Раздел 4. Дыхание растений

 

ЗАДАНИЕ 1

1. Дыхание как необходимое условие существования организма. Суть и физиологическое значение процесса дыхания.

2. Ферменты дыхания.

3. Назовите агротехнический прием, использование которого может способствовать накоплению биомассы кукурузы в период роста с прохладными ночами и низкой скоростью дыхания (ответ поясните).

 

ЗАДАНИЕ 2

1. Показатель интенсивности дыхания растений.

2. Гликолиз, его энергетика.

3. В чем состоит прямое и косвенное воздействие химических регуляторов роста на дыхание?

 

ЗАДАНИЕ 3

1. Анаэробное дыхание и его значение в жизни высших растений.

2. Строение, химический состав и функции митохондрии.

3. Как можно использовать разную температурную зависимость фотосинтеза и дыхания для эффективного выращивания овощных культур в защищенном грунте?

 

ЗАДАНИЕ 4

1. Влияние внешних условий на интенсивность дыхания.

2. Цикл Кребса. Энергетика процесса.

3. Расположите фотосинтез, дыхание и рост в порядке возрастания чувствительности к неблагоприятным факторам среды (ответ поясните).

ЗАДАНИЕ 5

1. Строение, свойства и функции митохондрий.

2. Окислительный пентозофосфатный цикл.

3. Какова роль этилена в климактерическом подъеме дыхания и при хранении плодов и овощей.

 

ЗАДАНИЕ 6

1. Электронно-транспортная цепь митохондрий.

2. Субстраты дыхания. Дыхательный коэффициент.

3. Химический анализ прорастающих в темноте семян вики показал, что за 30 дней содержание крахмала в семенах снизилось с 36 до 21 %, тогда как содержание растворимых углеводов (моносахаров) возросло за этот период всего лишь с 5 до 6 %. Как объяснить это несоответствие?

 

ЗАДАНИЕ 7

1. Генетическая связь дыхания и брожения.

2. Изменение дыхания в онтогенезе растений. Использование знаний о климактерическом подъеме дыхания у растений для хранения плодов и овощей.

3. Почему интенсивность дыхания клубней картофеля резко повышается при понижении температуры от 3 до -1 оС.

 

ЗАДАНИЕ 8

1. Связь между фотосинтезом и дыханием.

2. Экологические аспекты дыхания.

3. Зеленый лист на свету при температуре 25 оС интенсивно поглощал СО2, а при повышении температуры до 40 оС начал выделять углекислоту. Как объяснить отмеченное изменение газообмена листа?

 

ЗАДАНИЕ 9

1. Ферменты дыхания. Оксидоредуктазы. Цитохромы.

2. ЭТЦ митохондрий.

3. Проанализируйте, исходя из представлений о роли дыхания в продукционном процессе, две концепции: «низкое дыхание – высокая продуктивность» и «высокое дыхание – высокая продуктивность».

 

ЗАДАНИЕ 10

1. Гликолиз.

2. Роль дыхания в управлении продукционным процессом.

3. Сколько СО2 выделит 1 кг семян за 10 суток, если известно, что интенсивность дыхания этих семян равна 0,1 мг СО2 на 1 г сухого веса в час, а содержание воды в семенах – 37,5 %.

 

ЗАДАНИЕ 11

1. Определение и значение дыхания, изменение интенсивности дыхания в онтогенезе.

2. Прямое окисление сахаров.

3. Как объяснить разную величину дыхательного коэффициента прорастающих крахмалистых и маслянистых семян?

 

ЗАДАНИЕ 12

1. Генетическая связь между дыханием и брожением (по Костычеву).

2. Зависимость интенсивности дыхания от температуры; водоснабжения; количества дыхательного материала; содержания кислорода и углекислого газа в воздухе.

3. В свежих корнеплодах сахарной свеклы содержалось около 1 % редуцирующих (участвующих в ОВР) сахаров, а в подвядших - в 5 раз больше. Как это объяснить?

 

ЗАДАНИЕ 13

1. Дыхание больного растения. Роль дыхания в биосинтетических процессах.

2. Почему аэробное дыхание эффективнее анаэробного?

3. В сухих семенах клещевины почти нет крахмала, а в проростках, выращенных в темноте, это вещество содержится в заметных количествах. Каково происхождение этого крахмала?

 

ЗАДАНИЕ 14

1. Ферменты дыхания.

2. Химизм и функции гликолиза в клетке.

3. В чем сходны и чем отличаются друг от друга процесс фотосинтеза и процесс дыхания?

 

ЗАДАНИЕ 15

1. Механизм синтеза АТФ в процессе дыхания.

2. Эндогенные (внутренние) механизмы регуляции дыхания у растений.

3. Почему у растений в светлое и темное время суток температурный оптимум различен?

 

ЗАДАНИЕ 16

1. Какова роль фосфора в процессе дыхания?

2. Укажите, как связаны между собой ультраструктура и функции митохондрий.

3. Растительные масла в наибольшем количестве присутствуют в семенах, причем часто они находятся в зародыше. В чем преимущества такого их местонахождения с точки зрения энергетических нужд растения?

 

ЗАДАНИЕ 17

1. Цикл Кребса.

2. Способы регуляции дыхания: эффект Пастера.

3. Представьте себе, что вам предложили исследовать образец почвы с другой планеты, доставленный на Землю космическим кораблем. Требуется определить, существовала ли когда-нибудь на этой планете жизнь. Какие анализы вы считали бы необходимым провести?

ЗАДАНИЕ 18

1. ЭТЦ митохондрий.

2. Способы регуляции дыхания: дыхательный контроль.

3. Почему дыхание представляет собой не прямое окисление глюкозы, а процесс, состоящий из многих этапов?

 

ЗАДАНИЕ 19

1. Субстраты дыхания. Дыхательный коэффициент прорастающих семян.

2. Как влияют механические воздействия и повреждения растений на процесс дыхания?

3. Известно, что в период весеннего сокодвижения в пасоке древесных растений содержится много растворимыхсахаров. Каково их происхождение?

 

ЗАДАНИЕ 20

1. Гликолиз.

2. Методы учета дыхания.

3. 15 г почек выделили за 30 мин 3 мг СО2. Определите интенсивность дыхания в мг/г∙ч на сухую массу, если известно, что содержание воды в почках составляет 60 % к сырому весу.

 

РАЗДЕЛ 5. МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ

 

ЗАДАНИЕ 1

1. Физиологическая роль минерального питания в жизни растений.

2. Радиальное перемещение ионов в корне.

3. Какие функциональные расстройства наблюдаются при избыточном и несбалансированном минеральном питании растений?

 

ЗАДАНИЕ 2

1. Макро- и микроэлементы. Методы изучения потребности растений в минеральных веществах.

2. Влияние почвенных условий на поглощение элементов минерального питания.

3. В чем заключается структурная роль Са2+ и Мg2+ в клетке?

 

ЗАДАНИЕ 3

1. Принципы диагностики дефицита питательных элементов.

2. Ассимиляция нитратного азота.

3. На листьях какого яруса в первую очередь обнаруживаются симптомы недостатка фосфора и калия?

 

ЗАДАНИЕ 4

1. Микроэлементы: их физиологическая роль в жизни растений, признаки голодания. Подробная характеристика одного из микроэлементов.

2. Особенности питания растений в беспочвенной культуре (водная культура, субстратная культура, аэропонная культура).

3. Какова роль почвенной микрофлоры и микоризы в корневом питании растений?

 

ЗАДАНИЕ 5

1. Особенности корневой системы как органа поглощения минеральных веществ.

2. Физиологические основы применения удобрений.

3. Внесение удобрений под растения гороха, которые растут на почве с недостатком азота, может и не привести к существенному улучшению их роста. Почему?

 

ЗАДАНИЕ 6

1. Свойства почвы как среды минерального питания растений.

2. Причины накопления избыточных количество нитратов в растениях и пути их снижения в сельскохозяйственной продукции.

3. Растения пшеницы, выращиваемые в среде с дефицитом кремния, становятся высокочувствительными к поражению грибами и могут погибнуть вследствие заражения. Можете ли вы из этого заключить, что кремний является основным элементом для пшеницы? Объясните.

 

ЗАДАНИЕ 7

1. Физиологическая роль фосфора для растений.

2. Диагностика дефицита питательных элементов.

3. Большинство растений лучше растут при использовании нитратов в качестве источника азота, но некоторые, по-видимому, предпочитают ион аммония. Какое отношение имеет этот факт к агрохимическим показателям почв?

ЗАДАНИЕ 8

1. Механизм поступления минеральных веществ в клетки корня.

2. Какие макро- и микроэлементы способны к реутилизации?

3. Недостаток железа в почве вызывает хлороз ткани между жилками молодых листьев, тогда как недостаток азота обусловливает общее пожелтение старых листьев. Почему недостаток железа и азота влияет на ткани разного возраста?

 

ЗАДАНИЕ 9

1. Передвижение элементов минерального питания по растению.

2. Минеральное питание растений в онтогенезе.

3. Почва, богатая фосфатом кальция, в действительности поставляет слишком мало фосфора для оптимального роста растений. Объясните.

 

ЗАДАНИЕ 10

1. Зависимость поглощения минеральных веществ от почвенных условий.

2. Круговорот серы в биосфере. Доступные для растений формы серы. Физиологическая роль серы.

3. Болезнь «мелколистности» персика, которая, как известно, вызывается недостатком цинка, первоначально преодолевалась внесением в поле больших количеств сульфата железа. Объясните.

 

ЗАДАНИЕ 11

1. Азотное питание растений. Азотфиксирующие микроорганизмы и их значение в азотном питании растений.

2. Влияние внешних и внутренних факторов на минеральное питание.

3. Каким образом органическое вещество почвы способствует увеличению сельскохозяйственной продуктивности?

 

ЗАДАНИЕ 12

1. Выращивание растений на питательных растворах. Требования, предъявляемые к растворам.

2. Участие калия в обмене веществ. Физиологическая роль магния.

3. Почему обработка почв, занятых раньше травами, может вызвать эрозию, смыв почвы водой и ее снос ветром?

 

ЗАДАНИЕ 13

1. Причины подкисления почв в процессе жизнедеятельности растений. Почвенное утомление.

2. Доступные для растений формы азота. Участие азота в синтезе аминокислот.

3. В каких частях растения наблюдается более высокое содер­жание зольных элементов: в древесине или в листьях; в старых или в молодых листьях? Как объяснить эти различия?

 

ЗАДАНИЕ 14

1. Физиологическая роль кальция.

2. Пассивный и активный мембранный транспорт.

3. Пути пополнения почвенных запасов азота.

 

ЗАДАНИЕ 15

1. Механизм поступления элементов минерального питания в корень растений.

2. Значение калия в обмене веществ. Признаки недостатка калия у растений.

3. Какие листья обнаруживают более резко выраженные симпто­мы фосфорного голодания - верхние или нижние? С чем это связано?

 

ЗАДАНИЕ 16

1. Синтетическая роль корней.

2. Недостаточность минеральных элементов. Признаки минерального голодания у растений.

3. Что такое денитрификация? Какие природные условия благоприятствуют процессу денитрификации?

 

ЗАДАНИЕ 17

1. Особенности азотного питания бобовых растений.

2. Элементарный состав растений.

3. Выращивание растений без почвы. Гидропоника.

 

ЗАДАНИЕ 18

1. Микориза и ризосфера.

2. Признаки недостаточности элементов минерального питания в растении.

3. Физиологические основы применения удобрений.

 

ЗАДАНИЕ 19

1. Способы внесения удобрений. Микроудобрения.

2. В чем сущность апопластического и симпластического транспорта веществ в растении?

3. Каковы основные преимущества выращивания растений в субстратной культуре по сравнению с выращиванием в питательном растворе?

 

ЗАДАНИЕ 20

1. Неблагоприятное действие на растение избыточно высокого уровня минерального питания.

2. Субстратная культура. Ее преимущества.

3. Какова зависимость усвоения различных форм азота от рН среды?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: