Основные разделы философии

Особенности философских знаний

Выделяют 3 особенности философии в отличие от других наук, религии, искусства.

Рациональность (от лат. ratio – разум), т.е. обращенность к разуму, обоснованность разумом. (Путь к знанию религии – божественное откровение, в искусстве – творческая интуиция, художественное вдохновение, эмоциональное переживание, в философии как науке – разум)).

Категориальность, т.к. философские знания воплощаются категориях (от греч. kategoria – суждение, высказывание) –предельно общих понятиях, т.е. понятиях, содержащих наиболее емкие обобщения. Категории философии – бытие, материя, сознание, сущность, явление, развитие, человек, общество, природа, познание, истина, добро, зло и др.– заключают в себе представления о наиболее общих аспектах существования мира. (Категории биологии – наследственность, клетка, ген – область живой природы).

Системность, т.к. философские знания объединены в систему (от греч. sistema – целое, составленное из частей), т.е. в такую совокупность, все части которой взаимосвязаны. Философские системы – это философские учения, способные объяснить мир в целом, а также любую его часть. Крупнейшими философскими системами являются учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Маркса и Энгельса.

Философские методы

Каждая наука имеет собственный набор методов исследования. Метод (от греч. methodos – способ, путь) –это способ, или путь познания.

Суть общефилософского метода - философы выявляют наиболее общие стороны мироустройства и выражают их в предельно общих понятиях – категориях. Затем из этих понятий выстраивают систему, объясняющую мир в целом и способную объяснить мир в любой его частности. Для других наук философия выступает в качестве методологии – т.е. учения о способах познания.

Составная часть методологии – логика – созданное Аристотелем учение о законах рационального мышления, выражаемого в словах.

Обще логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия) лежат в основе как философских рассуждений, так и в основе построения теорий в других науках. Однако философия имеет дело не с реальными объектами, а с понятиями об этих объектах.

Основные разделы философии

Классическими разделами философии считаются:

·Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – слово, закон, учение, наука) – учение о сущем, учение о бытии.

·Гносеология (от греч. gnosis – познание) – учение о познании, или теория познания.

·Логика (от греч. logos – слово, понятие, мысль, закон, учение, наука) – наука о законах мышления.

·Этика (от греч. ethos–обычай, характер) – учение о нравственности, морали.

·Эстетика (от греч. aisthetikos – искусно чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного.

·История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.

«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ»

1. Античная философия

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – III

в. н.э.).

Раннеантичная философия Особенностью раннеантичной философии была неразделенность собственно философских знаний и научного знания вообще. Первые греческие философы-досократики Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др. были также и учеными естествоиспытателями, механиками, математиками и пр. Они олицетворяли собой мудрость как таковую. Пытаясь «уметь знать обо всем», древнейшие философы искали существенную первооснову всех явлений и процессов, так называемые «корни бытия» или «начала всех начал», на знании о которых надеялись выстроить всеобъемлющую картину мира. Так,

·Фалес считал началом мироздания воду,

·Анаксимен – воздух,

·Анаксимандр – «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество),

·Пифагор – число,

·Гераклит – божественный огонь (логос),

·Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу).

Классический период. Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских, космологических вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

ПЛАТОН:

·Платон является основателем объективно-идеалистической теории. Он утверждал, что подлинным бытием обладает не материальный мир – мир непостоянных, изменчивых вещей, а мир сознания – мир вечно и неизменно существующих идей.

·В рамках своего учения об идеях Платон создал учение о душе как идеальной сущности человека. Рождаясь, человек обретает материальное воплощение своей сущности – несовершенное, преходящее, смертное тело. Умирая, вновь возвращается в идеальный мир

·Единственное, что связывает земного человека с небесным миром – это познание, суть которого заключается в стремлении прозреть (или припомнить) идеальную сущность вещей

·В рамках своей идеалистической теории Платон разработал учение о добродетели, а также

создал теорию идеального государства.

АРИСТОТЕЛЬ:

·В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит много материалистических положений. Сущность вещей Аристотель находил не в небесном мире, а в самих вещах, хотя и считал, что форма – идеальное начало вещей – главенствует над их материальным содержанием. Причину мира он связывал с Богом как «формой всех форм», «неподвижным перводвигателем всего»

·Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. до н.э. Из-под его пера, вышло крупнейшее в античном мире систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура научного знания, введены в оборот многие категории, которыми наука пользуется до сих пор.

·Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, психологии, экономики, политической теории и ряда других наук.

Вместе с учением Платона наследие Аристотеля стало основой дальнейшего развития европейской философской мысли.

Философия эллинизма. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций. Основное внимание философов-эллинистов было сосредоточено на вопросах этики. Особенно ярко это проявилось в деятельности ведущих школ раннеэллинистического периода (IV – I вв. до н.э.) – киников, скептиков, стоиков, эпикурейцев.

КИНИКИ (Антисфен, Диоген)

·Школа киников, или циников, (от греч. kunikos – собака) проповедовала отказ от достижений цивилизации, образования, богатства, славы, наслаждений во имя достижения внутренней свободы и независимости

·Характерными чертами кинизма были пренебрежение общественными нормами и аскетизм.

(В современном мире цинизмом называют демонстративное пренебрежение правилами приличия, презрительное отношение к мнению окружающих).

СКЕПТИКИ. Школа скептиков (от греч. skepsis – сомнение) отрицала возможность существования надежного критерия истины. Крупнейшим представителем скептицизма был Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.)

·Пиррон учил, что единственно правильным способом отношения к вещам должно быть воздержание от категорических суждений об этих вещах. Неправильно говорить: «Это является горьким», следует сказать: «Это мне кажется горьким».

·Скептики учили, что философия должна не отыскивать абстрактные истины, а практически помогать человеку, освобождая его от излишних волнений. Наилучшим состоянием

человеческого духа скептики считали атараксию – спокойствие, невозмутимость. СТОИКИ. (Зенон)

Школа стоиков (Стоей назывался портик здания в Афинах, где собирались последователи этого учения) также проповедовала стремление к внутренней независимости, непоколебимости, покою

·Однако достижение этой цели стоики, в отличие от скептиков, видели не в отказе от поиска истины, а в умении жить согласно с природой, внешним миром, судьбой. Судьба, рок приобретают в учении Стои онтологический смысл. Средством достижения счастья, по мнению стоиков, является апатия – бесстрастие, безразличие, безучастность ко всему происходящему. Не стоит противиться обстоятельствам, учили стоики, судьба все равно «притащит» человека к предназначенной ему цели.

·Стоики призывали к аскетизму – крайнему воздержанию от чувственных благ. Согласно их учению, если мудрец не может упорядочить хаос своей внешней жизни, устранить из нее суету, он должен уйти из мира (путем принятия обета молчания, или отшельничества, или даже самоубийства).

ЭПИКУРЕЙЦЫ. Школа эпикурейцев, называвшаяся Сады Эпикура, представляет материалистическое направление в развитии античной философии.

·Основатель школы философ и врач Эпикур (341 – 270 до н.э.) исходил из принципа первичности материи им было развито учение Демокрита о физическом мире как совокупности атомов и пустот.

·Как материалист, Эпикур не признавал бессмертия души и на основе этого разработал свою жизнеутверждающую этику.

·Задача философа – научить людей быть счастливыми. Счастье заключается в удовлетворении желаний и отсутствии страданий, утверждал Эпикур. Для достижения счастья необходимо сокращать свои потребности, отказываясь от необдуманных стремлений, излишеств тела и духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: