В заданиях 11–13 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Запишите ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите номера выбранных ответов (без пробелов и других символов). В задании 15 выполните 4 подзадания 15.1–15.4: выбрав правильные ответы из числа предложенных, укажите их номера в таблице ответов.
11. Установите соответствие между устаревшими выражениями и их объяснениями.
Фраза | Значение |
1) «битва за урожай» | А) уйти на пенсию |
2) «достать дефицит» | B) в условиях экономического кризиса и дефицита товаров быть записанным одновременно в несколько очередей |
3) «выйти на заслуженный отдых» | C) купить товар, благодаря знакомству, связям, позволяющим в личных, корыстных интересах добиться чего-либо в обход существующих правил |
4) «полкило сыра в одни руки» | D) получить возможность приобрести редкие (уникальные) товары, выпущенные в ограниченном количестве |
5) «занять очередь в нескольких местах» | E) так говорят о товарах, которые появились на рынке неожиданно, внезапно |
6) «достать из-под полы» | F) напряжённая работа на полях в период уборки хлеба и других сельскохозяйственных культур; привлечение горожан на полевые работы |
7) «в магазин выкинули мясо» | G) продавать (покупать) недозволенный товар |
8) «взять по блату» | H) требование, которое частенько выдвигалось покупателями, стоявшими в очереди в магазине, или директорами магазинов, которые заботились о равноправии граждан и справедливом социалистическом перераспределении продукта |
|
|
12. Установите соответствие между названиями кинофильмов 2000-х годов и фамилиями режиссеров.
Название фильма | Режиссер |
1) «Груз 200» (2007 г.) | А) Андрей Кравчук |
2) «9 рота» (2005 г.) | B) Алексей Сидоров |
3) «Адмирал» (2008 г.) | C) Петр Буслов |
4) «Антикиллер» (2002 г.) | D) Федор Бондарчук |
5) «Бой с тенью» (2005 г.) | E) Егор Кончаловский |
6) «Бумер» (2003 г.) | F) Тимур Бекмамбетов |
7) «Монгол» (2007 г.) | G) Алексей Балабанов |
8) «Ночной дозор» (2004 г.) | H) Сергей Бодров |
13. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям).
Процессы (явления, события) | Факты |
1) органом законодательной власти становится Федеральное Собрание | А) строительство мечети Кул-Шариф в Казани |
2) создание основ рыночной экономики | B) укрупнение регионов |
3) возрождение религиозной жизни | C) обеспечение конвертируемости рубля |
4) развитие международного сотрудничества | D) финансовый кризис в России в августе 1998 г. |
5) развитие федеративных отношений в 2004–2008 гг. | E) принятие в 1993 г. Конституции РФ |
6) взаимоотношение России и стран СНГ в 1990-е гг. | F) создание ШОС |
7) обесценивание денежных сбережений населения | G) «парад суверенитетов» 1980–1990-х гг. |
8) провозглашение союзными республиками государственного суверенитета | H) урегулирование споров вокруг собственности бывших союзных республик |
|
|
В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).
14. Проанализируйте таблицу, в которой пропущен ряд элементов.
Название организации (аббревиатура) | Название организации (полное) | Цели создания |
(А) <…> | Единое экономическое пространство | (B) <…> |
БРИКС | (C) <…> | Решение финансовых, научно-технических, культурных, политических, а также экологических проблем, несмотря на развивающуюся экономику стран, а также решение вопросов по преодолению экономико-финансового кризиса, улучшение показателей уровня жизни людей и переход к использованию высоких технологий в производстве |
СНГ | Содружество Независимых Государств | (D) <…> |
(E) <…> | Европейский союз | (F) <…> |
ШОС | (G) <…> | Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка |
(H) <…> | Ассоциация государств Юго-Восточной Азии | Обеспечение стабильности и мира в регионе (в соответствии с принципами ООН); установление и поддержание взаимовыгодного сотрудничества с другими мировыми формациями; стимулирование социально-экономического и культурного развития стран-участниц |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов (для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента). Пропущенные элементы (номера) расположите в соответствии с буквами в алфавитном порядке:
1) содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу, создание пространства без внутренних границ; усиление экономического и социального взаимодействия; образование экономического и валютного союза и в перспективе единой валюты и т.д.
2) либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами
3) регулирование отношений сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР
4) EC
5) ЕЭП
6) Шанхайская организация сотрудничества
7) Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика
8) АСЕАН
В задании 15 выполните 4 подзадания 15.1–15.4: выбрав правильный ответ (правильные ответы) из числа предложенных, укажите его номер (их номера) в таблице ответов.
15. Рассмотрите изображение и выполните задания 15.1–15.4.
А.И. Солженицын | 15.1. Какие суждения о человеке, изображенном на портрете, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных: 1) А.И. Солженицын в течение ряда лет руководил писательскими организациями разного уровня 2) А.И. Солженицын – русский писатель, публицист, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии 3) Писатель был главным редактором журнала «Новый мир» 4) А.И. Солженицын – член Союза писателей 5) А.И. Солженицын был арестован, обвинен в измене Родине и выслан из страны |
15.2. Какие из представленных ниже произведений принадлежат перу А.И. Солженицына?
1) «Архипелаг Гулаг» 2) «Жизнь и судьба» 3) «Доктор Живаго» | 4) «Один день Ивана Денисовича» 5) «Прощание с Матёрой» |
15.3. Прочитайте фрагмент статьи А.И. Солженицына «Русский вопрос к концу ХХ века»:
«…Россия-то попала в разорванное состояние: 25 миллионов оказались «за границей», никуда не переезжая, оставаясь на отеческих и дедовских местах, 25 миллионов – самая крупная диаспора в мире; ни у кого такой нет, и мы – как мы смеем от нее отвернуться? Тем более что местные националисты … идут на притеснение и угнетение наших отколотых соотечественников…»
|
|
О каком событии говорит автор?
1) «Парад суверенитетов» 2) Распад СССР | 3) Образование СНГ 4) Политический кризис 1993 года |
15.4. В каком году была опубликована статья «Как нам обустроить Россию»?
1) 1990 г. | 2) 1989 г. | 3) 1993 г. | 4) 1991 г. |