Познание окружающего мира

Понедельник

Развитие речи. «Я сегодня видел сам: слон летал по небесам»

Задачи. Побуждать детей вступать в содержательное общение, поддерживать диалог, инициативно высказываться, рассуждать. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Передавать содержание текста через выразительные движения. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей, чувство ритма. Поддерживать интерес к письменной речи.

Материал. Наборное полотно. Карточки со словами: НЕБО, ЗЕМЛЯ, ЗВЁЗДЫ, СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки — карточки со словами, обосновать свой ответ.

Кто в году

Четыре раза переодевается?

(Земля)

В синем мешочке Белых пуговок полно.

(Небо, звезды)

В синей чаше — алый мяч, Он и светел, и горяч.

(Солнце в небе)

За домом у дорожки Висит пол-лепешки.

(Месяц)

Голубой платок, Алый колобок. По платку катается, Людям улыбается.

(Солнце)

После отгадывания загадок воспитатель спрашивает детей, с чем сравниваются в загадках небо, звезды, солнце, месяц. Выслушивает свободные высказывания детей. Затем педагог вторично читает загадки, задавая каждый раз вопрос: с чем сравнивается в загадке тот или иной объект.

Далее взрослый рассказывает детям, что с давних времен людей завораживало раскинувшееся над их головами небо. Глядя в ночное звездное небо, человек представлял будто там, на небе, живут такие же светлячки, как и те, что светятся теплой летней ночью над кустами в густой траве на опушке леса. Иные же полагали, что звезды — это далекие костры небесных охотников. Они зажигают их на ночь, когда садятся отдыхать после долгой охоты в широких лугах высокого неба6.

Педагог спрашивает у детей, что знают люди сейчас о космосе, о Земле, небе, звездах. Выслушивает свободные высказывания детей.

Напоминает детям, что древние люди относились к земле, к солнцу, к звездам как к живым существам. Предлагает детям вспомнить, какими ласковыми словами они призывали солнце. Выслушивает ответы и обобщает, распространяет их: «Солнце — солнышко, колоколнышко, солнце красное, солнышко-ведрышко, ясно солнышко, солнышко-батюшка, солнышко-ядрышко».

Затем воспитатель говорит детям, что люди всегда размышляли о том, куда прячется солнце ночью. Спрашивает детей, что они об этом думают, и выслушивает их свободные рассуждения. Вспоминает с детьми, что Земля вращается, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону. Когда у нас день — на другой, противоположной стороне — ночь.

Затем предложите ребенку пройти лабиринт

 

Далее воспитатель читает детям стихотворение (автор В. Лив-шиц):

Я сегодня видел сам: Слон летал по небесам! В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил! И опять случилось чудо — Превратился он в верблюда.

Воспитатель предлагает детям подумать и обосновать свой ответ, могло ли такое быть и почему. Выслушивает рассуждения детей, подводит их к пониманию того, что это облака, которые похожи на разные предметы, растения, животных.

После можно провести рисование:

РИСОВАНИЕ по замыслу «Далекие миры — неизвестные планеты»

Задачи. Вызвать интерес к рисованию космоса по замыслу. Совершенствовать технику рисования восковыми мелками и акварельными красками. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить приемы создания фантазийных образов (изменение формы, величины, наличия деталей или их количества; объединение в одном объекте признаков, характерных для разных образов и т. д.). Развивать продуктивное воображение.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги большого формата, акварельные краски, восковые мелки, кисти круглые и плоские разных размеров, салфетки бумажные и матерчатые. Трафаретные изображения — рамки с вырезанными силуэтами разных животных — лягушки, змеи, ящерицы. Однотонные силуэты разных животных — (бабочек, стрекоз, жуков, гусениц, птиц) и растений или их частей (цветок, листок, ветка, дерево). Силуэты клякс и других бесформенных пятен. Геометрические фигуры. Красиво окрашенные листы фактурной бумаги.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми о далеких мирах и неизвестных планетах, о которых они говорили на занятиях по ознакомлению с природой, познании окружающего мира и развитию речи. По возможности показывает иллюстрацию или коллаж на тему «В далеком космосе». Предлагает детям пофантазировать о том, как могут выглядеть неизвестные нам планеты: какого цвета почва, вода (если она есть) и небо, кто обитает на этих планетах (а какие планеты и почему называются необитаемыми), что растет, какого цвета светила и сколько их? Если дети затрудняются при создании картин далекого мира, педагог помогает «найти» приемы создания фантазийных образов (объектов), например:- показывает трафаретные изображения — рамки с вырезан ными силуэтами знакомых животных (лягушку, змею, ящерицу) и подкладывает фоном листы бумаги нехарактерного цвета или коло ристического решения (синего, фиолетового, розового, желтого, в горошек, полоску и т.д.); дети убеждаются в том, что неожиданный (нехарактерный) цвет позволяет превратить знакомое животное в фантастическое;

- показывает однотонные силуэты разных насекомых, сначала просит узнать и назвать, затем выбирает произвольно пары силуэтов, накладывает друг на друга или каким-то другим способом объединяет — приставляет, выстраивает друг за другом (например, бабочку и стрекозу или гусеницу и цветок); дети убеждаются в том, что объединение частей тела двух-трех знакомых объектов позволяет создать новые — фантазийные существа.

- демонстрирует силуэты клякс и просит угадать (увидеть) космические существа, напоминающие своей формой облако, лужу, медузу, зонтик, гриб;

- предлагает рассмотреть листы бумаги оригинальной раскраски и предлагает придумать, что или кто из космических существ может иметь такую расцветку; в случае затруднений подкладывает эту бумагу под трафареты или вырезает ножницами фантазийное существо, похожее на медузу, амебу, гусеницу.

Затем педагог спрашивает у детей, могут ли на других планетах жить существа, похожие на людей, роботов, известных нам животных. Обращается к опыту детей, полученному на предыдущем занятии по лепке «Пришельцы из космоса».

В краткой форме педагог обобщает информацию и предлагает детям изобразить на листах бумаги большого размера далеки миры — неизвестные планеты. Советует рисовать космическое небо и планету акварельными красками, чтобы краски вливались одна в другую и давали новые — оригинальные сочетания (показывает варианты колористических решений: желто-оранжево-красный, желто-сине-фиолетовый и т.д.), а для детальной прорисовки космических существ использовать восковые мелки, чтобы акварельные краски не сливались.

Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантазийные картины по своим замыслам.

После обеда можно поиграть с ребенком в музыкальные игы (игры можно взять на этом же сайте их выкладывает Мария Александровна Оглезнева)

Вторник

Математика

Задачи. Продолжать учить детей пересчитываться в прямом порядке, знакомить с названиями чисел третьего десятка. Упражнять детей в составлении чисел из двух меньших. Развивать у детей наблюдательность, представления о том, что считать можно любые объекты. Закрепить понимание детьми смысла взаимообратных задач, учить рассуждать, самим придумывать условия задач подобного типа. Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации, действовать по заданным правилам. Развивать у детей внимание и координацию под счет. Учить рисовать узор на бумаге в клетку под диктовку.

Оборудование. Демонстрационный материал: фишки; цифры и математические знаки, 2 полоски из картона длиной примерно 42 см.

Раздаточный материал: листы бумаги в крупную клетку, карандаш на каждого ребенка.

Содержание занятия.

 Воспитатель встает перед детьми, предлагает им разглядеть ее и найти все, что можно пересчитать (глаза, руки, уши, нос, губы, подбородок, щеки, ноги, живот, ноздри, локти, коленки). Просит ребенка выйти к доске и на каждое названное число ставить в ряд соответствующее количество фишек. Например: два глаза — две фишки, нос — еще одна фишка, две ноги — еще две фишки и т. д. Обсуждается одинаковость и разность количества пересчитываемых объектов (например, косички и др.). Аналогичным образом дети на-ходят, что можно пересчитать у кого-нибудь из них. Второй ряд из фишек выстраивается под первым.

Воспитатель предлагает детям решить задачу: «В корзине были мячи. Оттуда взяли 2 мяча, после чего осталось 3 мяча. Сколько мячей было в корзине?» Организуется обсуждение вслух. При этом один ребенок выкладывает решение задачи с помощью цифр и зна-ков на доске, остальные — на своих столах.

— В задаче сказано, сколько мячей было в корзине вначале? (Нет.)

— Правильно, это нам надо узнать.

— Когда из корзины взяли 2 мяча, их в корзине стало больше или меньше? (Стало меньше.)

— Верно. Значит, до того, как взяли 2 мяча, их было больше?

(Да.)

— На сколько больше? (На 2. Это нам известно из условия за дачи.)

— Значит, чтобы узнать, сколько мячей было вначале, нам надо к 3-м оставшимся мячам прибавить 2, которые взяли.

Далее воспитатель спрашивает, кто из детей мог бы сам придумать похожую задачу. Выслушивает 2—3-х желающих детей. Решение обсуждается вслух и выкладывается на доске кем-то из детей.

Затем воспитатель предлагает детям задачу на сообразительность. Выставляет друг под другом две абсолютно одинаковые полоски из картона длиной примерно 42 см. Одна из них разделена линиями на шесть равных частей. Воспитатель, обращая внимание детей на полоски, указывает на разделенную на части полоску, спрашивает: «Где больше таких частей? В этой или в той полоске?» Правильный ответ: поровну. Рассуждения детей: «Полоски одинаковые. Только в этой полоске части видны, а в другой не видны. Но их столько же». Если дети рассуждают по-другому и не находят правильного ответа, то воспитатель не торопит их, и не формулирует правильный ответ сам, а возвращается к этой задаче через несколько занятий.

Затем воспитатель проводит разминку:

Упражнения для языка:

«Часики» --губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счетдо 10.

Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.

«Трубочка» --рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза

А сейчас полетим в космос на ракете.

Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.

Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

Ор-ор-ор – завели мотор!

«Моторчик»-- губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.

Воспитатель раздает детям листы бумаги в крупную клетку и карандаши. Напоминает, как на прошлом занятии они рисовали определенный узор по клеткам. Говорит, что сегодня они повторят такое упражнение, только оно будет немного посложнее. Напоминает, чтобы узор получился правильным, надо очень внимательно слушать указания и выполнять действия точно так, как сказано. Педагог просит детей взять карандаш и в середине левого края листа поставить точку. (Ждет, когда все дети выполнят это действие.) Диктует: «От этой точки проведем линию на 2 клетки направо (пауза), затем на 2 клетки вверх (пауза), затем 2 клетки направо (пауза), еще 2 клетки вверх (пауза), еще 2 клетки направо (пауза). Далее 2 клетки вниз (пауза), 2 клетки направо (пауза), 2 клетки вниз (пауза) и 4 клетки направо. Передохнем и посмотрим, что у нас получилось». (Часто дети сравнивают получившееся изображение с пьедесталом для спортсменов.) «Дальше, — говорит воспитатель, — узор повторяется. Поставьте карандаш на то место, где закончилась линия. Продолжаем: 2 клетки вверх, 2 клетки направо, 2 клетки вверх, 2 клетки направо, 2 клетки вниз, 2 клетки направо, 2 клетки вниз и 4 клетки направо. Посмотрите, получилась вторая такая фигура. А дальше вы продолжите рисовать этот узор по клеткам до конца листа бумаги». В процессе самостоятельной работы помогаем тем детям, кому трудно соблюдать ритм узора.

Во второй половине дня проведите с детьми физкультурные упражнения.

Среда

КОНСТРУИРОВАНИЕ плоскостное из бумаги «Космодром»2

Задачи. Учить видеть в геометрических фигурах конкретные объ-екты действительности или их элементы; достраивать и преобразовы-вать «фоновую» картинку; конструировать из готовых деталей (кру-гов, овалов, квадратов, прямоугольников) изображения тематических объектов и объединять их в композицию «Космодром», используя средства комбинаторики.

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации на тему «Космос». Рулонный лист бумаги с фоновым изображением неба, линии горизонта, земли. Цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, простой и цветные карандаши, фломастеры; бумажные детали: овалы (2x4 см, 2x6, 2x8, 4x6, 4x8, 6x10), круги (2x2, 4x4, 6x6, 8x8), квадраты (4x4, 8x8), прямоугольники (2x4, 2x6, 2x8, 4x6, 4x8, 6x10) по 10-12 штук двух-трех цветов для каждого ребенка.

Эта работа может быть выполнена с использованием деталей игры «Танграм», в этом случае дети только выкладывают изображения, но не приклеивают их.

Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрациям и напоминает, что в последнее время они много говорили о Космосе, запуске ракет и космических ракетах.

Педагог предлагает всем вместе представить, как происходит за-пуск ракеты с космонавтами и изобразить — сконструировать картину о космосе из бумажных деталей — разных геометрических фигур — на большом листе бумаги.

Перед практической деятельностью воспитатель сначала помогает детям определить: кого они будут изображать — космонавтов, ученых, инженеров, космическую ракету); сколько космонавтов полетит в космос; сколько человек будет их провожать; будет ли на нашей картине стартовый комплекс; тренировочный центр для космонавтов; будут ли лаборатории для исследования лунного грунта и др. (желательно, что бы количество объектов соответствовало количеству детей группы).

Воспитатель так же помогает детям распределить весь объем работы между детьми, учитывая их желания и переключает их внимание на способы практической деятельности: показывает разные по величине и цвету кружки, овалы, прямоугольники, полоски и предлагает представить, а затем попробовать сконструировать из них «свой» объект на поверхности стола. В зависимости от конструируемого объекта дети выбирают детали определенного цвета, формы, величины, опробуя разные варианты его плоскостного изображения (ракурс, динамика, цветовое решение, учет отношений величины и др.). Оптимальный вариант изображения «своего» объекта или предмета дети получают в процессе экспериментирования с геометрическими фигурами путем практических проб. Педагог помогает детям советом.

Если у ребенка появляется потребность в деталях, которых нет, то педагог предлагает изготовить их самостоятельно. (На бумаге нужного цвета, сложенной несколько раз пополам или «гармошкой», сначала произвольно рисуется карандашом или обводится по контуру нужная фигура, затем вырезается фигура по карандашной линии.)

Воспитатель переключает внимание детей на фоновую композицию, расположенную на сдвинутых вместе столах (2—3). Рассматривается условное изображение неба и земли; уточняется, что сейчас изображено на нем и что получится в результате коллективной работы детей всей группы. Воспитатель объясняет, что каждый ребенок перенесет «свои» изображения (космонавтов, ракеты и др.) на определенное место. Получится красивая картина.

Каждый ребенок, завершив поиск оптимального варианта изображения «своего» объекта или предмета, переносит его на фон композиции.

Во второй половине дня можно провести.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Фантазеры»

(Рассказ Н. Носова)

Задачи. Помочь детям через содержание рассказа осознать отличия фантазии от лжи, дать почувствовать, что фантазии вызывают смех и веселье, а ложь — огорченье и неприятности. Обратить внимание детей на некоторые приемы комического: смешные ситуации, преувеличение, игру слов и пр. Развивать способность понимать юмор, фантазировать.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что хочет прочитать им веселый рассказ, который написал детский писатель Николай Носов. Называется он «Фанатазеры». Уточняет у детей: знают ли они, кого называют таким словом? Если дети не смогут дать ответ, не следует объяснять сразу, лучше вернуться к этому вопросу после чтения. Далее педагог читает рассказ.

После чтения воспитатель спрашивает детей:

— Понравился ли вам рассказ?

— Опишите Стасика и Мишутку — какими они вам представились?

— Почему писатель Носов назвал их фантазерами?

— А можно ли назвать фантазером Игоря, ведь он тоже все придумывал?

— Чем отличаются выдумки Игоря от выдумок Стасика и Ми- шутки?

Воспитатель выслушивает ответы и рассуждения детей, стараясь не давать прямых оценок, а, направляя мысль детей на правильный ответ через вопросы, или, спрашивая — все ли согласны с высказанным мнением, есть ли другие ответы. Основная задача педагога — подвести детей к мысли, что фантазии — это придумки того, чего не бывает на самом деле. От них нет вреда, а наоборот, возникает желание сочинить что-то еще более необычное, забавное, удивительное. А вот выдумку Стасика назвать фантазией нельзя, потому, что он ее «придумал» для того, чтобы обмануть маму. Из-за него напрасно наказали сестренку. Такой поступок называется обманом. Это считается нечестным, постыдным поступком.

Далее педагог возвращает внимание детей к фантазиям Стасика и Мишутки и определяет с детьми, почему фантазии мальчиков получались такими интересными, смешными. Она помогает детям выделить такие приемы фантазирования, как преувеличение и преуменьшение каких-то вещей, событий, явлений. Просит детей вспомнить те придумки мальчиков, в которых они что-то преувеличивали или преуменьшали.

Затем воспитатель предлагает детям тоже попробовать пофантазировать, придумать необычные, смешные истории про себя, например, «Как я летал в космос». Можно разыграть саму ситуацию рассказа, когда два друга как бы соревнуются в придумках. Желающие дети могут объединиться в пары и постараться «пересочинять» друг друга.

 Четверг

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Лунные оладьи»

Задачи. Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками. Учить передавать содержание сказки своими словами. Формировать умение составлять короткий текст-повествование — творческий рассказ. Поддерживать интерес к письменной речи.

Материал. Наборное полотно. Игрушки и соответствующие карточки к ним со словами: КУКЛА, КЛОУН, КУБИК, МАШИНА, ПЕТУХ, МЯЧИК, МАТРЁШКА, ЗОНТ, ПИРАМИДКА, СЛОН, МИШКА, САМОЛЁТ, а также карточки: УШАСТИК, • (точка), — (тире). Мягкие модули или небольшой столик.

Содержание занятия. Воспитатель выкладывает на панно предложение: МИШКА-УШАСТИК. Дети читают хором и парами, ведя пальчиками слева направо.

Воспитатель рассказывает детям, что про Мишку-Ушастика польский писатель Чеслав Янчаровский сочинил сказку1. И пересказывает содержание сказки своими словами: «Этот Мишка жил в магазине игрушек. В магазин приходили родители с детьми и покупали разные игрушки. Но Ушастика никто не замечал. Мишка был так огорчен, что у него даже одно ушко отвисло. По ночам игрушки сочиняли сказки. Отвисшее ушко помогало Мишке запоминать сказки. В одно ушко сказка влетала, а из другого, отвисшего, ушка вылететь уже не могла.

В это время у воспитателя на столе лежат карточки со словами — названиями игрушек, которые продавались в магазине: КУКЛА, КЛОУН, КУБИК, МАШИНА, МЯЧИК, МАТРЁШКА, ЗОНТ, ПИ-РАМИДКА, СЛОН, САМОЛЁТ, ПЕТУХ, МИШКА. Он предлагает детям выбрать карточку, найти в групповой комнате соответствующую игрушку и поставить ее в «витрину магазина» (на мягкий модуль или небольшой столик). Задание выполняется детьми по желанию попарно. В игре принимают участие все дети.

Затем воспитатель предлагает детям послушать сказку, которую сочинил Мишка-Ушастик. Пересказывает ее своими словами:

«В сказке говорится, что много-много лет назад на земле жили гномики. Гномики помогали людям в работе по дому: топили печь, убирали в доме, стирали и гладили. Но когда люди изобрели электричество, всю работу по дому стал делать электрический ток. Появились электроплиты, электрические утюги, холодильники, стиральные машины, которые обходились без помощи гномиков. И тогда гномики решили отправиться в космос. Они долго готовились: шили теплые скафандры, запасали продукты. В один прекрасный день гномики исчезли. Никто не видел, как стартовали они в космос. Говорили потом, что каждый гномик прицепился к мыльному пузырю, и так они поднялись в небо. Теперь гномики живут на одной из звезд».

После пересказа сказки воспитатель задает детям вопросы:

— Как можно назвать эту сказку?

Янчаровский Ч. Сказки Мишки-Ушастика. — Варшава: Наша Ксенгария, 1983.

—Знаете ли вы, кто такие гномы?

—Как гномы помогали людям в сказке?

—Почему у гномов не осталось никакой работы?

—Как гномы готовились к путешествию в космос?

—Куда исчезли гномы?

—Как они попали на далекую звезду?

Далее дети пытаются пересказать.Детям предлагают поделиться впечатлениями о том, что в сказке им больше всего понравилось.

Затем воспитатель предлагает детям пофантазировать: придумать, как гномики добрались до далекой звезды, что они видели по пути, кого встретили, как они стали жить-поживать на новом месте. Выслушивает желающих.

После этого педагог говорит, что гномики прислали письмо из космоса — они приглашают к себе в гости. Воспитатель достает конверт и зачитывает письмо: «Мы приготовили для детей лунные оладьи с сыром, для Ушастика мед с космических цветов, припасли миску молока с Млечного пути и голубой лунный салат! Целуем вас, до свидания — Гномики с далекой звезды.

Во второй половине дня можно поиграть с ребенком в музыкальные игры (игры можно взять на этом же сайте их выкладывает Мария Александровна Оглезнева).

Пятница

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Человек и космос»

Задачи. Познакомить детей со свойствами линз. Расширить их представления о планетах Солнечной системы, космических путе-шествиях, о работе человека в космосе.

Материал. Увеличительное стекло (лупа), бинокль. Картинки с изображениями подзорной трубы, космических ракет, космонавтов в скафандрах.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Олега Бундура, которое называется «Смотрю в пере-вернутый бинокль»:

Смотрю в бинокль: все вокруг Так незнакомо стало вдруг, Какой-то маленький диван, А я — как великан!

Чудных вещей полным-полно, Я обхожу весь дом: Вот дверь, вот стол, а вот окно И папа за окном.

Он машет издали рукой: - Иди сюда скорее! Стоит он маленький такой, Что я его жалею.

Воспитатель обсуждает с детьми, почему вдруг диван и папа стали маленькими, спрашивает их, знают ли они, что такое бинокль. Вспоминает, как они рассматривали через лупу камешки, шишки, листья и цветы растений, что происходило, когда смотрели на них через лупу (они становились больше). Делает вместе с детьми вывод, что лупа — это особое стекло, которое увеличивает предметы, делает их больше, часто ее так и называют — увеличительное стекло. Рассказывает детям, что в бинокле тоже есть такие увеличительные стекла, но если смотреть в бинокль с другой стороны, то эти стекла будут уже не увеличивать, а уменьшать. Подводит детей к выводу, что мальчик смотрел в бинокль с другой стороны, поэтому все предметы вокруг стали маленькими.

Воспитатель показывает детям увеличительное стекло (лупу), бинокль, предлагает рассмотреть через них странички в книге, спрашивает, как изменилось то, что они видят.

Педагог обсуждает с детьми, когда еще мы пользуемся увеличительными стеклами, объясняет, что такие стекла есть в очках, которые носят люди, в подзорной трубе (показывает иллюстрацию). Спрашивает детей, был ли кто-нибудь из них в планетарии, знают ли они, что такое телескоп. Рассказывает детям, что в телескопах, которые похожи на громадные подзорные трубы, стоят очень сильные увеличительные стекла, благодаря которым мы можем рассмотреть Луну, далекие звезды и планеты.

Воспитатель говорит детям, что люди всегда хотели знать, что находится в космосе. Они хотели не только увидеть, но и побывать там. И вот около ста лет назад русский ученый — Константин Эдуардович Циолковский — придумал, как сделать ракету, на которой можно полететь в космос. А потом в нашей стране эту ракету сконструировали. Сначала пассажирами ракеты были собаки — Белка и Стрелка, а почти пятьдесят лет назад в космос впервые полетел человек — Юрий Алексеевич Гагарин, наш соотечественник. Ракета доставила космический корабль в космос, и он облетел вокруг Земли. Сегодня россияне готовятся к полету на Марс, лететь до которого около 250 дней.

Воспитатель показывает и рассматривает с детьми изображение космонавта в скафандре, спрашивает, почему в космосе необходим скафандр. Вспоминает, что скафандр похож на костюм водолаза, что водолазный костюм защищает человека от холода, внутрь костюма подают воздух, чтобы можно было дышать. Рассказывает, что скафандр космонавта также защищает его от космической жары и холода, в скафандре есть радио для переговоров, а также запас воздуха, ведь в космосе воздуха нет, и человеку без скафандра нечем было бы дышать.

Педагог рассказывает детям, что первый полет в космос длился всего полтора часа, а сейчас космонавты проводят в космосе несколько месяцев. На орбите построена Международная космическая станция, на которой живут и работают космонавты из разных стран, говорящие друг с другом на русском и английском языках. Космические корабли привозят на станцию все необходимое для жизни и работы людей в космосе.

Воспитатель спрашивает, видел ли кто-нибудь из детей по телевизору репортаж с космической станции. Рассказывает, что жизнь космонавтов на станции совсем не похожа на жизнь людей на земле, потому что в космосе есть невесомость. Объясняет, что из-за невесомости космонавты не ходят по станции, а как будто переплывают с места на место, так же парят в воздухе и разные предметы, если они не прикреплены к полу, стенам или потолку станции. Еда космонавтов тоже совсем не похожа на обычную: ведь из-за невесомости ни суп, ни каша не удержатся на тарелке, а будут плавать в воздухе. Поэтому еду для космонавтов делают в специальных пакетах или тюбиках, и едят ее не вилками или ложками, а выдавливают прямо в рот.

Предлагает детям послушать отрывки из романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»' о необычных приключениях коротышек.

Зачитывает небольшой отрывок из главы третьей «Вверх дном», который начинается словами «Винтик и Шпунтик взялись за приготовление завтрака» и до слов «Здесь она собиралась в крупные и мелкие шарики, которые плавали в воздухе и тоже лезли Винтики и Шпунтику в рот, и в нос, и в глаза, и даже за шиворот, что тоже было не так уж приятно».

Затем педагог рассказывает о том, что космонавты на космической станции проводят разные исследования: они изучают, как растут растения в невесомости, наблюдают за звездами и планетами. Говорит детям, что многим людям хочется верить, что на других планетах тоже есть жизнь и пытаются представить себе, как могут выглядеть инопланетяне — жители других планет.

После занятия. Педагог может прочитать детям отрывки из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» или посмотреть мультфильм, снятый по этой сказке.

Затем проводится занятие лепка или аппликация (на ваш выбор)

ЛЕПКА «Пришельцы из космоса»

Задачи. Вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими или аппликативными средствами). Развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую ситуацию. Формировать познавательные интересы.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин разных цветов; проволока для каркасов; стеки; коробочки киндер-сюрпризов; баночки с крышками; трубочки для коктейля..

Содержание занятия. Педагог может вызвать интерес к занятию, зачитав и предложив расшифровать космическое послание.

Воспитатель напоминает детям о том, что на других планетах тоже могут жить другие живые существа. Предлагает им пофантазировать: «Кто они — эти живые существа? Какие? Похожи ли на нас? Где обитают? Можем ли мы когда-нибудь встретиться?»

Если возникают затруднения с придумыванием внешнего облика инопланетян, взрослый показывает несколько фантазийных фигурок, разных по содержанию и технике исполнения. Это могут быть и необыкновенное животное, в котором самым невероятным образом сочетаются особенности земных зверей, птиц, насекомых, рыб, моллюсков, и человекообразное существо с яркими деталями, не присущими человеку (крыльями, хоботом, длинными ушами и др.), и абстрактная фигурка, представляющая собой переплетение цветных форм или одну сложную пластическую форму.

Воспитатель демонстрирует варианты летающих тарелок (с полным или частичным показом техники). Одну из них можно изготовить из шара (круга) или полушара (полукруга), опоясанного кольцом. Воспитатель обращает внимание на то, что кольцо может находиться как по средней линии, так и ниже или выше: в зависимости от места прикрепления получается новая модель. Сообщает, что на летательных аппаратах обычно бывают круглые окошки-иллюминаторы, и предлагает сделать такие же на летающих тарелках. На пластилиновых летающих объектах дети делают углубления пальцем или карандашом, наносят отпечатки с помощью крышечек, прикрепляют пуговицу-иллюминатор и т. д. Более умелые дети, с хорошо развитой мелкой моторикой, раскатывают маленькие колбаски и выкладывают из них окошки округлой формы.

Дети пытаются самостоятельно изобрести средства передвижения инопланетян. Это могут быть всевозможные летающие тарелки, космические станции или аппараты, напоминающие по форме своих «пассажиров». Воспитатель предлагает подумать, как можно сделать открывающиеся летательные аппараты — такие по размеру и форме, чтобы в них могли разместиться сами пришельцы. В распоряжении детей находятся всевозможные материалы: коробочки киндер-сюрпризов, небольшие баночки с крышками, проволока для каркасов, коктейльные трубочки и другие бытовые мелочи. Все это позволяет расковать фантазию детей и стимулировать поиск интересных конструкторских решений.

В конце занятия воспитатель предлагает детям придумать имена пришельцам и названия летательных аппаратов.

АППЛИКАЦИЯ из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»

Задачи. Учить детей вырезать шести- и пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к передаче образа кометы состоящей из «головы» — звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Материалы, инструменты, оборудование. Фольга золотистая и сере-бристая, цветная и фактурная бумага, лоскутки ткани, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин; ножницы, клей, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, простые карандаши; схема из-готовления пятилучевой звезды; контурные схемы созвездий; листы бумаги черного или темно-фиолетового цвета.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня они будут делать звезды и кометы, показывает изображение кометы. Спрашивает детей, помнят ли они что это такое, как выглядит комета и каким образом ее можно изобразить. Дети рассуждают, предлагают варианты решений. Воспитатель обобщает и уточняет предложенные способы:

— У кометы есть «голова» и «хвост». «Голову» проще всего изобразить в виде круга или овала (это так называемое ядро), а хвост можно составить из кусочков или полосок рваной бумаги, т. к. он пушистый, длинный и немного напоминает дым. Можно пофантазировать и составить хвост кометы из разных материалов: лоскутков ткани, серпантина, фантиков, гофробумаги. А еще можно изобразить голову кометы в виде звезды, а хвост вырезать ажурно из нескольких лент и наложить их друг на друга, подобрав красивое цветосочетание.

Воспитатель предлагает детям научиться вырезать для «головы» кометы пятилучевую звезду. Воспитатель показывает способ вырезания шести- и пятилучевой звезды и выставляет схемы. Дети пробуют вырезать на черновых листочках. Воспитатель помогает детям освоить сложный способ, учит пользоваться схемой или технологической картой.

Дети составляют картины с кометами, «головы» которых стараются вырезать в виде пятилучевой звезды, а хвост исполняют фантазийно из разных материалов.

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: