VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Мировая художественная культура

Класс

ТЕМА: Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

ЦЕЛИ:

1) образовательная: знать про особенности новаторского театра 20 столетия (Б. Брехт), театра абсурда (Э. Ионеску). Знать имена и наиболее яркие произведения кинорежиссеров.

2) развивающая: учить оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства, в частностипринципы развития киноискусства, его воздействия на массового зрителя.

Формировать умение логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

3) воспитательная: формировать интерес к миру театра и кино, желание познавать.

ТИП УРОКА: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, фильм «Полная история кинематографа»

ПЛАН УРОКА:

1. Театр 20 века.

2. Театры Б.Брехта и Э.Ионеску

3. Кинематограф 20 столетия

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся:

Прием «Интеллектуальная разминка»

Дайте короткий ответ на вопросы:

  1. Автор рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» (Э.Л.Уэббер)
  2. О чём поётся в песне группы Битлз «Yesterday»?(о чувствах, о любви)
  3. Кого называют «королём рок-н-ролла»? (Э.Пресли)
  4. Что такое бит-группа? (молодёжные ансамбли в Англии начала 60х)
  5. Что представляет собой образ пьесы А.Онеггера «Пасифик 231»? (Паровоз)

Найдите правильные соотношения в парах:

И.С.Бах Опера «Дон Жуан»
В.А.Моцарт Кантата «Кармина Бурана»
Пол Маккартни Месса «Страсти по Матфею»
Карл Орф «Вчера»

Эпиграф к уроку:

Актер скользит с небес. Из люка возникает.

Весь выпачкан актер: он кровь свою теряет,

Затем, что каждый день он умирает вновь,

Теряя белую и золотую кровь…

И публика спешит уйти. В ней нет любви,

Одно желание – спастись от катастрофы…

А завтра снова день. Вставай, актер, живи!

А сердце подготовь для завтрашней Голгофы.

 ЖАН КОКТО

III. Постановка учебной задачи: Давно ли появился театр? Изменился ли его облик в 20 веке и если да, то почему?

Какие виды искусства повлияли на его развитие?

  Мотивация и целеполагание учебной и познавательной деятельности обучающихся:

 Читаем эпиграф к уроку. Что поможет нам найти ответы на поставленные вопросы? Обратимся к учебнику:

«XX век для театра – время кардинальных перемен»

(Учебник стр. 284-285)

(Целеполагание урока)

IV. Изучение нового материала.

Просмотр презентации (опережающие задания) и «опережающие» вопросы к учащимся:

1. Выскажите свое отношение к фразе Аристотеля «… человеческое страдание прекрасно…, ибо оно очищает» и его теории катарсиса?

КАТАРСИС - термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

2. В чем Б. Брехт противоречит Аристотелю?

(Бертольд Брехт и новаторский «эпический театр»)

3. Составьте фразы, которые не несут мысли.

4. Что значит обозначать «…ничего не говорящими словами вещи, о которых ничего нельзя сказать»?

(Эжен Ионеску и «театр абсурда» как антипод реалистической драмы)

5. Составьте диалог по принципу «замкнутого круга»

(Сэмюэль Беккет и его «антидрамы»)

Обобщение учителя к высказываниям учащихся.

Для большинства театральных деятелей, о которых мы говорили, театр – это не здание, не сцена, не сценарий и даже не актеры, а некое священнодействие, равнозначное жизни, неповторимое, длящееся всю жизнь.

Театр абсурда, театр жестокости, театр смерти, театр психодрамы ярко выразил поиски выхода из того духовного тупика, перед которым оказалось человечество в XX столетии.

V. Те же проблемы пыталось решить и киноискусство.

Постановка учебной задачи

- В чем взаимная дополняемость театрального искусства и искусства кино? Какие проблемы решали творцы в 20 веке?   

1. Сегодня очевидно, что киноискусство – это проявление нового художественного мышления, возникшего как результат инженерной мысли и средств выразительности всех существовавших ранее видов искусств, но прежде всего – театра. Впитав многовековой опыт лицедейства, кинематограф стал видом худ. культуры, существенно обогатив арсенал средств воздействия на массового зрителя.

Вспомним, как начиналось кино: (просмотр фильма «Полная история кинематографа»)

- Что вы можете рассказать о немом кино?

- Почему Чарли Чаплина считают великим актером – гуманистом?

- Когда «заговорил» «великий немой»?

2. Невозможно охватить все значительные произведения кино 20 века. Напомним лишь некоторые вехи его стремительного развития. Вспомните о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

VI. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Вопрос: Как вы понимаете выражение: Эжен Ионеско – зачинатель абсурдизма во французской драматургии.

Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием – нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы.

VII. Закрепление новых знаний и умений:

Правильно ли то, что основа новаторского, эпического театра» Бертольда Брехта – несовпадение фабулы пьесы и её сценического воплощения?

Объяснить трактовку «Трёхгрошовой оперы» Бертольда Брехта 1928г. (классический английский сюжет обретает ярко выраженные современные черты)

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Изменилось ли ваше представление о современном театре и кинематографе?

IX. Домашнее задание:   На выбор 1. Подготовить презентации о Ч. Чаплине, Л. Висконти, Ф Феллини, И. Бергмане, А. Куросава.

2. Сделать коллаж «Театр 20 века».

3. Дома подготовить: Творческая работа по вопросам учебника (стр. 298 1-в №№ 2,3; 2-в №№ 5,7)

4. Составьте кластер «Театр» или «Кинематограф»

5. Составить рассказ о любимых актерах зарубежного кинематографа.

 

 

Использованные информационные материалы:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11626107015984393511&text=Чарли%20Чаплин%20Танец%20булочек

Использованные печатные источники:

Мировая художественная культура. 11 класс, в 2-х частях, 1 часть МХК (учебник)./Л.А.Рапацкая, - М.- Гуманитар. изд., центр ВЛАДОС, 2014, --384 с.: ил.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: