Факторы экономической интеграции

Лекция 4.

Экономическая интеграция в СНГ.

Факторы экономической интеграции.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

· разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

· длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

· технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего, стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет и укрепить государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран-членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Различия в характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах-членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами-членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное – со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ, прежде всего, как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран-членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач.

Интеграционные процессы в СНГ позволяют странам членам получить целый ряд преимуществ:

1.Экономическая интеграция в СНГ обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение транзакционных издержек (все страны-члены СНГ находятся в рамках единого евразийского пространства);

2. Возможности привлечения прямых иностранных инвестиций, для которых предпочтительнее рынки крупных размеров для создания самостоятельных производств;

3. Экономическая близость государств, наличие большого числа крупных совместных проектов, партнерство высших бизнес структур способствуют получению не только экономических выгод, но и укреплению отношений на политическом уровне, а также дают возможность активизации сотрудничества в военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

 4. Поддержка новых отраслей национальной промышленности. В современном мире интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

 5.Интеграция является способом укрепления переговорных позиций в рамках многосторонних переговоров.

6. Содействие структурной перестройке национальной экономики через передачу опыта формирования рыночной экономической системы, технологический обмен, льготную систему цен. 

Сотрудничество в сфере межгосударственной экономической интеграции на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов. На сегодняшний день экономическая интеграция в СНГ прошла несколько этапов.

26 февраля 1999 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Данный документ без конкретизации сроков реализации предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

Модель экономической интеграции.

В 1993 г. страны-участницы Содружества заключили Договор об Экономическом союзе, к которому не все были готовы.

Согласно классической интеграционной схеме венгерского экономиста Б. Балласса, которая во многом подтвердилась опытом Европейского союза, любое интеграционное объединение проходит пять этапов создания: 1) зона свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) экономический и валютный союз; 5) политический союз.

Страны Содружества ранее уже имели единый народно-хозяйственный комплекс, и потому их интеграция начиналась не с нуля. Сохранялись их технологическая взаимозависимость, общность транспортной инфраструктуры, других сетей коммуникаций и энергетических систем.

Соглашение о создании зоны свободной торговли страны СНГ заключили в 1994 г., но фактически соответствующий Договор в формате Содружества подписали лишь в 2011 г. В 1995 г. наиболее активные «интеграторы» СНГ в лице Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключили Соглашение о Таможенном союзе. Документ предполагал ликвидацию барьеров для взаимодействия хозяйствующих субъектов сторон, обеспечение условий для свободного товарообмена и добросовестной конкуренции. К нему позже присоединились Кыргызская Республика (1996) и Республика Таджикистан (1999) (приложение 3). Однако соглашения, которые принимались, не заработали в полной мере, и создать механизм по образцу Европейского союза, как хотели этого участники, не удалось.

Среди причин неудач интеграции назовем отсутствие объективных условий для модели сотрудничества, подобной европейской. Происходила переориентация внешнеэкономических связей новых независимых государств на третьи страны. Экономическая политика стран СНГ различалась по формам, темпам и ориентации на третьи страны, что привело к формированию разных экономических моделей. Поскольку экономические системы стран СНГ стали расходиться друг с другом еще больше, возникли трудности с унификацией национальных правовых систем и законодательства в рамках объединительных союзов.

Указанные причины подтолкнули страны Содружества к модели разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая стала наиболее очевидной в экономической сфере. Разноскоростная интеграция характеризуется тем, что каждое государство самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному международному договору, поэтому государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

В сфере экономической интеграции выделились две группы государств: активно поддерживающие развитие интеграционных процессов и заинтересованные во взаимодействии для решения локальных проблем. Первая группа стран (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Таджикистан) образовала несколько региональных экономических объединений в разных форматах: Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации (1999), Евразийское экономическое сообщество (2000), впоследствии приступив к развитию Евразийского экономического союза.

Союзное государство Республики Беларусь и Российской Федерации.

С 1992 г. активизировались двусторонние связи Российской Федерации и Республики Беларусь: 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а ровно через год, 2 апреля 1997 г., Договор о Союзе Беларуси и России. Договор о создании Союзного государства, подписанный 8 декабря 1999 г., ратифицировали парламенты обоих государств. 26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами, и договор вступил в силу.

Как сказано в преамбуле договора, стороны подписывали его, «движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г.».

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Правовой статус создаваемого Договором объединения — государство. В статье 3 говорится, что «Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участни- ков, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств», т.е. на принципах международного права, что характерно для разных субъектов международного права. Согласно ст. 6 каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

26 февраля 1999 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Данный документ без конкретизации сроков реализации предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научнотехнологической политики.

Это соглашение стало основой нового объединения — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое было образовано 10 октября 2000 г. (Договор вступил в силу 30 мая 2001 г.). Это была международная экономическая организация, в состав которой вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, созданная с целью постепенного формирования общего рынка. Государства-члены ТС решили сформировать интеграционную структуру, нацеленную на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики.

Обращает на себя внимание акцент на «естественных» направлениях сотрудничества, например на интеграции в сфере транспорта. Так, накануне I Экономического форума ЕврАзЭС (Москва, февраль 2003 г.) президент Казахстана Н. Назарбаев направил президентам стран-членов Сообщества послание, в котором содержалась концепция перспектив развития микросоюза. По мнению Н. Назарбаева, приоритетными направлениями сотрудничества «пятерки» должны были стать транзитные коридоры и другие проекты в области транспорта, более тесное сотрудничество в области энергетики, включая создание совместных предприятий, а также интеграция в сфере услуг связи.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана, однако в октябре 2008 г. приостановлено его участие в работе органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС создавалось в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладало международной правосубъектностью. Это четко структурированная система со своим механизмом принятия и реализации решений. Сообщество и его должностные лица пользовались привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении организации, и договорами, действующими в Сообществе. В декабре 2003 г. ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

ЕврАзЭС позиционировало себя как открытую организацию, членом которой могло стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора о его учреждении и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгосовета ЕврАзЭС. Статус наблюдателя при ЕврАзЭС мог предоставляться государству или международной межгосударственной организации по запросу. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС получили Украина и Молдова, с января 2003 г. — Армения. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР) также получили статус наблюдателей.

Высшим органом Евразийского экономического сообщества стал Межгосударственный совет, в состав которого входили главы государств и правительств Сообщества. Его решения принимались на основе консенсуса.

Основным исполнительным органом являлся Интеграционный комитет, членами которого были заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. В Интеграционном комитете решения принимались большинством в две трети голосов.

Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствовало взносу каждой страны в бюджет Евразийского экономического сообщества: Российская Федерация получила 40 голосов; Республика Беларусь и Республика Казахстан — по 15, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан — по 7,5 голоса.

Орган парламентского сотрудничества — Межпарламентская ассамблея — рассматривал вопросы гармонизации национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Углублению экономической интеграции в Сообществе препятствовали разногласия между его участниками, а иногда и игнорирование правовых норм, в том числе в отношении принятых самим ЕврАзЭС решений. В силу этого появилась идея о создании Таможенного союза в составе государств, наиболее к этому готовых, — Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В связи с созданием Евразийского экономического союза в 2014 г. ЕврАзЭС был упразднен.

Таможенный союз.

16 августа 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В октябре 2007 г. данные страны подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС). Тогда же утвердили план действий, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров во взаимной торговле, благоприятные условия торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции. 19 декабря 2009 г. главы трех государств Д. Медведев, А. Лукашенко и Н. Назарбаев подписали Совместное заявление о формировании Таможенного союза, после чего 1 января 2010 г. вступил в силу единый таможенный тариф. В октябре 2014 г. к ТС присоединилась Республика Армения, а в мае 2015 г. — Кыргызская Республика.

1 июля 2011 г. на внутренних границах был полностью снят таможенный контроль и, таким образом, завершилось формирование единой таможенной территории, а ТС заработал в полноформатном режиме. Это обеспечило в рамках Таможенного союза первую «классическую свободу» — свободу передвижения товаров на всей территории, где действуют единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми сто- ронами2. В первые годы существования ТС были получены хорошие результаты. Так, стоимостные объемы взаимной торговли в 2010-2014 гг. выросли более чем на 60%. Кроме того, товарная структура взаимной торговли государств-членов стала более диверсифицированной, чем во внешней торговле с третьими странами.

В Таможенном союзе предусмотрено два органа, которые принимали обязательные для государств-членов решения: Высший евразийский экономический совет, являющийся высшим наднациональным органом Евразийского экономического союза (ЕЭС), в который входят главы государств стран-членов ЕЭС, и Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза, отвечающий за создание условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции. В качестве высшего органа функционировал Высший евразийский экономический совет, который одновременно являлся Межгосударственным советом другой организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Такая структура объясняется тем, что первоначальным образованием был Таможенный союз, созданный еще в 1995 г. и впоследствии выросший до ЕврАзЭС.

В состав Высшего евразийского экономического совета входили представители стран—участниц Таможенного союза и единого экономического пространства — главы государств и правительств. На уровне глав государств Высший совет собирался не реже одного раза в год, глав правительств — не реже двух раз в год. Самая важная черта Высшего совета — его решения принимались консенсусом.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — фактически исполнительный орган Таможенного союза. Ее часто называли наднациональным органом, поскольку комиссия в пределах своих полномочий принимала решения, имевшие обязательный характер для сторон. Комиссия состояла из Совета комиссии и Коллегии комиссии. Каждый член и Совета и Коллегии обладал одним голосом.

Коллегия комиссии, куда Высшим советом назначалось по три представителя от каждой стороны, вела повседневную организационную работу. Совет комиссии, в который по должности входили по одному представителю от каждой стороны (заместители глав правительств), занимался общими вопросами, в том числе мог отменять решения Коллегии комиссии. Коллегия комиссии принимала решения и рекомендации консенсусом, в отдельных случаях квалифицированным большинством в две трети голосов, а Совет комиссии — консенсусом.

Комиссия Таможенного союза до ее упразднения в 2012 г. работала как наднациональный орган по правовой форме решений прямого действия, обязательных для исполнения сторонами, и как межгосударственный орган по процедуре их подготовки. Все проекты ее решений согласовывались сторонами в соответствии с установленными в них внутригосударственными процедурами. Это предопределяло их соответствие национальным интересам сторон и консенсусный характер принятия решений. В течение почти трех лет работы комиссии не пришлось применять процедуру голосования квалифицированным большинством голосов3.

Концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая лежала в основе Таможенного союза, ставила целью создать пространство с четкими правилами игры и конкретными перспективами развития. С переходом к созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и преобразованием Комиссии ТС в Евразийскую экономическую комиссию именно на эти цели в дальнейшем были ориентированы государства ЕАЭС.

Евразийский экономический союз как новый этап интеграции.

Ядром современных экономических интеграционных процессов на пространстве СНГ является относительно новый институт — Евразийский экономический союз. Его членами стали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Предпосылки для формирования Евразийского экономического союза, дого-
вор о котором вступил в силу 1 января 2015 г., создавались на протяжении по-
чти двадцатилетнего периода после распада СССР.

2 февраля 2012 г. начала функционировать Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП. 29 мая 2012 г. в Астане на встрече глав государств-членов Таможенного союза был одобрен план работы над проектом договора о Евразийском экономическом союзе. Таким образом, ЕАЭС — новая форма интеграции трех государств-участников ЕЭП, к которым позже присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

29 мая 2014 г. президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, что означало переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. Широкие возможности открываются для бизнес-сообщества государств-участников: формирование новых динамичных рынков с едиными стандартами и требованиями к товарам, услугам, капиталам, рабочей силе.

10 октября 2014 г. в Минске в ходе Высшего евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. 23 декабря 2014 г. в Москве президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и президент Кыргызской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС. В мае 2015 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Официальный статус ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, который является основным правовым документом ЕАЭС. Документ изложен на 680 страницах, из которых сам Договор занимает 100 страниц, остальное — приложения к нему (приложение 3).

Идеологом евразийской экономической интеграции последовательно выступал президент Н. Назарбаев, предлагавший при распаде СССР сохранить экономическое единство Беларуси, Казахстана, России и Украины. Во время выступления в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 29 марта 1994 г. он впервые выдвинул идею формирования Евразийского союза государств. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств создать интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития4. В реализации интеграционного замысла особо значимую роль сыграл президент В. Путин.

Во время подписания Договора о создании ЕАЭС В. Путин сказал: «Сегодня
мы вместе создаем мощный, притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 млн человек... Географическое положение позволяет нам создавать транспортно-логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, “завязывать” на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии.

Все это — залог конкурентоспособности нашего объединения, его динамичного развития в стремительно меняющемся и сложном мире». ЕАЭС обладает пятой частью газовых запасов на планете и практически 15% нефтяных. По мнению Н. Назарбаева, «в перспективе
интеграционный эффект в виде роста совокупного ВВП трех стран может соста-
вить к 2030 г. порядка 900 млрд долларов».

Страны ЕАЭС строят свое взаимодействие на основе высокой степени интег-
рации. По глубине интеграции это второе в мире объединение после ЕС. Логика
развития ЕАЭС предполагает два этапа. Первый — формирование единого вну-
треннего рынка; второй — при поддержке внутреннего рынка продвижение своих
конкурентоспособных товаров и услуг на внешние рынки. Создание общего рынка
товаров, инвестиций и услуг в регионе ЕАЭС позволит к 2020—2022 гг. увеличить
совокупный ВВП всех стран-участниц минимум на четверть.

Главные органы ЕАЭС.

ЕАЭС имеет четко структурированную институциональную систему, в рамках
которой главными органами являются Высший Евразийский экономический со-
вет (Высший совет), Евразийский межправительственный совет (Межправитель-
ственный совет), Евразийская экономическая комиссия (Комиссия, ЕЭК) и Суд
Евразийского экономического союза (Суд Союза).

Принципиальные вопросы деятельности союза, его стратегию, направления и перспективы развития интеграции утверждает Высший Евразийский экономический совет, в который входят главы государств-членов. Евразийским межправительственным советом в лице глав правительств государств-членов осуществляется работа по 10 полномочиям, в том числе обеспечение контроля за исполнением Договора о ЕАЭС и одобрение проекта бюджета. В полную силу заработал единый наднациональный институт, регулирующий орган Союза и движущая сила интеграции — Евразийская экономическая комиссия, штаб-квартира которой располагается в Москве. Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. На наднациональный уровень Комиссии переданы 140 властных полномочий.

Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом, Коллегии ЕЭК — квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа ее членов) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС).

Суд Евразийского экономического союза — специализированный судебный орган, который рассматривает споры по вопросам реализации международных договоров в рамках Союза и решений его органов. Например, решения по Единому таможенному тарифу имеют прямое действие. Суд Союза обеспечивает применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. В состав суда входят по два судьи от каждого государства-члена, назначаемых на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов сроком на девять лет. Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии суда, Коллегии суда и Апелляционной палаты суда. Суд ЕАЭС располагается в Минске.

Финансовые механизмы евразийской интеграции реализуются через Евразийский банк развития (ЕАБР) и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР).

ЕАБР — региональный банк развития, учрежденный Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 г., состоялся как авторитетный международный финансовый институт. Он реализует в приоритетном порядке проекты, обеспечивающие рост взаимной торговли и трансграничных инвестиций. Полноправными участниками банка также являются Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан. К Соглашению об учреждении банка могут присоединяться другие государства и международные организации. Уставный капитал банка составляет 7 млрд долл. США, в том числе оплаченный — 1,5 млрд долл. и капитал до востребования — 5,5 млрд долл.

В своей деятельности банк выделяет приоритеты в каждом государстве- участнике с учетом потребностей его экономики и развития конкурентоспособности, а также ресурсов банка. Такой подход позволяет сформулировать задачи, актуальные для каждой страны, и обеспечить доступный для их реализации инструментарий.

ЕФСР — ключевой механизм антикризисного регулирования и финансовой стабилизации в регионе. Евразийский фонд стабилизации и развития в размере 8,513 млрд долл. США был учрежден правительствами шести стран — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Россиийской Федерации и Республики Таджикистан. Основные цели ЕФСР — содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик, содействие интеграционным процессам в регионе.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: