ТЕМА 16: Теория познания.
Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»
В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:
Образовательные потребности: Понимание значения и роли познания в современном мире.
Образовательные цели (результаты): Знать теорию познания.
Вы должны знать:
- Основные способы познания.
- Роль практики в процессе познания.
- Теорию истины.
- Особенности научного познания в современном мире.
Раздел 3. Основы общей философии.
Тема: Теория познания.
Вопросы:
1. Познание и его основные способы.
2. Практика как основа и цель познания.
3. Теория истины.
4. Научное познание и его особенности.
Познание и его основные способы.
Современная гносеология изучает:
• Природу человеческого познания;
• Условия его существования в культуре;
• Критерии истины;
• Форму, способы, закономерности достижения истинного знания.
|
|
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ГНОСЕОЛОГИИ – ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
По вопросу возможности познания в философии существует несколько направлений:
• Гносеологический оптимизм (мир познаваем, нужны лишь время и средства).
• Агностицизм (мир не познаваем, человек строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия).
• Гносеологический скептицизм (человек познаёт феноменальный, а не подлинный мир).
• Солипсизм (реально существую только «Я», всё остальное плод моей фантазии).
Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем.
Это является условием создания материальной и духовной культуры развития науки и техники.
Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности.
Объектом познания является мир или то, на что направлена познавательная активность субъекта.
В жизни человек выполняет два вида действий, связанных с познанием:
• Познаёт мир непосредственно (открывает нечто новое для себя либо для человечества).
• Познаёт мир через результаты познания других поколений (учителя, читает книги, смотрит фильмы).
Ступени познания.
1.Начальная ступень познания – это чувственное наглядное отображение мира с помощью ощущений и восприятий.
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета.
Восприятие – целостный образ предмета.
Представление – образ предмета, формирующийся в памяти.
II. Рациональная ступень познания – это логическое мышление, основанное на понятии, суждении, умозаключении.
|
|
Понятие – элементарная форма мысли, отображающая предмет в общих чертах.
Суждение – связи и отношения между предметами и их свойствами, это либо утверждение, либо отрицание чего-либо.
Умозаключение – процесс на основе которого из нескольких суждений получают новое суждение.
III. В познании большую роль играют эмоции и интуиция.
Эмоции – ценностное отношение к отображаемой действительности.
Интуиция – помогает найти «внезапное» решение, достижение истины без логических доказательств.
Познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой.
Практика как основа и цель познания.
Основной формой познания и критерием истины является ПРАКТИКА.
Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.
Практика – источник, основа, цель познания, а также критерий истины.
Человеческая деятельность делится на:
• Продуктивную (творческую).
• Репродуктивную (повторяющийся процесс воспроизводства).
Рутинную (однообразная деятельность).
Все виды деятельности присутствуют в любом труде, но лишь рутинная и репродуктивная деятельность человека постепенно заменяется роботизированными технологиями в условиях современного постиндустриального общества.
Творческая (продуктивная) деятельность – процесс возникновения качественнонечто новогои в первую очередь самого субъекта творчества, человека.
Развитие практики является стимулом развития познания.
Теория Истины.
Теория истины является ключевой в гносеологии.
Истина – это правильное, адекватное и идентичное отражение действительности в сознании человека, когда эта действительность отражается объективно, т.е. независимо от человека.
По степени полноты знания истина бывает:
Абсолютной – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Это знание не может быть опровергнуто в будущем (аксиома).
Относительной:
• Это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества;
• Это знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения:
• Устаревшие знания, требующие их замены новыми;
• Опровергнутые истины, превратившиеся в заблуждения.
Таким образом, ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека.
Научное познание и его особенности.
Наука – это:
• Деятельность по производству объективно-истинного знания;
• Систематизированное, достоверное, практически проверенное знание человека о мышлении, природе и обществе.
Наука – сложный социальный институт, включающий в себя:
- Производство нового знания.
- Доведение знаний до их практического использования.
- Подготовку научных кадров.
НТП (научно-технический прогресс)- это взаимосвязанное развитие науки, техники и технологий.
НТП выражается в двух формах: эволюционной и революционной (НТР).
В истории общества выделяют три НТР:
- Аграрная НТР – переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
- Промышленная НТР – отделение ремесла от сельского хозяйства.
- Современная НТР - СНТР, прошла два этапа:
А) 50 – 70-ые годы 20 века.
Б) 70 – 90-годы 20 века.
Для современной НТР характерно:
-Превращение науки в производительную силу.
-Освоение новых источников энергии (солнечной, ветряной, ядерной, плазменной, термальной, биоэнергии, гелеоэнергии, энергии океанов).
-Освоение космического пространства.
-Широкое внедрение компьютеров.
-Химизация, биологизация и автоматизация производства.
Для I этапа СНТР характерно:
- Освоение атомной энергии.
- Разработка и получение термоядерной энергии.
- Создание турбинно-реактивных самолётов.
- Разработка и производство автомобилей грузоподъёмностью 30-40 тонн с дизельным двигателем.
- Создание подводных лодок и пассажирских судов на подводных крыльях.
- Создание межконтинентальных космических носителей/ракет.
Для II этапа СНТР характерно:
|
|
- Переход от жёсткой автоматизации к гибкой (Трансформерное производство).
- Интеграция наук: образуются связующие, синтезирующие и проблемные науки.
- Компьютерная и коммуникационная революции.
- Меняется структура производства: одноотраслевые монополии превращаются в транснациональные корпорации (ТНК).
- Изменение в банковском деле: оно также приобретает транснациональный характер (мировые банки, валютные фонды).
- Начало процесса глобализации всех сторон жизни общества.
- Революция потребностей изменила качество жизни людей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ: Знания и Информатика становятся основным ресурсом современного мира, мира постиндустриального периода развития общества.
Наука и техника 21 века поставила перед человеком выбор: либо ты личность с развитыми способностями и используешь технику для достижения своих целей, либо ты сам функционируешь подобно техническому устройству.