Регулирование государством рынка

Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

Регулирование государством рынка.

Прямое Косвенное
Предполагает использование преимущественно административных методов:
  • законодательная деятельность государства;
  • расширение государственных заказов;
  • развитие государственного сектора в экономике;
  • лицензирование отдельных видов деятельности.
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
  • денежно-кредитная (монетарная) политика;
  • бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Суть косвенных методов:

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.

Основные инструменты:

1) Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги.

Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими».

Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента.

Учётная ставка процента это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

3) Изменение нормы обязательных резервов в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

2. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.

Основные инструменты:

1) государственные расходы;

2) налоги.

Дискуссия о роли государства в экономике

Дискуссия о роли государства в экономике имеет дли­тельную историю. Можно выделить основные точки зре­ния по этому вопросу.

Роль государства со­стоит в том, что оно должно как можно меньше «править» экономикой, явля­ясь «ночным сторо­жем» капитализма.

Роль государства должна сводиться к поддержанию пра­вил — «рыночной иг­ры», например огра­ничивать власть мо­нополистов на рынке.

Роль государства заключается в том, что оно само должно решать проблему рацио­нального распре­деления ресурсов.

 

 

 

В итоге стала преобладать следующая точка зрения:

 

государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механиз­мы срабатывают плохо или не ра­ботают на пользу общества.

         

 

На протяжении XX в. в развитых странах наблюда­лось расширение государственного вмешательства в эко­номическую жизнь, что было обусловлено следующими причинами:

1) Необходимость предотвращения спада производства и смягче­ния последствий эконо­мических кризисов.

2) Необходимость сокращения масштабов безработицы.

3) Необходимость стимулирования экономи­ческого роста.

4) Необходимость противодействия монопо­лизму и поощрения кон­куренции.

5) Необходимость вмешательства в процесс распределения доходов в целях сглаживая экономи­ческого неравенства меж­ду людьми.

6) Необходимость установления правил при­родопользования для про­мышленных фирм.

7) Необходимость вмешательства в те отрас­ли экономики, которые не являются прибыльными: охрана окружающей сре­ды, строительство автома­гистралей, развитие фун­даментальной науки, об­разования и т. д.

8) Необходимость защиты интересов отече­ственных производителей и обеспечения националь­ной экономической без­опасности в условиях обо­стрившейся конкуренций на мировых рынках.

 

Регулирование государством рынка

Государственное регулирование экономики — это система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в эконо­мические процессы с целью достижения стабилизации и раз­вития (экономического роста) в меняющихся условиях.

Прямое предполагает использование преиму­щественно административных мето­дов Косвенное предполагает использование преимущественно экономичес­ких методов
1. Развитие государственного сектора в экономике — создание государственного сектора в экономике и орга­низация в нём производства и реализации товаров и услуг для всех граждан на равных началах (бесплатное образо­вание, оборона, строительст­во дорог, освещение улиц, экология и др.) 1. Денежно-кредитная (моне­тарная) политика — регулирование пред­ложения денег в эко­номике.  
2. Перераспределение ресурсов из одних сфер в другие: на­пример, чтобы не разорялись фермеры, государство уста­навливает высокие закупочные цены на их продукцию. 2. Бюджетно-налоговая (фис­кальная) политика — регулирование нало­гов и государствен­ных расходов.
3. Перераспределение доходов граждан и хозяйственных ор­ганизаций (через субсидии — денежную или натуральную помощь, оплату научно-исследовательских работ, вып­лату процента по ценным бу­магам, пособия по безработи­це и др.).

3. Внешнеэкономиче­ская политика — создание благопри­ятных внешних ус­ловий для развития национальной эко­номики.

4. Защита основ рыночной экономики: 1) Установление закон­ных «правил игры» для всех: например, разработка и приня­тие антимонопольно­го законодательства, препятствующего свертыванию конку­ренции и росту фи­нансовой мощи мо­нополий. 2) Информирование населения через СМИ о состоянии эконо­мики и положении дел на рынке. 3) Вмешательство при разрешении эконо­мических споров.
5. Расширение государственных заказов частным компаниям — давая заказы тем или иным частным компаниям, государство может поддерживать социально важные предприятия на плаву.
6. Законодательная деятельность госу­дарства — принимая законы, государство способно регулировать экономическую сферу, например, законодательно устанавливая минимум зарплаты, цены на те или иные товары и пр.
7. Лицензирование отдельных видов деятельности — государство выдаёт лицензии на те или иные виды деятельности, регулируя тем самым качество услуг в этих областях (например, лицензия на занятие образовательной или врачебной деятельностью).

 

В условиях рыночной экономики приоритет в области государственного регулирования экономики принадлежит косвенным методам регулирования экономики.

Государство и рынок являются взаимодополняющими системами, работая друг на друга. Соотношение между саморегуляцией рынка и государственным регу­лированием экономики постоянно изменяется. Чем эф­фективнее функционирует рынок, тем меньше вмеша­тельство государства. И наоборот, если экономика на­ходится в кризисе, то роль правительства должна существенно активизироваться.

 

 

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между примерами государственного регулирования и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

  ПРИМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ   ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А) развитие государственного сектора в экономике 1) прямое
Б) увеличение налогов 2) косвенное
В) уменьшение нормы обязательных банковских резервов    
Г) расширение государственных заказов    
Д) понижение учётной ставки банковского процента    

 

2. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

1) развитие системы экономического образования в средней школе
2) антимонопольное законодательство
3) кредиты, предоставляемые государством фирмам
4) вручение государственных наград за производственные успехи
5) налоговая политика
6) содержание государственного аппарата

3. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

4. Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: