Виды ювелирной техники

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО (9 – 17 ВВ)

Периоды Древнерусского искусства:

9-12 вв. Искусство домонгольской (Киевской) Руси. Средневековье.

12-13 вв. Искусство периода феодальная раздробленности

Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.), Русская культура конца XV - XVI вв. Централизация. (Средневековье- Возрождение)

Русская культура XVII в. (Возрождение)

Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры

· Единая русская культура: Опыт восточного славянства, Византия, языческая религия, христианство, иноплеменное международное влияние.

· Культурное наследие восточных славян: мифы и сказания, резьба по дереву и камню, кузнечное дело

· Византийское культурное наследие: иконопись, церковные книги, строительство храмов

Вывод: русская культура, находилась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Русь языческая=> Деревянная архитектура: Многоярусность строений, Увенчанность строений башенками и теремами, Художественная резьба по дереву, Наличие пристроек.

Русь христианская => каменная архитектура: Церкви, Крестово-купольные, В основе квадрат, расчлененный четырьмя Столбцами, Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест

Устройство Русского храма:

В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды синем на фоне.

Крестово-купольная конструкция позаимствована из Византии. В плане своды храма образуют крест. Венчали храм купола, которые имели яйцевидную форму позаимствованную из Византии.

Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.

Закомары («комары» от древнего – свод) – это засводная часть здания. Аркатурный пояс - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

Обычно в храме было три входа – в середине западной, северной и южной сторон – декоративно оформленные порталами.

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

-"Десятинная церковь"

В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора святой Богородицы, возведенная с помощью византийских мастеров в строгом соответствии с византийскими традициями.                                                                                   До наших дней не сохранилась, так как была разрушена в 1240 г. до основания войсками Батыя. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов (Десятинная церковь).

11 век называют веком «Трех Софий».

Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу «старшей сестры» византийского храма святой Софии местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости

«Софийский собор» - название православных храмов, посвящённых Софии - Премудрости Божьей, т.е. все храмы посвящены святой Софии, их появление подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

-"Софийский собор в Киеве". Заложен 1037 г. в часть победы Ярослава Мудрого над печенегами.

-"Софийский собор в Новгороде"построен в 1045-1050 году по велению князя Владимира,сына Ярослава Мудрого.

-"София Полоцкая" - кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030-1060 годами.

-"Золотые ворота в Киеве". Это - мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью. Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава» 10-12вв.

-«Церковь Покрова на Нерли» 1165г

Возрождение каменного храмового строительства в 14 в.

-«Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря»

-«Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде» (1374 г.)

-«Успенский собор в Москве» (1475-1479 гг.) Аристотель Фиораванти

-«Архангельский собор В Москве»(начало 16 в.)

Жильё христиан

Терем - жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, надворотами и т. д., соединялся с ним сенями - крытым переходом.

Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами. В состав хором входили также и дворовые постройки: погреба с погребищами, бани с предбаньями, хлевы, амбары

ЖИВОПИСЬ

ФРЕСКА – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стеклянных камешков.

Иконы и иконопись представляют собой удивительное сочетание высочайшего из искусств - живописи с религиозными сюжетами, изображениями Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.

Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства. Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Фрески Софийского собора в Киеве:

-Алтарная мозаика в храме Святой Софии в Киеве (11 в.)
«Богоматерь Оранта» (Молящаяся)«Нерушимая Стена»

-Ангел «Златые власы» (конец 12 в.) Новгородская школа живописи

-Феофан Грек (1340-1405). Богоматерь Донская

-Андрей Рублев (1360/1370 -1430 гг.) «Троица»

-Дионисий (1440-1503 гг.) Распятие

-Фреска работы Дионисия. Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря


Виды ювелирной техники

СКАНЬ, ЗЕРНЬ, ЭМАЛЬ, ФИНИФТЬ (если не писали слова в словарик списать с группы определения),ЧЕРНЬ.

В конце 11 в. на Руси была позаимствована схема византийского парадного головного убора.                                                                                    

"Парадный убор"

В наиболее пышном княжеском церемониальном варианте этот убор венчала золотая диадема с киото - образными или треугольными зубцами.                                                                    Кроме диадем были распространены золотые и серебряные очелья-венцы, к которым на специальных нитях -ряснах крепились подвески- колты.                                   Головной убор дополнялся изящными бусинными серьгами и височными кольцами, украшенными сканью и зернью.

-«Колт из Михайловского клада»

-«Звёздчатый колт из тереховского клада»

-«браслет с изображением животных»

- Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец – «шапка Мономаха», в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА

Славянские азбуки, созданны в середине 9 в. греческими братьями – монахами Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческого языка.

С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе или это были летописи. Каждая книга украшалась миниатюрами. Начало нового абзаца украшалось инициалом -затейливой заглавной буквой (БУКВИЦЕЙ) выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой. Основным материалом для письма был пергамент, который делали из кожи домашних животных. Приготовленный пергамент сшивали. Так получалась заготовка для будущей книги. Обложка у рукописных книг была деревянной. Сверху её обтягивали тканью или кожей. Писали в старину чернилами, которые изготавливали из ржавого железа, сажи, специальных чернильных орешков. Заголовки и первые буквы, с которых начинался текст, выводили красной строкой. Богатые люди украшали книжные переплёты золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями.

Древнерусские рукописи 9-14 веков написаны уставом.Первые книги на кириллице также написаны уставом.                   

 Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет.

Миниатюрой назывались, сделанные от руки рисунки в рукописных книгах.                        К этому виду изобразительного искусства также относятся рисунки на полях, заглавные буквы.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНР: БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ, СЛОВО,ЛЕТОПИСИ.

-«Повесть временных лет».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: