Что влияет на результат интерактивного общения

 Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие. Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта.

Наиболее результативным оказывается общение, когда:

· у человека высокая потребность во взаимодействии;

· люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;

· неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными; в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

 

 

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.


Стили взаимодействия

Наименование Особенность
Ритуальный Состоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
Манипулятивный Заключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
Гуманистический В основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

 

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело.

 

Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;

2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;

3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

 

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

 


Основные виды интеракции

Виды взаимодействия Описание
Кооперация Определяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству. Кооперации присущи такие черты деятельности: • распределение процесса между всеми участниками; • изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей. Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении.
Конкуренция Выражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

 

Разновидностью конкуренции является продуктивная конкуренция, которая не приводит к конфликту, а обеспечивает единоборство, состязательность. Различают три степени продуктивной конкуренции:

· Соревнование – проигравший занимает более низкое место в рейтинге (спорт)

· Соперничество – победитель безусловно выигрывает, партнерство нарушается, возникают элементы конфликта

· Конфронтация – со стороны каждого участника взаимодействия возникает намерение нанести другому вред, соперники превращаются во врагов, ситуация может перерасти в конфликт (Конфликт иногда рассматривают как особую форму взаимодействия, при которой психологический антагонизм участников взаимодействия выливается в действия, направленные против друг друга).

 

 

Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации — когда новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.

 

Для того чтобы общение (взаимодействие) было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

 

1. равенство психологических позиций участников независимо от их социального статуса;

2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3. равенство в психологической взаимоподдержке.

 

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность. Тема конфликтов у нас с вами будет через пару занятий, поэтому затрагивать КОНФЛИКТЫ не будем.

 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: