Основные структурные компоненты сознания

Структура сознания

Структурность сознания в значительной мере имеет достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Но, при всей условности, можно выделить такие три элемента:

Знания.

Это главный компонент, ядро сознания, способ её существования. Знание — это понимание человеком действительности, отображение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек способен «охватить», осознать всё то, что её окружает и составляет предмет познания. Знание обусловливает такие свойства сознания, как возможность через предметную деятельность целенаправленно «творить мир», предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом нужд человека.

Эмоции.

Человек познает окружающий мир не с холодным безразличием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, восторга или возмущения. Он переживает то, что отображает. Эмоции стимулируют или притормаживают осознание индивидуумом реальных явлений действительности. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства, например, любовь, которые формируются в последствии связей особи с существенными общественными и экзистенциальными ценностями. Эти чувства характеризируются предметным содержанием, постоянством, независимостью от ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания человека и выполняет функцию основ деятельности.

Воля.

Воля — это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизировать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, решение задач, которые требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и преград. Изготовление орудий человеком — первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели, а без адекватной цели — нет воли.

Воля — это осознанные стремления и побуждение к действию. Но для человека характерны и несознательные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция остается от животных.

 

Стоит также подчеркнуть еще один элемент структуры сознания — мышление.

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивидуума, который характеризуется обобщением и опоссредованным отображением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отображение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается, не чувствуется и не слышится. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. При помощи мышления мы совершаем переход от внешнего и внутреннего, вот явления до сущности вещей и процессов.

К структуре сознания также принадлежат внимание и память.

Внимание — это форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и концентрации на конкретных объектах.

Память — это психический процесс, который состоит в закреплении, сохранении и воссоздании в мозгу индивидуума его прошлого опыта. Основными элементами памяти есть: запоминание, сохранение, воссоздание и забывание.

 

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя, как самобытности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать, на их основе, в осознанные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря — это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, целей, действий, моральных свойств и т.д. При помощи самосознания человек реализует отношение к самому себе, совершает собственную самооценку, как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек — самооценивающее существо, которое без этого характеризирующего действия не смогло бы определить себя и найти свое место в мире.

Понимание человеком своего внутреннего мира, её способность к самоконтролю, приходят не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в большой мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным условием тут выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их результаты.

Теория познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: