Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие. Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.
Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта.
Наиболее результативным оказывается общение, когда:
· у человека высокая потребность во взаимодействии;
· люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
· неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными; в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.
Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.
|
|
Стили взаимодействия
Наименование | Особенность |
Ритуальный | Состоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме |
Манипулятивный | Заключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели |
Гуманистический | В основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности |
В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело.
Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:
1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.
Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.
Основные виды интеракции
Виды взаимодействия | Описание |
Кооперация | Определяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству. Кооперации присущи такие черты деятельности: • распределение процесса между всеми участниками; • изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей. Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении. |
Конкуренция | Выражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров. |
|
|
Разновидностью конкуренции является продуктивная конкуренция, которая не приводит к конфликту, а обеспечивает единоборство, состязательность. Различают три степени продуктивной конкуренции:
· Соревнование – проигравший занимает более низкое место в рейтинге (спорт)
· Соперничество – победитель безусловно выигрывает, партнерство нарушается, возникают элементы конфликта
· Конфронтация – со стороны каждого участника взаимодействия возникает намерение нанести другому вред, соперники превращаются во врагов, ситуация может перерасти в конфликт (Конфликт иногда рассматривают как особую форму взаимодействия, при которой психологический антагонизм участников взаимодействия выливается в действия, направленные против друг друга).
Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации — когда новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.
Для того чтобы общение (взаимодействие) было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:
1. равенство психологических позиций участников независимо от их социального статуса;
2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
3. равенство в психологической взаимоподдержке.
Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность. Тема конфликтов у нас с вами будет через пару занятий, поэтому затрагивать КОНФЛИКТЫ не будем.