О системности в работе психолога

Предупреждение ошибок в работе начинающих педагогов-психологов.

Фигура педагога-психолога является значимой для жизнедеятельности всей школы и каждого отдельного члена педагогического коллектива. Этим обстоятельством объясняются высокие требования к его личностным качествам, профессиональной компетентности и позиции в коллективе. Сохранить объективную принципиальную позицию, не допускающую манипулирования людьми, можно только при строгом соблюдении научного подхода.

Существуют определенные требования к личностным и профессиональным качествам психолога. В различных литературных источниках авторами отмечаются необходимые индивидуальные качества педагога-психолога. Это: целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, способность к рефлексии, внимательность, забота, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, гибкость и нестандартность мышления, вера в успех, мотивация профессионального самосовершенствования и продуктивного задействования творческого потенциала, критичность мышления и оценки труда, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности.

Необходимыми в работе являются психологическая устойчивость, решительность, воля в исполнении профессиональных обязанностей, способность аналитически мыслить, проницательность, объективность, высокая эрудиция, требовательность к себе, работоспособность, эмпатия, любовь к людям.

Педагог-психолог должен также обладать определенным набором профессиональных качеств, среди которых можно отметить компетентность, заинтересованность профессией, способность моделировать, координировать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни, наличие четкой позиции при формировании решения, постоянная включенность в принятие решений, мобильная и профессиональная творческая активность.

Психолог в учреждениях образования должен одновременно быть заботливым руководителем, авторитетом, а также доверительным товарищем. Успешность труда педагога-психолога зависит от сформированности у него психологической позиции, важнейшей особенностью которой выступает рефлексивность, направленность сознания на свое собственное содержание. Педагог-психолог должен знать и законодательные акты в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования и правам ребенка.

Необходимо иметь знания по естественнонаучным основам психологии; общей, возрастной, педагогической, социальной, сравнительной, дифференциальной, клинической психологии, психофизиологии и психологии труда; методологии и методам психологии, математической обработке данных, экспериментальной психологии; общей психодиагностике, диагностике и коррекции личности, индивидуальной и групповой психотерапии; правилам и нормам труда. Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога основа успешности его труда.

Педагог-психолог выступает носителем психологических знаний, при этом очень важно не преступить черту чисто профессиональных полномочий и не превратиться в поучающего всезнайку, что, естественно, может вызвать раздражение педагогического коллектива.

Если взять такой вид деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение, то здесь профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, доступным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, а конкретных, технологичных про грамм психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.

Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса может проводиться лишь в исключительных случаях. Часто администрация школы, учителя и родители обращаются к психологу с просьбой срочно заняться подростком, у которого трудные отношения с взрослыми и который, что естественно в этой ситуации, не имеет ни малейшего желания общаться с еще одним представителем взрослых - психологом. Формирование событий в таком случае не приводит ни к чему хорошему. Психолог должен сначала подготовить почву для общения с подростком, что бывает часто очень сложно.

Педагогу-психологу не следует проявлять излишнюю подозрительность, видя за каждым нарушением поведения, странностью эмоциональной реакции, неуспеваемостью повод для обращения к медикам. Серьезным основанием для такого обращения могут служить случаи, когда расстройства носят множественный характер, касаются разных сторон психической жизни ребенка и наблюдаются на протяжении достаточно длительного периода, или когда единичное расстройство носит ярко выраженный патологический характер.

В работе с трудными детьми психолог должен знать пределы своей профессиональной компетенции, так как проблема перевоспитания таких школьников может решена только в широком социальном аспекте. Профессиональная работа психолога с трудно воспитуемыми детьми не должна подменять собой педагогическую работу с ними.

О системности в работе психолога.

Для того, чтобы деятельность психологической службы в школе соответствовала потребностям практики, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы школы как педагогической системы, необходимо строить работу на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований педагогического процесса.

Принципы:

l. принцип целостности. Психологическая служба должна быть ориентирована на vчебное заведение как на систему. Работой должно быть охвачено не менее 70% учащихся. Только при такой установке деятельности психологической службы заметны и влияют на функционирование школы как целостного организма.

2.принцип профессиональной педагогической активности. Педагог должен вести активную работу по осуществлению всех рекомендаций психолога. Таким образом, необходимо тесное психолого-педагогическое сотрудничество, так как педагог ежедневно контактирует с учащимися и в ходе общения влияет на личностные особенности учеников.

3. Принцип взаимодействия. Деятельность психолога, учителей, администрации построена не просто на взаимодействии, а на взаимодействии их всех в качестве элементов подсистемы «психологическая служба». Оно должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, фокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

4. Принцип достаточной ограниченности. Этот принцип касается выбора психодиагностиских методик и создания целостной инвариантой системы методов изучения личности учащегося. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс­диагностику, то есть такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях. Вместе с тем, созданная система методик должна быть и достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащегося: 1) психических процессов; 2) эмоциональной сферы; 3) личностных свойств; 4) мотивации.

М.Р. Битянова (1998) отмечает особенности позиции педагога-психолога в отношении со школьниками. Позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, но он не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Поэтому недопустимо ведение психологом каких-либо предметов. Позиция психолога должна обеспечивать его доступность для общения со школьником, формировать у школьника уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета. Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы педагога-психолога. Не всегда то, что приходится делать с психологом - смешно и интересно, но это еще важно и полезно. Психологическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, она также должна стать необходимой для самих детей, не теряя по возможности своей эмоциональной привлекательности.

В межличностных отношениях с педагогическим коллективом психологу необходимо сохранить некоторую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей. Педколлектив - это своеобразная система по своему составу (преобладание женщин) и по содержанию отношений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, педагогу-психологу необходимо остаться на профессиональной позиции сохранить свой авторитет право на независимую экспертную оценку. Не просто поддерживать дружеские и деловые отношения и не переходить некоторой эмоциональной границы. Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями и администрацией всегда способствует оптимизации контактов с учащимися, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в кредите доверия педагогами либо какой-то другой категорией, будет нормально работать с остальными. Ведь школа сложный социальный организм. Поэтому анализ ошибок в деятельности педагога-психолога позволяет предвидеть различные трудности в его профессиональной деятельности. Многие из этих трудностей имеют психологический характер, и они могут стать предметом специального изучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: