Субъекты, участвующие в охране общественного порядка

 

По существу, все структуры территориальных ОВД РФ (в том числе образовательные вузы и ведомственные научно-исследовательские учреждения) обязаны функционировать в интересах совершенствования организации деятельности всех районных территориальных ОВД — строевых и иных подразделений полиции, участвующих (охраняющие) в охране общественного порядка и безопасности. Им следует концентрировать свое внимание на оказании теоретической и практической помощи их руководителям (подразделениям) в решении конкретных задач борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности — правопорядка на местах.

Безусловно, как никогда, актуальны вопросы правоприменительной деятельности сотрудников полиции территориальных ОВД и их профессиональная деятельность в период организации и ООП, в том числе в реализации названного выше Устава. Важной характеристикой профессиональной деятельности полиции сегодня является наличие умений и навыков по реализации действующих НПА и требований Президента РФ и министра внутренних дел России. К таковым следует отнести: (1) способность организовать работу коллектива (районного территориального ОВД); (2) направление деятельности определенных подразделений полиции в различных ситуациях; (3) вопросы внутреннего и внешнего взаимодействия подразделений полиции; (4) наличие у любого сотрудника полиции навыков умения обращаться с гражданами; (5) формирование личности — сотрудника полиции (ОВД) — правовая грамотность (сознание и служение отечеству); (6) соблюдение принципов этических норм (поведения) государственного служащего; (7) противостояние коррупции в свете требований указов Президента России; (8) уважительного отношения к гражданам (налогоплательщикам); (9) умение действовать во время несения службы по ООП в различных ситуациях (универсальность) и т.д.

В реальной практике перечисленные умения и навыки формируются у сотрудников младшего, среднего и старшего начсостава последовательно по мере служебной деятельности, т.е. в процессе непосредственного прохождения государственной службы в системе МВД России (полиции).

Нельзя не согласиться с тем, что от правильного понимания административно-юрисдикционных полномочий подразделений полиции ОВД на региональных и районных уровнях, от деятельности каждого сотрудника полиции (подразделений) зависит авторитет всей полиции перед участниками (субъектами) правоотношения. В настоящее время присутствуют проблемы организации в больших и малых подразделениях органов дознания ОВД и следствия, разрешения вопросов взаимодействия т.д.

Действительно, немаловажной проблемой в деятельности территориальных ОВД на современном этапе является организация работы сотрудников по ООП, борьбе с экстремизмом и организованной преступностью, а также противостоянию коррупции1. Эти и другие задачи перед сотрудниками ОВД РФ поставлены в указах Президента России.

Современная результативность служебной деятельности полиции (региональных и районных — строевых подразделений (рот, батальонов и полков), УУП, ПДН, ВОП, и др.) требует постоянного совершенствования. Руководители первичного звена — ОВД (полиции), обслуживающие муниципальные и иные территории, играют непосредственную роль в области обеспечения правопорядка и безопасности на местах — в городе, районе, сельских населенных пунктах и иных муниципальных преобразованиях, объектах, территориях.

Должностным лицам территориальных ОВД в целях обеспечения зашиты законных интересов граждан в процессе исполнения своих служебных обязанностей следует учесть и требования ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 г. № 76“, и прежде всего это касается сотрудников подразделений полиции дежурной части всех территориальных ОВД, изоляторов временного содержания. С учетом предъявляемых современных требований Президентом России к правоохранительным органам (полиции) о соблюдении законности и уважительного отношения к гражданам следует пересмотреть вопросы порядка взаимодействия с иными правоохранительными органами. В частности, с ФСИН России, судебными приставами, территориальными органами ФМС и МЧС России, органами наркоконтроля и ФСБ России и др. Так, если ранее вопросы наркоконтроля осуществлялись ОВД, то в настоящее время эти функции возложены на ФСНК России. В последующем издаваемые НПА в данной области распространяются по их исполнению и на ОВД[5]. Или же совершенствование деятельности территориальных органов МВД России должно выражаться не только в достижении улучшения общих показателей в области борьбы с преступностью, но и в повышении качества по исполнению госфункций и предоставлению госуслуг физическим и юридическим лицам. Для этого на уровне районных территориальных ОВД должно быть налажено совершенствование деятельности полиции по линейным (отраслевым) направлениям, которые непосредственно влияют на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории ОВД. Комплексный подход к управлению силами и средствами территориального ОВД способствует стройности по организации ООП и безопасности на любой муниципальной территории. И их следует разрешать в следующем порядке.

1. Сотрудники вневедомственной охраны полиции (ВОП) обязаны кроме обеспечения безопасности охраняемых объектов в зоне постов и маршрутов поддерживать общественный порядок и общественную безопасность; подразделение полиции по охране объектов (охрана объектов и периодическое их обследование, контроль за ведомственной охраной) обязано совершенствоваться в области обеспечения безопасности имущества, материальных ценностей.

2. Участковые уполномоченные полиции (УУП) должны направлять свою работу в тесном контакте с населением, проводить профилактическую работу, контролировать и поддерживать правопорядок на обслуживаемых ими административных участках.

3. Сотрудники УР должны осуществлять ОРМ (в том числе по вопросам коррупции), розыск лиц, совершивших уголовные преступления и скрывающихся от органов следствия, дознания и суда т.д.

4. Сотрудники ГИБДД обязаны проверять автотранспортные средства и перевозимые грузы, обеспечивать дорожную безопасность, проводить профилактическую (пропаганду) работу с участниками дорожного движения т.д.

5. Дежурная часть ОВД (ЦУН) должна вести регистрацию совершенных правонарушений на территории района, города, оперативно-грамотное управление силами и средствами и суточными нарядами (СОГ), контролировать наряды, осуществляющие ООП и обеспечивающие безопасность.

6. Инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) должны проводить тесную работу с детьми, образовательными учреждениями и семьями и т.д.

Перечисленные обстоятельства указывают на необходимость обязательного проведения исследования именно о деятельности районных территориальных органов МВД России. Изучение организационной работы, особенностей внутреннего и внешнего взаимодействия (подразделений полиции) подразделений ОВД направлено на совершенствование методики организации ООП и безопасности на обслуживаемых ими муниципальных территориях на современном этапе.

В условиях повышенного внимания к вопросам безопасности (терактов), защиты чести и достоинства граждан, борьбы с коррупцией во властных структурах страны к вопросам обеспечения безопасности должны ответственно подходить на всех уровнях. Несмотря на специфичную деятельность полиции, в системе МВД России эти вопросы разрешаются начиная с центрального аппарата МВД России. Они устанавливались, прежде всего, Президентом России и министром (аттестация, пересмотр задач МВД России и центрального аппарата, назначения и т.д.). На основе проведенного анализа действующих НПА мы видим государственный подход к вопросам организации ООП и обеспечения безопасности в стране ОВД РФ, а именно совершенствование деятельности центрального аппарата, т.е. самого ГУОООП МВД России.

Подтверждением вышесказанного является то, что приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 642 утверждены штатные расписания Главного управления по обеспечению ООП и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России. В последующем руководитель ГУОООП МВД России в целях выполнения требований Президента России и министра своим приказом от 23 августа 2011 г. № 18 утверждает положения о подразделениях Главного управления по обеспечению ООП и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России. Все эти и другие меры направлены также на совершенствования вопросов управленческой деятельности в области организации ООП и обеспечения безопасности на уровне всей страны. Ими явились издание приказов МВД России: от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне»1; от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[6] [7] и др.

Для воплощения в жизнь требований МВД России по вопросам обеспечения ООП полицией министром также предпринимаются определенные меры в пользу территориальных органов МВД России. Так, в целях исполнения ст. 32 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» издан приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников ОВД Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей возложенных на полицию»[8]. При этом руководители районного территориального органа МВД России (другие командиры, начальники) должны знать, что при привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

• поручать стажеру самостоятельное производство следственных (процессуальных) действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о ДТП, составление протоколов об административных правонарушениях;

• привлекать стажера к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав и свобод человека и гражданина;

• знакомить стажера с документами, содержащими сведения, составляющие гостайну;

• ношение и хранение огнестрельного оружия и спецсредств, за исключением средств индивидуальной защиты.

Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков, а стажеры — проверку знания НПА, регламентирующих деятельность полиции. Не прошедшие проверку сотрудники и стажеры к выполнению обязанностей не допускаются, а стажеры до привлечения к выполнению обязанностей проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника, в ходе которого изучают НПА, регламентирующие деятельность полиции.

Всемерное проведение различных исследований в области ООП и безопасности способствует развитию понятия о выполняемых ОВД (полицией) госфункциях по обеспечению правопорядка на местах, деятельности тех или иных подразделений полиции по соответствующим направлениям, взаимодействии территориальных ОВД с подразделениями (в/с) В В МВД России. Ныне весьма актуальны вопросы совершенствование вопросов взаимодействия полиции с общественными формированиями и гражданами, привлечения их для разрешения проблем ООП и безопасности. Кроме того, практическая деятельность ГУОООП МВД России в решении задач по организации и направлению деятельности определенных руководителей территориальных ОВД (подразделений полиции) по вопросам ООП и безопасности на местах должна находиться в центре внимания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: