double arrow

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на соб­ственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а оконча­тельно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму[1] вспыхнуло те­перь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миро­созерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берен­деев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разу­ма и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантас­тика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берен­деев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Сне­гурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народ­ного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизо­ды, передающие особенности народного пения. Часто ком­позитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Кор­саков использует также и лейттембры — постоянные инст­рументальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетво­рила автора, так как в ней были сделаны значительные со­кращения, на которых настоял дирижер Эдуард Направник, по­считавший оперу слишком растянутой. Полностью «Сне­гурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Компози­тор был тронут любовным и бережным отношением к сво­ей музыке и ее прекрасным исполнением.

 

Опера имеет пролог и четыре действия.

 

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисую­щего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско­вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда-Мо­роза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у вио­лончелей и контрабасов:

 

 

 

   

 

 

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ле­нивый, потягивающийся»:

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теп­лая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:

Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в ко­тором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлин­ные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народно-песенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сбор­ника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преоб­ладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и аль­тов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревян­ных духовых инструментов.

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) — изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического соп­рано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегуроч­ки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегуроч­ки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

Продолжением музыкальной характеристики Снегуроч­ки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, не­прерывно развивающаяся мелодия строится на напряжен­ных полутоновых интонациях и сопровождается «мерца­ющими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных   духовых:

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в ко­торой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В нача­ле и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старин­ных обрядовых песен:

 

  Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единствен­ный персонаж, охарактеризованный только песнями. В ор­кестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш, звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов. Первая и вторая песни Леля — медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают кон­траст, типичный для народного музицирования:

 

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; ли­рическая тема ариетты наполнена проникновенной заду­шевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерыв­ность и широта мелодической линии:

Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) стро­ится на двух подлинных народных свадебных песнях: пер­вая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступле­нии) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны компози­тором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берен­дея, открывающее вторую картину действия, — сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени­ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

 

 

     

Каватина Берендея (тенор) звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

Неторопливо

Действие третье начинается большой обрядовой сце­ной народного праздника в заповедном лесу. Здесь сменя­ют друг друга хоровые и сольные эпизоды, симфонические номера и речитативы. Ее открывает хор «Аи, во поле липенька», основанный на светлой и плавной мелодии на­родной хороводной песни, обработанной в подголосочной манере:

  Умеренно скоро

 

Пляска скоморохов — симфоническое скерцо, построен­ное на удалых размашистых темах народного склада.

 

Третья песня Леля начинается пастушеским наигры­шем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каж­дый куплет начинается речитативным запевом:

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проиг­рыш кларнета:

 

    

Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу бла­годаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся акком­панементу. Нежная мелодия с изящными синкопами име­ет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — куль­минация в развитии ее образа. Сцена состоит из несколь­ких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармония­ми и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается в ре-бемоль мажоре.

 

Заключительный хор — Песнь Яриле-Солнцу — запе­вает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необыч­ный размер 11/4. Хор имеет торжественный величественный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости зву­чания.


[1] Пантеизм — одушевление, одухотворение явлений природы, свя­занное с языческими верованиями



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: