План
1. Задачи, формы и методы финансового контроля
Вопрос 1. Задачи, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов с использованием специфических форм и методов его организации.
Цель финансового контроля – обеспечение единой денежной и финансовой политики, законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов в собственность, защита финансовых интересов, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.
Задачи финансового контроля:
1. обеспечение правильности формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов.
2. проверка состояния, целевого и эффективного использования государственных финансовых ресурсов и местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности.
3. правильное сведение бухгалтерского учета и достоверность отчетности.
|
|
4. контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.
Существует следующая классификация видов финансового контроля:
1. по времени проведения
2. по субъектам контроля
3. по сфере финансовой деятельности
4. по форме проведения
5. по методам проведения
по субъектам контроля подразделяется на государственный и не государственный.
Государственный:
- президентский
- представительных органов власти
- исполнительных органов власти
- финансово-кредитный контроль
- ведомственный
негосударственный контроль – либо внутрихозяйственный либо аудиторский.
Центральный банк
Служба налогов и сборов – контроль за своевременностью и полнотой сборов.
Таможенный комитет
Таможенный комитет по финансовому мониторингу.
Формы проведения контроля – инициативная и обязательная.
Инициативная – проводится по инициативе проверяемого лица.
Обязательная – по закону.
Классификация по методу контроля:
1. проверка – на основе отчетной документации и расходных документов, в ходе которой рассматриваются отдельные вопросы деятельности предприятий и организаций и намечаются мероприятия по устранению ошибок.
2. обследование – более масштабный метод контроля, связан с поверкой не только экономических показателей, но и социальных и оценка перспективы его развития.
3. надзор – связан с проверкой деятельности экономических субъектов осуществляющих свою деятельность на условиях лицензирования и осуществляется специальными уполномоченными органами.
|
|
4. анализ финансового состояния – предполагает детальное изучение периодической и годовой отчетности с целью проведения оценки финансовой деятельности предприятий и организаций.
5. мониторинг – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием.
6. ревизия – проверка правильности финансовой и бухгалтерской документации и соответствия материальных ценностей учетным данным.
Текущий контроль, осуществляемый в течение финансового года, является основным видом парламентского бюджетного контроля. На уровне законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления он осуществляется при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. На уровне контрольно-счетных органов, создаваемых законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления, текущий контроль заключается в проведении в течение всего финансового года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, например, Счетная палата РФ проводит мероприятия:
- на основе анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участников бюджетного процесса;
- путем компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России и Банком России копий первичных платежных документов, на основании которых велись операции со средствами федерального бюджета;
- на основе иной обязательной финансовой отчетности, предоставляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными проводить операции со средствами федерального бюджета;
- в виде обобщения результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручениям палат Федерального Собрания и по инициативе самой Счетной палаты РФ;
- методом выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
- с помощью экспертных оценок.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.
Наиболее распространенной формой бюджетного контроля является ревизия (проверка). Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Ревизии (проверки), проводимые органами бюджетного контроля, могут быть классифицированы по различным признакам, однако наибольшее практическое значение имеет характер проверяемого материала и методы ревизии. В рамках данной классификации ревизии (проверки) подразделяются на документальные и фактические. В ходе проведения документальной ревизии (проверки) в качестве источника информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля выступает финансовая отчетность и документация.
Основными методами документального контроля являются:
1. формальная и счетная проверка документов, предполагающая проверку правильности заполнения бланков и регистров учета, наличие всех необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов;
2. встречная проверка документов или записей, осуществляемая путем сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в проверяемой организации, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся как в проверяемой организации, так и в организациях, с которыми проверяемая находится в хозяйственной связи;
|
|
3. юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций:
- нормативная проверка, в рамках которой осуществляется контроль за правильностью применения нормативов, установленных органами государственной власти и местного самоуправления в отношении отдельных финансово-хозяйственных операций;
- экономико-математические методы, применяемые в бюджетном контроле, преимущественно при разработке проектов бюджетов, а также при установлении степени влияния тех или иных факторов на хозяйственные процессы в бюджетном секторе экономики.
Фактическая ревизия (проверка) представляет собой контрольное мероприятие, основанное на исследовании фактических данных об имущественных объектах, финансовых обязательствах, выполненных работах и оказанных услугах. Конкретными методами проведения фактических ревизий (проверок) являются:
1. инвентаризация, представляющая собой сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также проверку полноты отражения в учете всех обязательств;
2. экспертная оценка специально приглашенными специалистами объема и качества выполненных работ и оказанных услуг;
3. визуальное наблюдение, осуществляемое путем обследования производственных и складских помещений, а также путем проведения контрольных замеров временных показателей изучаемых процессов.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.
Анализ является одним из важных инструментов осуществления бюджетного контроля как на уровне конкретного бюджетополучателя, так и на уровне бюджета в целом. В первом случае анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также организации финансово-хозяйственной деятельности на проверяемом объекте (учреждении, организации). Анализ бюджетных показателей проводится на всех этапах бюджетного процесса. Его целью является получение сведений об обоснованности, структуре, динамике, а также иных количественных и качественных параметрах бюджетных показателей.
|
|
Аудит эффективности представляет собой достаточно новую для Российской Федерации форму бюджетного контроля, заключающуюся в проверке деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования.
На протяжении последних десяти лет разработкой данного направления контрольной деятельности в Российской Федерации занимается Счетная палата РФ. В 2004 г. ею были подготовлены
Методические рекомендации по проведению аудита эффективности, согласно которым Счетная палата РФ проводит проверку:
1. экономности использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;
2. продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;
3. результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.
Действующая на момент подготовки этого учебника редакция БК РФ не содержит правового регулирования аудита эффективности. В настоящее время единственным положением, затрагивающим данный вид деятельности, является ст. 270.1 БК РФ, устанавливающая право органов исполнительной власти (органов местной администрации) создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). В их полномочия входят разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовка и организация осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Данное положение не ограничивает возможности контрольно-счетных органов по проведению аудита эффективности, но вместе с тем вносит достаточную неопределенность в распределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного контроля.