Известны две противопоставляемые друг другу точки зрения.
1. В соответствии с первой акцент делается на том, что самосознание является высшей ступенью развития сознания и в соответствии с этим сознание есть нечто целое, в структуре которого самосознание определяется как существенный, но частный аспект. В данной позиции объединяются весьма разнородные взгляды на природу сознания, и говорить о единодушии по вопросу соотнесения категорий "сознание" и "самосознание" можно только условно. Преобладающее в психиатрических работах представление о самосознании как части сознания, таким образом, обусловлено утверждением в теоретическом и практическом обиходе только одной из возможных конкретно научных точек зрения. Самосознание здесь полностью детерминировано сознанием.
2. Другая точка зрения по поводу соотношения сознания и самосознания в отечественной психологии восходит к исследованиям И.М.Сеченова (1947), Д.И.Дубровского (1971) и др. Здесь утверждается, что самосознание является необходимой стороной каждого сознательного акта. " Самосознание больше сознания... самосознание есть нечто целое, а сознание - его "часть ", аспект, момент, и это положение хорошо иллюстрируется в рассмотрении измененных состояний сознания" (Черносвитов, Курашов, 1987, с.89).
Рубинштейн:
Не сознание развивается из самосознания, личностного "я", а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом.
Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями.
Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего "я" сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.
И. И. Чеснокова:
Вопрос о соотношении сознания и самосознания, с одной стороны, самосознания и личности — с другой, для советской психологии принципиально решен.
Самосознание — это особая форма сознания, которая, так же как и сознание, имеет отражательную природу.
Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и в своих переживаниях выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противополагая себя ему, осознает себя как личность, свой внутренний мир и соответственно со своими индивидуальными особенностями, сформировавшимися в процессе жизни, относится и к самому себе.
Самосознание не есть самостоятельный вид сознания. Оно — то же сознание, только с измененной направленностью.
Сознание ориентировано на весь объективный мир; объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.
В самосознании личность выступает в качестве и субъекта и объекта познания. Сознание и самосознание имеют свою специфику, но разделить их можно только в абстракции.
В любом процессе сознания присутствует и самосознание в специфической своей форме — в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к моему Я. Процессы самосознания могут осуществляться только на основе явлений сознания.