Мать, объезд, жизнь,съёжился, любовь, день, мель, пень, тень
ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?
Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
Перо (-Что такое перо?)
-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
Запишите эти слова. Зарисуйте рядом звуковую схему слова.
При произношении слова Пьеро, что мы слышим?
(Согласный звук п смягчается, нет слога слияния).
А в слове «перо» - Согласный звук п смягчается, но образуется слог слияние
ВЗАИМОПРОВЕРКА
СЕЛ – СЪЕЛ
В слове съел тоже слышим отделение согласного от гласного звука.
Кто понял, почему ъ и ь могут называть разделительным?
буква Ь и ъ разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий и твердый знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ.
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, разделяется в этом месте при письме договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
|
|
- Посмотрите на слова и назовите слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими буквами. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
Вывод Разделительный мягкий и твердый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
-что с предыдущим согласным делает ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)
1. Работа в парах + правила
На карточках вам даны слова. Определите, в каком случае твёрдый или мягкий знаки являются разделительными, а когда нет.
Вьюга, день, льёт, конь, объятия, боль, объезд, мель
Вывод.Разделительный твёрдый и мягкий знак употребляются после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?
Они образуют двойной звук.
- В каких позициях они образуют двойной звук?
1. В начале слова.
2. После гласной.
Это мы знали.
А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.
Схемы звукобуквенного анализа слов.
ПЬЕРО СЕЛ
ПЕРО СЪЕЛ
V.Физкультминутка.
Игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
|
|
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.
2. Работа в группах+правила
Составьте схемы к словам. Колья, бельё, вьюга, съел
Сколько звуков обозначают йотированные буквы? Почему? Какую роль в этих словах выполняют ъ и ь?
(ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А])
Закрепление изученного материала
Работа по тетради с печатной основой. С 64-66
Работа по учебнику
Обозначают ли буквы ъи ь знак звуки?
Каким может быть ъ и ь?
Какие слова имеют в своем составе разделительный ь или ъ?
ИТОГ УРОКА
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Удалось нам достигнуть поставленных целей и задач. Объясните, каким образом?
-дали определение понятию «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»
-научились распознавать мягкий и твёрдый разделительные знаки
-понаблюдали за мягким и твёрдым разделительными знаками
-научились определять роль новых букв— разделительного твердого и мягкого знаков
Оценивание
На столе у вас лежат карандаши красного, желтого и зелёног цвета. Если вы поняли тему урока – зеленый, возникли вопросы – желтый, не разобрались – красный.
Спасибо за урок!