Методики определения работоспоссобности

№ п/п Учебные задания Конкретизация заданий
1.   Проведение коректурной пробы вначале занятия По предложенным преподавателем тестам корректурной пробы определить скорость прорабытываемой информации в бит\с по формуле Хатриджа:   Где: S – скорость прорабатываемой информации (бит\сек), N - число просмотренных знаков в таблице, n - число пропусков и ошибок,Т – время просмотра таблицы.    
2.   Исследование мышечной работоспособности Для определения физической силы испытуемый дважды с максимальным напря- жением сжимает динамометр, Наибольшее значение принимают за исходное.        При определении выносливости устанавливают время (в сек), в течение которо- го испытуемый удерживает пружину динамометра на уровне 0.5 своей максимальной  силы, до полной невозможности продолжать усилие этой интенсивности (на электри- ческом динамометре).          
3.   Исследование работоспособности методом отыскивания чисел Отмечается время, за которое исследуемый назы- вает и показывает все числа, напечатанные в таблице, содержащей 49 чисел (от 1 до  25 и от 24 до1) изображенных разным цветом.    
4. Проведение тремометрии Проводится тремометром. Частота дрожательных движений в секунду 8-12 колебаний -частая, 5-8 -средняя, 3-5 медленная.
5. Изменение работоспособности хронометражным методом. Выявляет изменения работоспособности. Увеличение времени,  затраченного на операцию свидетельствует об утомлении.  В гигиене и физиологии труда используютфотографию рабочего дня и детальный выборочный хронометраж. Использование хронометража для изучения влияния трудового процесса на состояние организма и работоспособность выявляет: продолжительность отдельных операций,соотношение времени, затрачиваемого на выполнение основных и вспомагательных  операций, загруженность рабочего дня, производительность труда,  ее изменение в течение дня. На основе анализа материалов и сопоставления с данными физиологических методов исследования обсновываются рекомендации по рациональному построе- нию рабочего дня, изменению ритма работы.    
6. Словесный (ассоциативный) эксперимент               Словесный (ассоциативный) эксперимент        Метод чаще применяется при оценке умственного труда (лекторы, дикторы, преподаватели). Метод позволяет оценить функциональное состояние анализаторов второй сигнальной системы (речевого, рече-слухового, рече- двигательного). Цель исследования: определение быстроты возникновения в коре головного мозга ассоциативной связи между образами различных предметов и понятий. Быстрота этих связей зависит от функционального состояния ЦНС и в первую очередь от степени утомления.        Принцип метода заключается в том, что испытуемому предлагается от 10 до 30 слов (имена существительные) с промежутком 10-20 сек. Испытуемый должен на каждое слово ответить любым связанным с предложенным по смыслу. Например, стол - высокий, шапка - меховая и т.д. Исследователь фиксирует в секундах величину скрытого периода (время от момента, когда было названо слово и ответом испытуемого) и количество ошибок, допущенных в ответе (ответ не связан по смыслу). Исследования проводят несколько раз в течение рабочего дня, результаты сравнивают.                
7. Определение устойчивости внимания        Изменение внимания в процессе труда также связано с рядом причин и, прежде всего, утомления. Испытуемому с помощью специального прибора демонстрируют за определенное время последовательно ряд фигур, окрашенных в разные цвета (кружочки разного цвета). Испытуемому предлагается посчитать в уме, сколько было таких фигур. При подсчете он не должен пользоваться карандашом. Исследования проводятся несколько раз в течение рабочего дня, результаты анализируются. Увеличение количества ошибок говорит о наступающем утомлении.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: