Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель

Мать, объезд, жизнь,съёжился, любовь, день, мель, пень, тень

 

 

ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

 -Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?

Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)

 

Перо (-Что такое перо?)

-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

Запишите эти слова. Зарисуйте рядом звуковую схему слова.

 

 

При произношении слова Пьеро, что мы слышим?

 

(Согласный звук п смягчается, нет слога слияния).

 

А в слове «перо» - Согласный звук п смягчается, но образуется слог слияние

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

 

СЕЛ – СЪЕЛ

 

В слове съел тоже слышим отделение согласного от гласного звука.

 

Кто понял, почему ъ и ь могут называть разделительным?

 

буква Ь и ъ разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий и твердый знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.

 

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется в этом месте при письме договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

 

- Посмотрите на слова и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.

 

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.

 

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими буквами. (Согласными и гласными)

 

 

З – согл., н – согл., б – согл.

 

Я – гл.,  е – гл., е – гл.

 

- Какие можно сделать выводы?

 

Вывод Разделительный мягкий и твердый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

 

-что с предыдущим согласным делает ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

 

 

1. Работа в парах + правила

 

На карточках вам даны слова. Определите, в каком случае твёрдый или мягкий знаки являются разделительными, а когда нет.

 

 

Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель

 

Вывод.Разделительный твёрдый и мягкий знак употребляются после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

 

- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?

 

Они образуют двойной звук.

 

 - В каких позициях они образуют двойной звук?

 

1. В начале слова.

 

2. После гласной.

 

Это мы знали.

 

А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

 

Схемы звукобуквенного анализа слов.

 

ПЬЕРО                   СЕЛ

 

ПЕРО                     СЪЕЛ 

 

 

V.Физкультминутка.

 

Игра «Что я делал?»

 

В понедельник я купался,

 

А во вторник – рисовал.

 

В среду долго умывался,

 

А в четверг в футбол играл.

 

В пятницу я прыгал, бегал,

 

 Очень долго танцевал.

 

А в субботу, воскресенье-

 

Целый день я отдыхал.

 

2. Работа в группах+правила

 

Составьте схемы к словам. Колья, бельё, вьюга, съел

 

Сколько звуков обозначают йотированные буквы? Почему? Какую роль в этих словах выполняют ъ и ь?

(ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А])

  

 

 Закрепление изученного материала

 

Работа по тетради с печатной основой. С 64-66

 

 

Работа по учебнику

 

Обозначают ли буквы ъи ь знак звуки?

 

Каким может быть ъ и ь?

 

Какие слова имеют в своем составе разделительный ь или ъ?

 

ИТОГ УРОКА

 

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Удалось нам достигнуть поставленных целей и задач. Объясните, каким образом?

 

-дали определение понятию «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»

 

-научились распознавать мягкий и твёрдый разделительные знаки

 

-понаблюдали за мягким и твёрдым разделительными знаками

 

-научились определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков

 

Оценивание

 

 

На столе у вас лежат карандаши красного, желтого и зелёног цвета. Если вы поняли тему урока – зеленый, возникли вопросы – желтый, не разобрались – красный.

 

 

Спасибо за урок!

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: