Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова

Конспект урока литературы

 Дата 08.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «М.А. Шолохов. Судьба, личность, творчество»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: дать представление о личности М. А. Шолохова и значении его произведений;  выявить особенности ранних рассказов писателя, почувствовать остроту социальных и человеческих конфликтов, нашедших отражение в его произведениях.

Используемая литература:

 

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеоурок 11 кл. Видеоурок. Михаил Шолохов. Биография. https:// yandex.ru/ video/ preview/ Дата обращения 07.04.2020.

2.Документальный фильм «Михаил Шолохов» / Острова / Телеканал Культура https:// www. youtube.com/channel/UCik7... Дата обращения 07.04.2020.

3.Адрес истории. На родине Михаила Шолохова TY Губерния https:// www. youtube. com/watch? Дата обращения 07.04.2020.

 

4.Литература 11 класс Урок№41 - «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». https://www.youtube.com/watch? Дата обращения 07.04.2020.

Презентации:

Михаил Александрович Шолохов. Судьба, личность, творчество».

Гражданская война в «Донских рассказах» М.А. Шолохова».

Ход урока

  Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям

                                                         стать лучше, чище душой, пробуждали любовь

                                                    к человеку (стремление активно бороться за  идеалы

 гуманизма и прогресса человечества).

 Если это удалось в какой - то мере, я счастлив.

М.А. Шолохов.

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

 

 

Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося  писателя и общественного деятеля.


М. А. Шолохов (1905(3?) — 1984), академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии (1965).
— «Нахаленок» (1925);
— «Донские рассказы» (1926);
— «Тихий Дон»(1—2 книги — 1928, 3-я книга — 1929-32, 4-я книга — 1937-40), Государственная премия;
— «Поднятая целина» (1-я книга 1932, 2 книга — 1959-60), Ленинская премия;
— «Они сражались за Родину» (1943-44);
— «Судьба человека» (1957).

Список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Однако жизнь — и частная и литературная — окутана некой тайной.

 

Цель нашего урока:: познакомиться с творчеством М.А. Шолохова, выявить особенности ранних рассказов писателя, почувствовать остроту социальных и человеческих конфликтов, нашедших отражение в его произведениях.

 

 

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.










Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

 

1.Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова.

2.«Донские рассказы» М.А. Шолохова:

2.1.Анализ рассказа «Родинка»

2.2.Анализ рассказа «Чужая кровь»

Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова.

  Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец ХV века) и систематически прослеживается с середины ХVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине ХIХ века.

 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей.

   В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

 

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

 

М.А. Шолохов — гимназист (справа).

 В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы»(1925) и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью», -  писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

 

М.А. Шолохов с друзьями каргинцами. Фото 1925.

 

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с  А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

 В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции. Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

 

В 1934 году в печати появились первые главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовали его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из одной из сталинских речей о «громадном значении обработки целины».   Сам Шолохов по поводу этого исправления пишет своему наставнику Е.Г. Левицкой: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название ажник самого иногда мутит. Досадно.»
В многочисленных интервью писатель обещал скорейшее появление продолжения. Но его не последовало. Вместо романа в апреле 1933 года М. Шолохов обратился к И.В. Сталину с письмом о «пытках, избиениях и надругательствах», которым партийные функционеры подвергали колхозников во время хлебозаготовок. На Дон была послана комиссия ЦК. Многие из арестованных и даже приговоренных к расстрелу были освобождены, на Дон пришли эшелоны с семенами и продовольствием.
Великую Отечественную войну Шолохов воспринял как и все русские люди. С первых дней он — военный корреспондент «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт.  В очерках Шолохова — снова и снова горячий разговор о ненависти к фашистам, любви к Родине, к своему народу.

 Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: