Вопрос 1. Задачи, формы и методы финансового контроля

План

1. Задачи, формы и методы финансового контроля

 

Вопрос 1. Задачи, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности хозяйствующих субъектов с использованием специфических форм и методов его организации.

Цель финансового контроля – обеспечение единой денежной и финансовой политики, законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов в собственность, защита финансовых интересов, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Задачи финансового контроля:

1. обеспечение правильности формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов.

2. проверка состояния, целевого и эффективного использования государственных финансовых ресурсов и местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности.

3. правильное сведение бухгалтерского учета и достоверность отчетности.

4. контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

Существует следующая классификация видов финансового контроля:

1. по времени проведения

2. по субъектам контроля

3. по сфере финансовой деятельности

4. по форме проведения

5. по методам проведения

по субъектам контроля подразделяется на государственный и не государственный.

Государственный:

- президентский

- представительных органов власти

- исполнительных органов власти

- финансово-кредитный контроль

- ведомственный

негосударственный контроль – либо внутрихозяйственный либо аудиторский.

Центральный банк

Служба налогов и сборов – контроль за своевременностью и полнотой сборов.

Таможенный комитет

Таможенный комитет по финансовому мониторингу.

Формы проведения контроля – инициативная и обязательная.

Инициативная – проводится по инициативе проверяемого лица.

Обязательная – по закону.

Классификация по методу контроля:

1. проверка – на основе отчетной документации и расходных документов, в ходе которой рассматриваются отдельные вопросы деятельности предприятий и организаций и намечаются мероприятия по устранению ошибок.

2. обследование – более масштабный метод контроля, связан с поверкой не только экономических показателей, но и социальных и оценка перспективы его развития.

3. надзор – связан с проверкой деятельности экономических субъектов осуществляющих свою деятельность на условиях лицензирования и осуществляется специальными уполномоченными органами.

4. анализ финансового состояния – предполагает детальное изучение периодической и годовой отчетности с целью проведения оценки финансовой деятельности предприятий и организаций.

5. мониторинг – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием.

6. ревизия – проверка правильности финансовой и бухгалтерской документации и соответствия материальных ценностей учетным данным.

Текущий контроль, осуществляемый в течение финансового года, является основным видом парламентского бюджетного контроля. На уровне законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления он осуществляется при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. На уровне контрольно-счетных органов, создаваемых законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления, текущий контроль заключается в проведении в течение всего финансового года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, например, Счетная палата РФ проводит мероприятия:

- на основе анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участников бюджетного процесса;

- путем компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России и Банком России копий первичных платежных документов, на основании которых велись операции со средствами федерального бюджета;

- на основе иной обязательной финансовой отчетности, предоставляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными проводить операции со средствами федерального бюджета;

- в виде обобщения результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручениям палат Федерального Собрания и по инициативе самой Счетной палаты РФ;

- методом выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

- с помощью экспертных оценок.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Наиболее распространенной формой бюджетного контроля является ревизия (проверка). Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Ревизии (проверки), проводимые органами бюджетного контроля, могут быть классифицированы по различным признакам, однако наибольшее практическое значение имеет характер проверяемого материала и методы ревизии. В рамках данной классификации ревизии (проверки) подразделяются на документальные и фактические. В ходе проведения документальной ревизии (проверки) в качестве источника информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля выступает финансовая отчетность и документация.

Основными методами документального контроля являются:

1. формальная и счетная проверка документов, предполагающая проверку правильности заполнения бланков и регистров учета, наличие всех необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов;

2. встречная проверка документов или записей, осуществляемая путем сличения данных, отраженных в документах и записях, имеющихся в проверяемой организации, с данными второго экземпляра этих документов или с записями в других взаимосвязанных документах, находящихся как в проверяемой организации, так и в организациях, с которыми проверяемая находится в хозяйственной связи;

3. юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций:

- нормативная проверка, в рамках которой осуществляется контроль за правильностью применения нормативов, установленных органами государственной власти и местного самоуправления в отношении отдельных финансово-хозяйственных операций;

- экономико-математические методы, применяемые в бюджетном контроле, преимущественно при разработке проектов бюджетов, а также при установлении степени влияния тех или иных факторов на хозяйственные процессы в бюджетном секторе экономики.

Фактическая ревизия (проверка) представляет собой контрольное мероприятие, основанное на исследовании фактических данных об имущественных объектах, финансовых обязательствах, выполненных работах и оказанных услугах. Конкретными методами проведения фактических ревизий (проверок) являются:

1. инвентаризация, представляющая собой сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также проверку полноты отражения в учете всех обязательств;

2. экспертная оценка специально приглашенными специалистами объема и качества выполненных работ и оказанных услуг;

3. визуальное наблюдение, осуществляемое путем обследования производственных и складских помещений, а также путем проведения контрольных замеров временных показателей изучаемых процессов.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.

Анализ является одним из важных инструментов осуществления бюджетного контроля как на уровне конкретного бюджетополучателя, так и на уровне бюджета в целом. В первом случае анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также организации финансово-хозяйственной деятельности на проверяемом объекте (учреждении, организации). Анализ бюджетных показателей проводится на всех этапах бюджетного процесса. Его целью является получение сведений об обоснованности, структуре, динамике, а также иных количественных и качественных параметрах бюджетных показателей.

Аудит эффективности представляет собой достаточно новую для Российской Федерации форму бюджетного контроля, заключающуюся в проверке деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования.

На протяжении последних десяти лет разработкой данного направления контрольной деятельности в Российской Федерации занимается Счетная палата РФ. В 2004 г. ею были подготовлены

Методические рекомендации по проведению аудита эффективности, согласно которым Счетная палата РФ проводит проверку:

1. экономности использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

2. продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

3. результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

Действующая на момент подготовки этого учебника редакция БК РФ не содержит правового регулирования аудита эффективности. В настоящее время единственным положением, затрагивающим данный вид деятельности, является ст. 270.1 БК РФ, устанавливающая право органов исполнительной власти (органов местной администрации) создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). В их полномочия входят разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовка и организация осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Данное положение не ограничивает возможности контрольно-счетных органов по проведению аудита эффективности, но вместе с тем вносит достаточную неопределенность в распределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного контроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: