Научное познание и его особенности

ТЕМА 16: Теория познания.

Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:

       Образовательные потребности: Понимание значения и роли познания в современном мире.

Образовательные цели (результаты): Знать теорию познания.     

Вы должны знать:

  1. Основные способы познания.
  2. Роль практики в процессе познания.
  3. Теорию истины.
  4. Особенности научного познания в современном мире.

 

Раздел 3. Основы общей философии.

Тема: Теория познания.

Вопросы:

1. Познание и его основные способы.

2. Практика как основа и цель познания.

3. Теория истины.

4. Научное познание и его особенности.

 

Познание и его основные способы.

Современная гносеология изучает:

• Природу человеческого познания;

• Условия его существования в культуре;

• Критерии истины;

• Форму, способы, закономерности достижения истинного знания.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ГНОСЕОЛОГИИ – ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

По вопросу возможности познания в философии существует несколько направлений:

• Гносеологический оптимизм (мир познаваем, нужны лишь время и средства).

• Агностицизм (мир не познаваем, человек строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия).

• Гносеологический скептицизм (человек познаёт феноменальный, а не подлинный мир).

• Солипсизм (реально существую только «Я», всё остальное плод моей фантазии).

  Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем.

Это является условием создания материальной и духовной культуры развития науки и техники.

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности.

Объектом познания является мир или то, на что направлена познавательная активность субъекта.

В жизни человек выполняет два вида действий, связанных с познанием:

•  Познаёт мир непосредственно (открывает нечто новое для себя либо для человечества).

• Познаёт мир через результаты познания других поколений (учителя, читает книги, смотрит фильмы).

Ступени познания.

1.Начальная ступень познания – это чувственное наглядное отображение мира с помощью ощущений и восприятий.

Ощущение отражение отдельных свойств предмета.

Восприятие – целостный образ предмета.

Представление – образ предмета, формирующийся в памяти.

II. Рациональная ступень познания – это логическое мышление, основанное на понятии, суждении, умозаключении.

Понятие элементарная форма мысли, отображающая предмет в общих чертах.

Суждение – связи и отношения между предметами и их свойствами, это либо утверждение, либо отрицание чего-либо.

Умозаключение – процесс на основе которого из нескольких суждений получают новое суждение.

III. В познании большую роль играют эмоции и интуиция.

Эмоции ценностное отношение к отображаемой действительности.

Интуиция – помогает найти «внезапное» решение, достижение истины без логических доказательств.

Познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой.

Практика как основа и цель познания.

Основной формой познания и критерием истины является ПРАКТИКА.

Практика конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Практика – источник, основа, цель познания, а также критерий истины.

Человеческая деятельность делится на:

Продуктивную (творческую).

• Репродуктивную (повторяющийся процесс воспроизводства).

Рутинную (однообразная деятельность).

Все виды деятельности присутствуют в любом труде, но лишь рутинная и репродуктивная деятельность человека постепенно заменяется роботизированными технологиями в условиях современного постиндустриального общества.

Творческая (продуктивная) деятельность – процесс возникновения качественнонечто новогои в первую очередь самого субъекта творчества, человека.

 Развитие практики является стимулом развития познания.

 

Теория Истины.

Теория истины является ключевой в гносеологии.

Истина – это правильное, адекватное и идентичное отражение действительности в сознании человека, когда эта действительность отражается объективно, т.е. независимо от человека.

По степени полноты знания истина бывает:

  Абсолютной – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Это знание не может быть опровергнуто в будущем (аксиома).

Относительной:

• Это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества;

• Это знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения:

•  Устаревшие знания, требующие их замены новыми;

•  Опровергнутые истины, превратившиеся в заблуждения.

Таким образом, ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека. 

 

Научное познание и его особенности.

Наука – это:

• Деятельность по производству объективно-истинного знания;

• Систематизированное, достоверное, практически проверенное знание человека о мышлении, природе и обществе.

Наука – сложный социальный институт, включающий в себя:

  1. Производство нового знания.
  2. Доведение знаний до их практического использования.
  3. Подготовку научных кадров.

НТП (научно-технический прогресс)- это взаимосвязанное развитие науки, техники и технологий.

НТП выражается в двух формах: эволюционной и революционной (НТР).

В истории общества выделяют три НТР:

  1. Аграрная НТР – переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.
  2. Промышленная НТР – отделение ремесла от сельского хозяйства.
  3.  Современная НТР - СНТР, прошла два этапа:

А) 50 – 70-ые годы 20 века.

Б) 70 – 90-годы 20 века.

Для современной НТР характерно:

-Превращение науки в производительную силу.

-Освоение новых источников энергии (солнечной, ветряной, ядерной, плазменной, термальной, биоэнергии, гелеоэнергии, энергии океанов).

-Освоение космического пространства.

-Широкое внедрение компьютеров.

-Химизация, биологизация и автоматизация производства.

Для I этапа СНТР характерно:

  1. Освоение атомной энергии.
  2. Разработка и получение термоядерной энергии.
  3. Создание турбинно-реактивных самолётов.
  4. Разработка и производство автомобилей грузоподъёмностью 30-40 тонн с дизельным двигателем.
  5. Создание подводных лодок и пассажирских судов на подводных крыльях.
  6. Создание межконтинентальных космических носителей/ракет.

Для II этапа СНТР характерно:

  1. Переход от жёсткой автоматизации к гибкой (Трансформерное производство).
  2. Интеграция наук: образуются связующие, синтезирующие и проблемные науки.
  3. Компьютерная и коммуникационная революции.
  4. Меняется структура производства: одноотраслевые монополии превращаются в транснациональные корпорации (ТНК).
  5. Изменение в банковском деле: оно также приобретает транснациональный характер (мировые банки, валютные фонды).
  6. Начало процесса глобализации всех сторон жизни общества.
  7.  Революция потребностей изменила качество жизни людей.

ТАКИМ ОБРАЗОМ: Знания и Информатика становятся основным ресурсом современного мира, мира постиндустриального периода развития общества.

Наука и техника 21 века поставила перед человеком выбор: либо ты личность с развитыми способностями и используешь технику для достижения своих целей, либо ты сам функционируешь подобно техническому устройству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: