Практическая работа №7 Тема: Специфика технического познания. Методы познания технических наук (2 часа)
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
знать:
- сущность процесса познания
Задание 1. Оформить таблицу «Многообразие методов познания», выделить методы познания технических наук, привести примеры.
Пример
| Методы познания | Примеры |
Задание 2. Раскрыть специфику технического познания. Объём текста 10 - 15 предложений.
Основные понятия
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Знание – информация, сведения о мире; проверенный практикой результат познания действительности; продукт материальной и духовной деятельности людей.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Наука – 1) специфический вид духовной деятельности, направленный на получение, систематизацию и проверку знаний о мире; 2) система знаний о мире, воспроизводящих существенные и закономерные стороны действительности в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов.
Метод (путь к чему-либо) – способ достижения определенной цели; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Методологи я (учение о методах) – система определенных принципов и способов, применяемых в той или иной сфере деятельности, а также учение об этой системе.
Краткое содержание лекции
Изначально техника развивалась без всякой науки, на основе обыденного познания, путем проб и ошибок. В древнем мире техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись и транслировались коллективным опытом племени.
Однако, чем сложнее становилась техника, тем настоятельнее возникала потребность в возникновении наук, обслуживающих технику. Вместе с развитием техники и технического знания возникает потребность и в подготовке квалифицированных специалистов, разбирающихся в технике, способных создавать и обслуживать технические устройства и сооружения – дороги, мосты, здания, фабрики, заводы, электростанции, пароходы и многое другое.
Такие специалисты ныне называются инженерами, именно их в первую очередь готовит и наша академия.
Первоначально словом «инженер» называли лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданского инженера появилось впервые в Голландии, где еще в XVI в. стали отделять строение мостов, дорог и т. п. от архитектуры в тесном смысле этого слова.
Система инженерного образования начала складываться в 18 веке. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.).
К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование, становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты.
В СССР технические вузы составляли около 1/3 от общего числа высших учебных заведений. Сегодня в России существуют десятки технических вузов, готовящие инженеров по самым разным специальностям для всех отраслей народного хозяйства.
Вместе с инженерным образованием развивались и множились технические науки. Сегодня по количеству специалистов и объёму исследований технические науки обогнали все остальные. К числу наиболее фундаментальных технических наук следует отнести прикладную механику, гидравлику, материаловедение, теплотехнику и термодинамику, теорию механизмов и машин, электротехнику.
Под техническим знанием, в широком смысле, понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.
Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное.
Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля.
Объектом изучения технических наук выступают, соответственно, различные технические устройства (машины) и сооружения, технологические процессы, связанные с их созданием, а также природные процессы, происходящие в этих устройствах.
Предметом технического знания выступают законы строения и функционирования технических устройств и сооружений, правила их создания и эксплуатации, а также законы взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств.
Задача технических наук состоит в построении идеальных моделей технических устройств.
Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем.
Можно выделить три основных особенности технического знания:
1. Конструктивно-проективный характер. Технические знания не только отражают реальность, но, прежде всего, разрабатывают способы её созидания.
2. Синтетичность. Любая техническая наука опирается на множество (несколько) естественных и математических наук. В отдельной технической дисциплине объединяются знания, заимствованные из различных естественных наук. Это связано с тем, что в любом сложном техническом устройстве происходит множество разнообразных естественных процессов, каждый из которых изучается отдельной естественной наукой.
3. Практичность. Технические науки значительно ближе к практике, чем естественные и математические науки. Поэтому их нередко ошибочно отождествляют с прикладным естествознанием.
В технических науках используется в основном те же методы, что и в естествознании: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, эксперимент, математизация и другие. Однако есть специфические методы технических наук, которые мы сейчас и отметим:
1. Комбинационно-синтезирующий метод. В процессе создания новой техники учёные осуществляют многократное комбинирование различных естественных законов, процессов и сил до тех пор, пока не будет найдена оптимальная их комбинация.
2. Метод приближённых вычислений.
3. Моделирование.
4. Метод проб и ошибок.
5. Метод идеализации связан с построением идеальных моделей технических устройств, характерным примером которых может служить, например, электрическая схема телевизора или электрооборудования автомобиля.
В заключении выделим основные этапы технического творчества:
1. Формирование проблемной ситуации.
2. Рождение и вынашивание новой технической идеи.
3. Разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схемы будущего технического объекта.
4. Конструирование.
5. Предметное воплощение изобретения.
Основные виды инженерно-технической деятельности:
1. Изобретательство – это создание объекта промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью.
2. Конструирование – этап создания продукции, предшествующий изготовлению.
3. Проектирование -- процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Выделяют такие виды проектирования, как архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое, а также проектирование человеко машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое и др.
ВЫВОДЫ
1. Под техническим знанием понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.
Литература
1.Губин, В. Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/918074
2. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.— Электрон. текстовые данные— М.: Дашков и К, 2015. — 612 c.— Режим доступа:
3. Горелов, Анатолий Алексеевич Основы философии [Текст]: учебник для студентов СПО / А. А. Горелов. - 16-е изд., стер. - Москва: Издательский центр "Академия", 2015. - 320 с.






