I. Инструктаж по ТБ
| 1. Приготовьте рабочее место. Расположите учебные принадлежности так, чтобы они не мешали выполнению заданий. 2. Начинайте и заканчивайте работу по указанию учителя. 3. Соблюдайте правила электробезопасности. 4. Не касайтесь руками экрана монитора. 5. В случае появлении необычного звука, запаха, самопроизвольного отключения ПК немедленно прекратите работу и сообщите учителю |
Справочная информация
Средство, которое используется в данной работе, называется Поиск решения. Соответствующая команда находится в меню Сервис> Поиск решения - одно из самых мощных средств табличного процессора Excel. Покажем на простейшем примере («пирожки и пирожные», см. § 20), как воспользоваться указанным средством.
II. Задания для практической работы
Задание 1
Реализовать поиск оптимального решения для задачи планирования работы школьного кондитерского цеха, описанной в § 20 учебника.
1. Подготовить таблицу к решению задачи оптимального планирования. В режиме отображения формул таблица показана н а рисунке. Ячейки В5 и С5 зарезервированы соответственно для значений х (план по изготовлению пирожков) и у (план по изготовлению пирожных). Ниже представлена система неравенств, определяющая ограничения на искомые решения. Неравенства разделены на левую часть (столбец В) и правую часть (столбец D). Знаки неравенств в столбце С имеют чисто оформительское значение. Целевая функция занесена в ячейку В 1 5.
| A | B | C | D | |
| 1 | Оптимальное планирование | |||
| 2 | ||||
| 3 | Плановые показатели | |||
| 4 | Х (пирожки) | У (пирожные) | ||
| 5 | ||||
| 6 | ||||
| 7 | Ограничения | |||
| 8 | ||||
| 9 | Левая часть | Знак | Правая часть | |
| 10 | Время производства: | =В5+4*С5 | < = | 1 000 |
| 11 | Общее количество: | =В5+С5 | <= | 700 |
| 12 | Положительность Х: | У: =С 5 | > = | о |
| 13 | Положительность Y: | =В5 | > = | о |
| 14 | ||||
| 15 | Целевая функция | =В 5 + 2 *С5 |
2. Вызвать программу оптимизации и сообщить ей, где расположены
данные. Для этого выполнить команду Сервис > Поиск решения. На экране откроется соответствующая форма:
3. Выполнить следующий алгоритм:
=> ввести адрес ячейки с целевой функцией. В нашем случае это В15 (заметим, что если перед этим установить указатель мыши на ячейку В15, то ввод произойдет автоматически);
=> поставить отметку максимальному значению, т. е. сообщить
программе, что нас интересует нахождение максимума
целевой функции;
=> в поле Изменяя ячейки ввести В5:С5, т.е. сообщить, какое место отведено под значения переменных - плановых показателей;
=> в поле Ограничения ввести неравенства-ограничения, которые имеют вид: Bl0<=Dl0; Bll <= Dll; B12> =D12; B13>=D13. Ограничения вводятся следующим образом:
> щелкнуть на кнопке Добавить;
> в появившемся диалоговом окне Добавление ограничения ввести ссылку на ячейку Bl0, выбрать из меню знак неравенства <= и ввести ссылку на ячейку Dl0;
> снова щелкнуть н а кнопке Добавить и аналогично ввести
второе ограничение B l l <=D l l и т. д.;
> в конце щелкнуть н а кнопке ОК;
=> закрыть диалоговое окно Добавление ограничения. Перед нами снова форма Поиск решения:

=> указать, что задача является линейной (это многократно облегчит программе ее решение). Для этого щелкнуть на кнопке Параметры, после чего откроется форма Параметры поиска решения:
=> установить флажок линейная модель. Остальная информация на форме Параметры поиска решения чисто служебная, автоматически устанавливаемые значения нас устраивают, и вникать в их смысл не будем. Щелкнуть на кнопке ОК. Снова откроется форма Поиск решения;
=> щелкнуть на кнопке Выполнить - в ячейках В5 и С 5 появится оптимальное решение:
| A | B | C | D | |
| 1 | Оптимальное планирование | |||
| 2 | ||||
| 3 | Плановые показатели | |||
| 4 | Х (пирожки) | У (пирожные) | ||
| 5 | 600 | 100 | ||
| 6 | ||||
| 7 | Ограничения | |||
| 8 | ||||
| 9 | Левая часть | Знак | Правая часть | |
| 10 | Время производства: | 1000 | < = | 1 000 |
| 11 | Общее количество: | 700 | <= | 700 |
| 12 | Положительность Х: | 600 | > = | 0 |
| 13 | Положительность Y: | 100 | > = | 0 |
| 14 | ||||
| 15 | Целевая функция | 800 |
Справочная информация
В результате применения инструмента Поиск решения получен следующий оптимальный план дневного производства кондитерского цеха: нужно выпускать 600 пирожков и 100 пирожных.
Эти плановые показатели соответствуют положению точки В на рис. 3. 1 0 в учебнике. В этой точке значение целевой функции f(600, 100) = 800. Если один пирожок стоит 5 руб., то полученная выручка составит 4000 руб.
Задание 2
Требуется решить задачу поиска оптимального плана производства школьного кондитерского цеха с измененными условиями. Представьте себе, что в школе учатся неисправимые сладкоежки. И кроме всех прочих ограничений, перед кондитерским цехом ставится обязательное условие: число пирожных должно быть не меньше числа пирожков. При такой постановке задачи система неравенств (см. § 20) примет вид:
x+4у˂=1000;
x+y ˂=700;
x˃=0;
y ˃=0.
1. Внести соответствующие изменения в электронную таблицу, построенную при выполнении предыдущего задания.
2. Получить оптимальный план с помощью средства Поиск решения.
3. Проанализировать полученные результаты. Сопоставить их с результатами задания 1.






