему «Витязи»

№ п/п

Наименование операции

Материалы, инструменты и оборудование Рисунок
1

Составление эскиза композиции и его цветового решения

Бумага, карандаш, ластик, линер, акварель, кисть  
2

Перенос рисунка изделия на кальку

Калька, эскиз  
3

Стирка ткани

Отрезанный по размеру работы кусок ткани с припусками для закрепления на подрамник, вода  
4

Проутюживание ткани

Утюг, гладильная доска  

5

Натягивание ткани на подрамник Подрамник, канцелярские кнопки  

6

Подкалывание технической кальки под ткань Булавки  

7

Нанесение резервирующего состава на ткань в соответствии с калькой (добавлю скрытый резерв) Резервирующий состав, стеклянная трубочка, тряпочка, спринцовка, бензин  

8

Заливка красками элементов Кисти синтетические круглые номер 3, 5, 8 и 24, краски Javana  

9

Снятие работы с подрамника после высыхания резервирующего состава с последующим проутюживанием работы утюгом с изнаночной стороны Утюг, гладильная доска  

10

Натягивание панно на подрамник    
         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы является создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».

Во введении была определена актуальность, цели, задачи, методы, объект и предмет исследования.

В первой главе была изучена история возникновения и развития батика; проанализировано изображение городского пейзажа в изделиях художников росписи по ткани, рассмотрены некоторые работы художников росписи по ткани. (заменю)

Во второй главе было подобрано оборудование, инструменты, материалы для выполнения для выполнения художественной росписи; описан замысел композиции на тему «Витязи» и его практическое воплощение, представлена технологическая последовательность выполнения росписи ткани, описана техника безопасности при работе, представлено описание возможных браков в работе и методы их устранения.

 Для выполнения работы был выбран крепдешин, краски Javana, закрепляемые утюгом, черный и прозрачный резерв. Составлена технологическая последовательность создания текстильного изделия в технике холодного батика. Изготовлено изделие в материале. Составлена таблица с иллюстрациями, описывающая этапы работы.

Данное панно хорошо впишется в интерьер тематического кафе.



ТЕЗАУРУС

Батикист — художник росписи по ткани.

Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.

Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Калька — тонкая прозрачная бумага, применяемая при копировании рисунка на ткань.

Кимоно — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко.

Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.

Модерн — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, у первобытных народов также самого человеческого тела.

Оттенок — разновидность какого-либо цвета, отличающаяся от других его разновидностей степенью яркости и густоты.

Палитра — инструмент художника, позволяющий работать с красками, разбавлять их водой, смешивать друг с другом.

Резервирующий состав — состав на основе бензина и клея.

Рокэти — японский батик. Разрисовка тканей для ширм и одежды.

Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Симметрия — принцип гармонизации художественных произведений в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, основанный на фундаментальном свойстве действительности.

Спринцовка — резиновая груша для заполнения резервом трубочки.

Стилизация — процесс перехода изображения от натурального к декоративному.

Тезаурус  — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации.

Токсичность — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.

Узелковый батик — вид батика, в котором ткань перевязывается узелками.

Холодный батик — вид росписи по ткани, где в качестве резерва служит состав из бензина и резинового клея.

Чантинг — специальное приспособление для росписи ткани в горячей технике, в него заливается расплавленный воск.

Шелк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.

Ширма —  элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например для переодевания.

Эскиз — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Ява — остров в составе Индонезии, площадь — 132 000 км².



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ 7.1.-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

2. ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»

3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982, 538с.

4. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов. Художник, 1986, 68с.

5. Дашкевич В. Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959, 84с.

6. Дженис Ганнер. Японский батик. Техника сибори. – М.: Ниола-пресс, 2010, 128с.

7. Римма Гильман. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2008, 103с.

8. Рогинская Ф. Советский текстиль. – М.: Художественное издательство Акц. Общество АХР, 1930, 98 с.

9. Синеглазова М.О. Батик. – М.: МСП, 2004, 104с.

10.  Эрл Кэролай. Роспись по шелку. Основы мастерства. – M.: АРТ-РОДНИК, 2005, 113с.

11.  Авторы городского батика. [Электронный ресурс]/http://irenabatik.ru/idyei-dlya-vdohnoveniya/goroda-v-kartinax-batik.html

12.  Батик пейзаж. [Электронный ресурс]/https://interesnoerukodelie.ru/batik/batik-pejzazh.html

13.  Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. [Электронный ресурс]/https://sovets.net/16354-batik-chto-eto-takoe.html

14.  Брак в работе с батиком. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/4150428/post156637452

15.  История развития батика. [Электронный ресурс]/http://znakka4estva.ru/dokumenty/promyshlennost/istoriya-razvitiya-batika

16.  Китайский батик: роспись по ткани. [Электронный ресурс]/https://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-batik.htm

17.  Методическая разработка «Выполнение декоративного натюрморта в работе с обучающимися детской художественной школы». [Электронный ресурс]/https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1499

18.  Натюрморт в батике. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/le-ta/post293808368

19.  Самые известные натюрморты. [Электронный ресурс]/http://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603

20.  Cовременные материалы и технологии для создания батика. [Электронный ресурс]/http://5fan.ru/wievjob.php?id=83696

21.  Тайна батика. [Электронный ресурс]/http://www.womenofrussia.org/fashion.aspx?Id=331

22.  Техника холодного батика в 6 шагов. [Электронный ресурс]/ https://wearts.ru/magazine/347

23.  Холодный батик. [Электронный ресурс]/ https://batikschool.com/coldbatik

24.  Художники по батику. [Электронный ресурс]/ https://www.liveinternet.ru/users/aishagu/rubric/2955606

25.  Шелковая улыбка. Мария Каминская: батик. [Электронный ресурс]/ https://tanjand.livejournal.com/246900.html

26. ИСТОЧНИКИ ПРО ВИТЯЗЕЙ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: