ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО (9 – 17 ВВ)
Периоды Древнерусского искусства:
9-12 вв. Искусство домонгольской (Киевской) Руси. Средневековье.
12-13 вв. Искусство периода феодальная раздробленности
Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.), Русская культура конца XV - XVI вв. Централизация. (Средневековье- Возрождение)
Русская культура XVII в. (Возрождение)
Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры
· Единая русская культура: Опыт восточного славянства, Византия, языческая религия, христианство, иноплеменное международное влияние.
· Культурное наследие восточных славян: мифы и сказания, резьба по дереву и камню, кузнечное дело
· Византийское культурное наследие: иконопись, церковные книги, строительство храмов
Вывод: русская культура, находилась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Русь языческая=> Деревянная архитектура: Многоярусность строений, Увенчанность строений башенками и теремами, Художественная резьба по дереву, Наличие пристроек.
|
|
Русь христианская => каменная архитектура: Церкви, Крестово-купольные, В основе квадрат, расчлененный четырьмя Столбцами, Прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест
Устройство Русского храма:
В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды синем на фоне.
Крестово-купольная конструкция позаимствована из Византии. В плане своды храма образуют крест. Венчали храм купола, которые имели яйцевидную форму позаимствованную из Византии.
Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.
Закомары («комары» от древнего – свод) – это засводная часть здания. Аркатурный пояс - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.
Обычно в храме было три входа – в середине западной, северной и южной сторон – декоративно оформленные порталами.
Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
-"Десятинная церковь"
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора святой Богородицы, возведенная с помощью византийских мастеров в строгом соответствии с византийскими традициями. До наших дней не сохранилась, так как была разрушена в 1240 г. до основания войсками Батыя. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов (Десятинная церковь).
|
|
11 век называют веком «Трех Софий».
Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу «старшей сестры» византийского храма святой Софии местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости
«Софийский собор» - название православных храмов, посвящённых Софии - Премудрости Божьей, т.е. все храмы посвящены святой Софии, их появление подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.
-"Софийский собор в Киеве". Заложен 1037 г. в часть победы Ярослава Мудрого над печенегами.
-"Софийский собор в Новгороде"построен в 1045-1050 году по велению князя Владимира,сына Ярослава Мудрого.
-"София Полоцкая" - кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030-1060 годами.
-"Золотые ворота в Киеве". Это - мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью. Здесь находился парадный въезд «в город Ярослава» 10-12вв.
-«Церковь Покрова на Нерли» 1165г
Возрождение каменного храмового строительства в 14 в.
-«Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря»
-«Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде» (1374 г.)
-«Успенский собор в Москве» (1475-1479 гг.) Аристотель Фиораванти
-«Архангельский собор В Москве»(начало 16 в.)
Жильё христиан
Терем - жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, надворотами и т. д., соединялся с ним сенями - крытым переходом.
Хоромы — в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями («хороминами»). Каменные строения назывались палатами. В состав хором входили также и дворовые постройки: погреба с погребищами, бани с предбаньями, хлевы, амбары
ЖИВОПИСЬ
ФРЕСКА – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стеклянных камешков.
Иконы и иконопись представляют собой удивительное сочетание высочайшего из искусств - живописи с религиозными сюжетами, изображениями Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства. Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.
Фрески Софийского собора в Киеве:
-Алтарная мозаика в храме Святой Софии в Киеве (11 в.)
«Богоматерь Оранта» (Молящаяся)«Нерушимая Стена»
-Ангел «Златые власы» (конец 12 в.) Новгородская школа живописи
-Феофан Грек (1340-1405). Богоматерь Донская
-Андрей Рублев (1360/1370 -1430 гг.) «Троица»
-Дионисий (1440-1503 гг.) Распятие
-Фреска работы Дионисия. Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря
Виды ювелирной техники
СКАНЬ, ЗЕРНЬ, ЭМАЛЬ, ФИНИФТЬ (если не писали слова в словарик списать с группы определения),ЧЕРНЬ.
В конце 11 в. на Руси была позаимствована схема византийского парадного головного убора.
"Парадный убор"
В наиболее пышном княжеском церемониальном варианте этот убор венчала золотая диадема с киото - образными или треугольными зубцами. Кроме диадем были распространены золотые и серебряные очелья-венцы, к которым на специальных нитях -ряснах крепились подвески- колты. Головной убор дополнялся изящными бусинными серьгами и височными кольцами, украшенными сканью и зернью.
|
|
-«Колт из Михайловского клада»
-«Звёздчатый колт из тереховского клада»
-«браслет с изображением животных»
- Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени - царский венец – «шапка Мономаха», в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.
ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА
Славянские азбуки, созданны в середине 9 в. греческими братьями – монахами Кириллом (Константином) и Мефодием на основе греческого языка.
С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе или это были летописи. Каждая книга украшалась миниатюрами. Начало нового абзаца украшалось инициалом -затейливой заглавной буквой (БУКВИЦЕЙ) выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой. Основным материалом для письма был пергамент, который делали из кожи домашних животных. Приготовленный пергамент сшивали. Так получалась заготовка для будущей книги. Обложка у рукописных книг была деревянной. Сверху её обтягивали тканью или кожей. Писали в старину чернилами, которые изготавливали из ржавого железа, сажи, специальных чернильных орешков. Заголовки и первые буквы, с которых начинался текст, выводили красной строкой. Богатые люди украшали книжные переплёты золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями.
Древнерусские рукописи 9-14 веков написаны уставом.Первые книги на кириллице также написаны уставом.
Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет.
Миниатюрой назывались, сделанные от руки рисунки в рукописных книгах. К этому виду изобразительного искусства также относятся рисунки на полях, заглавные буквы.
|
|
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНР: БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ, СЛОВО,ЛЕТОПИСИ.
-«Повесть временных лет».