Меры пожарной безопасности на объекте

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По проведению обучения пожарно - техническому минимуму с работниками

ГП «Донбасстеплоэнерго»

 

ТЕМА 1 (2 часа)

Меры пожарной безопасности на объекте.

1.1. Основы законодательства по вопросам пожарной безопасности.

 ГП «Донбасстеплоэнерго» в сфере пожарной безопасности руководствуется Законом ДНР «О пожарной безопасности», принятом Народным Советом Донецкой Народной Республики 30 сентября 2016 года (Постановление № 151-IНС), Правилами пожарной безопасности (НАПБ А.01.001-2004), Правилами безопасности систем газоснабжения Донецкой Народной Республики  (НПАОТ 0.00-1.74-19) и другими документами, регламентирующими деятельность в сфере пожарной безопасности.

 Закона ДНР «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Донецкой Народной Республики, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности.

 В настоящем Законе применяются следующие понятия: ведомственный пожарный надзор– деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; государственный пожарный надзор– деятельность республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также его уполномоченных подразделений направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами и физическими лицами-предпринимателями; нарушение требований пожарной безопасности– невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности– государственные стандарты, нормы, правила (своды правил), инструкции и иные документы, содержащие требования по пожарной безопасности; объект надзора – территории, помещения, сооружения, здания (их части), включая временные, находящиеся в собственности (пользовании) юридических лиц, физических лиц, физических лиц-предпринимателей и используемые ими для осуществления хозяйственной, некоммерческой хозяйственной деятельности, территории, помещения, сооружения, здания, где осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение, а также республиканские и территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица-предприниматели; объект с массовым пребыванием людей– здание (сооружение), в котором возможно постоянное или временное пребывание 50 и более человек (кроме многоквартирных жилых домов); особый противопожарный режим – дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые соответствующими государственными органами власти, органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях; первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожара, спасению людей и имущества; пожар– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; пожарная безопасность– состояние защищенности личности, имущества, объекта, общества и государства от пожаров, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей; пожарная опасность– возможность возникновения и (или) развития пожара;

 пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; пожарное наблюдение–совокупность технических и организационных мероприятий, обеспечивающих удаленное круглосуточное наблюдение за состоянием систем пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения объектов, которые осуществляются путем приема, обработки и передачи тревожных оповещений от приемно-контрольных приборов систем пожарной сигнализации и автоматических систем пожаротушения объектов подразделениям пожарной охраны и реагирования на них; противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания, распространения специальной литературы и рекламной продукции, организации и проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики, форм информирования населения; противопожарный режим– комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта надзора, направленных на обеспечение его пожарной безопасности; профилактика пожаров– комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара; требования пожарной безопасности– инженерно-технические устройства и (или) организационные мероприятия, которые содержатся в нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, направленные на предупреждение пожара и его распространения, а также тушение и эвакуацию людей.

Статья 2 «Правовая основа деятельности в области пожарной безопасности». 

Деятельность в сфере пожарной безопасности регулируется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Совета Министров Донецкой Народной Республики, регулирующими вопросы пожарной безопасности. Статья 3 «Система обеспечения пожарной безопасности».

1. Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.

2. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица-предприниматели и физические лица, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

1) нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в сфере пожарной безопасности;

2) создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

3) разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

4) реализация прав, обязанностей и ответственности в сфере пожарной безопасности;

 5) проведение противопожарной пропаганды и обучение правилам пожарной безопасности;

6) содействие деятельности добровольных пожарных формирований, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

7) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

8) информационное обеспечение в сфере пожарной безопасности;

9) осуществление профилактики пожаров;

10) осуществление государственного пожарного надзора и других контролирующих функций по обеспечению пожарной безопасности;

11) производство пожарно-технической продукции;

12) выполнение работ и оказание услуг в сфере пожарной безопасности;

13) лицензирование деятельности в сфере пожарной безопасности, подтверждение соответствия продукции и услуг в сфере пожарной безопасности;

14) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

15) учет пожаров и их последствий;

16) установление особого противопожарного режима.

Статья 4 «Выполнение требований пожарной безопасности».

1. Выполнение требований пожарной безопасности является обязательным для предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности, физических лиц-предпринимателей, должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц. Обязанности по выполнению требований пожарной безопасности должны быть определены в должностных инструкциях работников предприятий, учреждений и организаций.

2. Выполнение требований пожарной безопасности на объектах надзора возлагается на их собственников или на субъектов, за которыми объект надзора закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо на уполномоченных собственником лиц.

 3. Выполнение требований пожарной безопасности на объектах, находящихся в государственной или муниципальной (коммунальной) собственности, которые переданы во временное пользование на основе договора аренды, возлагается на арендаторов, если иное не обусловлено договором аренды. Выполнение требований пожарной безопасности на объектах, находящихся в частной собственности, которые переданы в аренду, возлагается на собственников. Допускается, согласно договору аренды, возлагать обеспечение соблюдения противопожарного режима на арендаторов.

4. Выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на заказчиков, органы архитектуры, застройщиков, проектные и строительные организации.

5. Выполнение требований пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, коммунального, общественного, ведомственного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и организаций совладельцев многоквартирных домов возлагается на квартиросъемщиков (в квартирах) и собственников (в местах общего пользования жилых домов), а в жилых домах частного жилищного фонда и других сооружениях, на дачах и садовых участках – на их собственников или нанимателей, если это обусловлено договором найма. 

Статья 15 «Государственный пожарный надзор».

Органами государственного пожарного надзора являются уполномоченное подразделение республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, к ведению которого относится организация и осуществление государственного пожарного надзора;

Статья 25 «Добровольная пожарная охрана».

1. На предприятиях, в учреждениях и организациях с целью проведения мероприятий по предотвращению пожаров и организации их тушения может создаваться добровольная пожарная охрана в виде добровольных пожарных дружин и (или) команд из числа рабочих, служащих, инженерно-технических работников и других граждан. Положения о добровольных пожарных дружинах (командах) согласовываются с органами государственного пожарного надзора.

Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности.

Статья 31 «Обучение правилам пожарной безопасности».

- Все работники при принятии на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

- Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, а также должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением пожарной безопасности, до начала выполнения своих обязанностей проходят обучение по вопросам пожарной безопасности.

- Порядок организации и проведения инструктажей и обучения по вопросам пожарной безопасности определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

 - Запрещается допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

Статья 32 «Противопожарная пропаганда и информационное обеспечение в сфере пожарной безопасности».

1. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия, учреждения и организации.

 2. Территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, жилищные учреждения и организации обязаны осуществлять противопожарную пропаганду среди населения.

 3. Информационное обеспечение в сфере пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

4. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе по требованию республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, публиковать (размещать) экстренную информацию по вопросам пожарной безопасности.

5. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Статья 39 «Особый противопожарный режим».

1. В случае повышения пожарной опасности решением республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления на соответствующих территориях по представлению подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, может устанавливаться особый противопожарный режим.

2. На период действия особого противопожарного режима на определенных территориях нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие иных дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и другие меры).

 3. Установление особого противопожарного режима на соответствующих территориях является основанием для проведения дополнительных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (проведение внеплановых проверок, запрещение проведения огневых работ, применения открытого огня и пиротехнических изделий).

Статья 40 «Тушение пожаров».

- Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.                                                                                               

- Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

 - Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ пожарной охраной              осуществляется бесплатно.

- В подразделениях государственной пожарной охраны организуется круглосуточное несение службы, порядок которой устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Для вызова государственной пожарной охраны в автоматической телефонной сети устанавливается единый номер – 101. Подразделения государственной пожарной охраны выезжают для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на все объекты независимо от форм собственности, за исключением подземных сооружений горных предприятий. - Во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ личный состав пожарной охраны имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также на проведение любых мероприятий, направленных на спасание людей, предотвращение распространения огня и ликвидацию пожара, ограничение движения транспорта и людей на месте проведения пожарно-спасательных работ и прилегающих к ним территориях, осуществление фото и видеосъемки на месте тушения пожара.

- Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Статья 43 «Участие страховых организаций в обеспечении пожарной безопасности».

1. Организации, которые осуществляют страхование на случай пожаров, обязаны производить отчисления из платежей по имущественным видам страхования соответствующим подразделениям республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, по месту расположения объекта страхования на предупредительные противопожарные мероприятия, предусматривать предоставление страхователям льгот в виде скидок страховых платежей при выполнении ими противопожарных требований, а также предусмотреть в положениях договоров страхования уменьшение суммы страхового возмещения или отказ от его выплаты, если на возникновение пожара и его последствия повлияло невыполнение требований пожарной безопасности.

2. Скидки страховых платежей должны также предполагаться для предприятий, учреждений и организаций, которые имеют добровольные пожарные дружины (команды) с выездной пожарной техникой.

3. Размер и порядок отчислений из страховых платежей на предупредительные противопожарные мероприятия определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики. Глава

5. Права, обязанности и ответственность в сфере пожарной безопасности.

Статья 44 «Права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности». Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 46 «Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности».

1. За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности виновные в этом должностные лица, другие работники предприятий, организаций и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, за нарушение установленных требований пожарной безопасности имеет право налагать на юридических лиц и физических лиц-предпринимателей штрафные санкции в размере до 2 процентов от месячного фонда заработной платы. 

3. Средства, полученные от применения штрафных санкций за нарушение требований пожарной безопасности, направляются в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики. 

4. Решение о наложении штрафных санкций обжалуется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

5. Порядок наложения штрафных санкций на юридических лиц и физических лиц предпринимателей устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 48 «Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства о пожарной безопасности».

 1. Юридические лица, физические лица и физические лица-предприниматели обязаны возместить ущерб, причиненный нарушением ими противопожарных требований, согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики. 

2. Должностные лица и другие работники государственной пожарной охраны, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением причиненного ущерба, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. 

 1.2. Основные причины возникновения пожаров.

 Пожаром считается неконтролируемое горение вне пределов специального очага, которое распространяется во времени и пространстве.

 К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: 1) пламя и искры;

2) тепловой поток;

3) повышенная температура окружающей среды;

4) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

5) пониженная концентрация кислорода;

6) снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

 1) осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

 2) радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

 3) вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

 4) опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

5) воздействие огнетушащих веществ. Из перечисленных выше факторов, воздействующих на людей, чаще всего на пожарах приходится встречаться с дымом и высокой температурой.

 Продукты сгорания и разложения, выделяемые на пожаре, являются составными частями дыма. Основными причинами пожаров являются:

1. Электротехнические причины:

 - Возгорание в результате короткого замыкания, возникающего (в результате повреждения изоляции электропроводов; применение низковольтных проводов «телефонных и т.п.» для силовых и осветительных электросетей; перехода напряжения с электроустановок с высоким напряжением на электроустановки с низким напряжением; схлестывания проводов воздушных линий электропередач; проявление грозовых разрядов молнии).  

- Возгорание в результате токовых перегрузок, возникающих в обмотках электродвигателей, аппаратов, в проводах и кабелях при нагрузках превышающих допустимые значения.

 - Возгорание в результате образования больших переходных сопротивлений, в местах перехода электрического тока с одной контактной поверхности на другую через площадки их соприкосновения (неплотное соединение токопроводящих элементов, соединения электропроводов «механической» скруткой, соединения электропроводов состоящих из разных металлов – медь и алюминий).

 - Возгорание в результате нарушения эксплуатации электронагревательных приборов (установка их на сгораемые поверхности, без использования защитных негорючих теплоизоляционных материалов, не обеспечивая разделки (отступки) от горючих материалов), использование самодельных электронагревательных приборов.

 2. Неосторожное обращение с огнем (использование открытого огня, тлеющие табачные изделия и др.).

 3. Нарушение требований пожарной безопасности при проведении пожароопасных (огневых) работ.

 4. Разряды статического электричества (при электризации (трении) материалов и перемещении заряженных поверхностей).

 5. Неисправности печного отопления и нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации печей.

 6. Самовозгорание веществ и материалов (самовозгорание-процесс резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящих к возникновению горения веществ в отсутствии постоянного источника зажигания.

 7. Пожароопасные факторы природных явлений (грозовые разряды молний, фокусирование солнечных лучей).

 8. Поджог. Основные требования по содержанию территории, противопожарных разрывов и источников противопожарного водоснабжения.

 Эвакуационные пути и выходы должны содержаться свободными и ничем не загромождаться и в случаи возникновения пожара обеспечивать безопасность во время эвакуации всех находящихся в здании, помещении и сооружении людей.

 Не допускается: устраивать на путях эвакуации пороги, выступления, турникеты, двери раздвижные, подъемные, вращающиеся, и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; загромождать пути эвакуации (коридоры, проходы, лестничные марши и площадки, вестибюли, холлы, тамбуры и т.п.) мебелью, оборудованием, различными материалами и готовой продукцией, даже если они не уменьшают нормативную ширину;

 - забивать, заваривать, запирать на навесные замки, болтовые соединения и другие запоры, которые трудно открываются изнутри, внешние эвакуационные двери зданий;

 - применять на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости) горючие материалы для облицовки стен и потолков, а также лестниц и лестничных площадок;

 - располагать в тамбурах выходов, за исключением квартир и индивидуальных жилых домов, гардеробы, вешалки для одежды, сушилки, приспосабливать их для торговли, а также хранения, в том числе временного, любого инвентаря и материала; 

- загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

 - снимать установленные на балконах (лоджиях) лестницы;

 - устраивать в лестничных клетках помещения любого назначения, в т. ч. киоски, ларьки, а также выходы из грузовых лифтов (подъемников), прокладывать газопроводы, трубопроводы с ЛВЖ и ГЖ, воздуховоды;

- устраивать в общих коридорах кладовые и встроенные шкафы, за исключением шкафов для инженерных коммуникаций; хранить в шкафах (нишах) для инженерных коммуникаций горючие материалы, а также другие посторонние предметы;

 - располагать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и тому подобное;

 - устанавливать телекамеры в проходах таким образом, чтобы они препятствовали эвакуации людей; 

- делать остекление или закладывание жалюзи и отверстий воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

 - снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, тамбуров и лестничных клеток; 

- заменять армированное стекло на обычное в дверях и фрамугах вопреки предусмотренному по проекту; 

- снимать устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток, коридоров, холлов, тамбуров и т.п., а также фиксировать самозакрывающиеся двери в открытом положении;

 - уменьшать нормативную площадь фрамуг в наружных стенах лестничных клеток или закладывать их; - развешивать в лестничных клетках на стенах стенды, панно и тому подобное; - устраивать скользкий пол на путях эвакуации.

1.3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

 За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности существует административная и уголовная ответственность.

 В соответствии со статьей 15 Закона ДНР «О пожарной безопасности» за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора, невыполнение их предписаний (распоряжений) и постановлений виновные в этом должностные лица, другие работники предприятий, учреждений, организаций и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

 За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний, постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут привлекать в судебном порядке к уплате штрафа.

 Максимальный размер штрафа в случаях, предусмотренных частью второй этой статьи, не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения и организации.

 Размеры и порядок наложения штрафов определяются действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

 В соответствии с Кодексом Украины об административные правонарушения (КУоАП), органы государственного пожарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением установленных законодательством требований пожарной безопасности, неисполнением предписаний и постановлений должностных лиц органов ГПН. (ст. 120, 175, 188 8 КУоАП). Административной ответственности подлежат лица, которые достигли к моменту совершения административного правонарушений 16-и летнего возраста.

 Следует помнить, что должностные лица несут административную ответственность не только за собственные действия, а и за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил другими лицами, в круг служебных обязанностей которых входит их выполнение. Например, невыполнение требований пункт 4.1.21. «Правил пожарной безопасности в Украине» в части курения на территории объекта в неотведенных специально для этого местах одним из работников объекта влечет за собой административную ответственность данного работника как физического лица и должностного лица, в служебные обязанности которого входит обеспечение выполнения этих правил (пункты 2.2, 2.11. ППБУ).

Кроме того, должностные лица органов ГПН имеют право составлять административные протоколы за умышленно ложный вызов пожарной охраны (статья 183 КУоАП).

 Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при продолжающемся правонарушении – через два месяца со дня его выявления.

 В соответствии со статья 43 Закона ДНР «О пожарной безопасности» предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб, нанесенный в связи с нарушением ими противопожарных требований.

 Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением ими противопожарных требований, соответственно действующему законодательству ДНР.

 В соответствии со статьей 253 Уголовного Кодекса ДНР: 1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1.4. Знаки пожарной безопасности.

 Территория предприятия, а также здания, сооружения, помещения должны быть обеспечены соответствующими знаками безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76* «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

 Знаки безопасности должны быть установлены в местах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником такой опасности.

 Знаки безопасности, установленные на воротах и входных дверях помещений, означают, что зона действия этих знаков охватывает все помещение. Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом. При необходимости ограничить зону действия знака соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи.

 Знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей. Для которых они предназначены. Знаки безопасности должны быть расположены с таким расчетом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания работающих и сами по себе не представляли опасности.

 Запрещающие знаки предназначены для запрещения определенных действий(запрещение пользования открытым огнем, курения, прохода, тушения водой, др. поясняющих надписей). Допускается применять запрещающие знаки с поясняющей надписью, выполненной шрифтом черного цвета. При этом наклонную красную полосу не наносят. На знаках пожарной безопасности поясняющие надписи необходимо выполнять красным цветом. Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения работающих о возможной опасности (Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества; опасность взрыва; едкие вещества; Ядовитые вещества; Электрическое напряжение; Излучение лазера; прочие опасности и др.). Предписывающие знаки предназначены для разрешения определенных действий работающих только при выполнении конкретных требований безопасности труда, требований пожарной безопасности и для указания путей эвакуации (работать в каске; работать в защитной одежде; работать с применением средств защиты органов дыхания; проход держать свободным; выходить здесь; Дверь держать закрытой; и др.). Указательные знаки предназначены для указания местонахождения различных объектов и устройств, пунктов медицинской помощи, питьевых пунктов, пожарных постов, пожарных кранов, гидрантов, огнетушителей, пунктов извещения о пожаре, складов, мастерских. Знаки пожарной безопасности и указатели эвакуационных или запасных выходов должны быть снабжены собственными автономными источниками питания для освещения.

1.5. Противопожарные инструктажи.

 По назначению и времени проведения противопожарные инструктажи делятся на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

 Вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, принимаемыми на работу (постоянную или временную), а также с лицами, которые прибыли на предприятие в командировку, на производственную практику (обучение) и должны принимать непосредственное участие в производственном процессе.

 Он проводится на основании действующих на предприятии правил, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности в специально оборудованном для этого помещении специалистом, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности, и может объединяться со вступительным инструктажем с охраны труда.

 Программа для проведения вводного противопожарного инструктажа утверждается руководителем (заместителем, главным инженером) предприятия.

 Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочемместе до начала производственной деятельности работника.

 Его должны проходить: - все вновь принятые на работу (постоянную или временную); - работники, переведенные из других структурных подразделений, производственных участков предприятия; - лица, прибывшие на предприятие в командировку и принимающие непосредственное участие в производственном процессе; - строители посторонних организаций, выполняющие на действующем предприятии строительно-монтажные, ремонтные или другие работы; - ученики (студенты) во время производственной практики (обучения), а также перед проведением с ними практических занятий в учебных мастерских, лабораториях и т. др. Повторный противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте со всемиработниками не менее одного раза в год по перечню вопросов, с которыми необходимо ознакомить работников во время проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей.

 Внеплановый противопожарный инструктаж проводится с работниками на рабочемместе или в специально отведенном для этого помещении:

 - в случае введения в действие новых или доработанных нормативных актов по вопросам пожарной безопасности (норм, правил, инструкций, положений и т.д.); - в случае изменения технологического процесса, применения нового, замены или модернизации существующего пожароопасного оборудования; - по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору, если выявлено неудовлетворительное знание работниками правил пожарной безопасности на рабочем месте, неумение действовать в случае пожара и пользоваться первичными средствами пожаротушения. Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками перевыполнением ими разовых (временных) пожароопасных работ (сварочных, разогрева тельных и других), при ликвидации аварии, стихийного бедствия.

 Первичный, повторный, внеплановый и целевой противопожарные инструктажи проводятся непосредственно руководителями работ (начальником производства, цеха, участка

 и т.д.), которые прошли обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности. Первичный, повторный и внеплановый инструктажи завершаются проверкой знаний. Проверку осуществляет лицо, которое проводило инструктаж.

 О проведении всех видов противопожарных инструктажей, кроме целевого, в специальных журналах делаются записи (отдельно от инструктажей по вопросам охраны труда)

 с подписями лиц, с которыми проводился инструктаж, и того, кто его проводил.

 Запись о проведении целевого противопожарного инструктажу делается в документе, который разрешает проведение работ (наряд-допуск, разрешение).

1.6.Специальное обучение по (пожарно-техническому минимуму) и проверка знаний работников, занятых на работах с повышенной пожарной опасностью.  

Предварительное специальное обучение (пожарно-технический минимум) проходят лица, которых принимают на работу с повышенной пожарной опасностью:

 - электрогазосварщики;

 - лица, которые должны принимать непосредственное участие в производственном процессе в помещениях категорий по взрывопожарной опасности А и Б (в соответствии с ОНТП 24-86);

- лица, которые должны выполнять работы на установках, оборудовании, аппаратах, где обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы, вещества и материалы, способные взрываться или гореть в результате взаимодействия с водой, кислородом воздуха и друг с другом; 

- работники складского хозяйства, где хранятся пожароопасные материалы и вещества;

 - электрики, работающие с электроустановками во взрывоопасных и пожароопасных зонах (в соответствии с ПУЕ);

- другие категории работников, деятельность которых требует более глубоких знаний по вопросам пожарной безопасности и навыков в случае возникновения пожара. 

Целью проведения пожарно-технического минимума является повышение общих пожарно-технических знаний работающих, обучение их правилам пожарной безопасности с учетом пожароопасных особенностей производства, более глубокое ознакомление с противопожарными мерами и действиями в случае возникновения пожара; наработка навыков использования имеющихся средств пожаротушения.

 Порядок, форма, место проведения пожарно-технического минимума, а также конкретный перечень работ и специальностей, по которым проводят такое специальное обучение, устанавливаются приказом руководителя предприятия с учетом специфики производства, характера и вида работ, требований соответствующих межотраслевых и отраслевых нормативных актов.

 Специальное обучение проводится по программам, которые разрабатываются, как правило, на предприятиях и утверждаются их руководителями.

 Программы специального обучения по пожарно-техническому минимуму согласуются с местными органами государственного пожарного надзора.

 Занятия, как правило, осуществляются по группам, с учетом профессии работников. Для их проведения администрация может приглашать (на договорной основе) специалистов из других предприятий, организаций, учреждений, которые имеют соответствующие знания по изучаемым вопросам.

 В таких случаях результаты специального обучения фиксируются на предприятии (в учебном заведении), где оно проводилось.

 После окончания специального обучения по программе пожарно-технического минимума от тех, кто учился, принимаются зачеты. Результаты зачетов оформляются протоколом.

 Для принятия зачетов приказом руководителя предприятия создается комиссия, которую возглавляет заместитель руководителя (главный инженер).

 Лицам, успешно сдавшим зачеты, выдается удостоверение соответствующей формы. Ежегодно работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, должны проходить проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

 Для проведения проверки приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которую возглавляет один из его заместителей (главный инженер).

 На предприятии, имеющем самостоятельные структурные подразделения, могут создаваться несколько комиссий, которые возглавляют заместители руководителей соответствующих структурных подразделений.

Перечень вопросов для проверки знаний по пожарной безопасности разрабатывается комиссией и утверждается руководителем предприятия.

 Результаты проверки оформляются протоколом. В случае неудовлетворительного результата работники должны пройти повторную проверку на протяжении одного месяца.

 Отметки о проверке вносятся в удостоверение о прохождении специального обучения по пожарно-техническому минимуму.

ТЕМА 2 (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: