№ п/п
| Учебные задания
| Конкретизация заданий
|
1.
| Проведение коректурной пробы вначале занятия
| По предложенным преподавателем тестам корректурной
пробы определить скорость прорабытываемой информации
в бит\с по формуле Хатриджа:
Где: S – скорость прорабатываемой информации (бит\сек),
N - число просмотренных знаков в таблице,
n - число пропусков и ошибок,Т – время просмотра таблицы.
|
2.
| Исследование мышечной работоспособности
| Для определения физической силы испытуемый дважды с
максимальным напря-
жением сжимает динамометр, Наибольшее значение принимают
за исходное.
При определении выносливости устанавливают время
(в сек), в течение которо-
го испытуемый удерживает пружину динамометра на уровне
0.5 своей максимальной
силы, до полной невозможности продолжать усилие этой
интенсивности (на электри-
ческом динамометре).
|
3.
| Исследование работоспособности методом отыскивания чисел
| Отмечается время, за которое исследуемый назы-
вает и показывает все числа, напечатанные в таблице,
содержащей 49 чисел (от 1 до
25 и от 24 до1) изображенных разным цветом.
|
4.
| Проведение тремометрии
| Проводится тремометром. Частота дрожательных движений в
секунду 8-12 колебаний -частая, 5-8 -средняя, 3-5 медленная.
|
5.
| Изменение работоспособности хронометражным методом.
| Выявляет изменения работоспособности. Увеличение времени,
затраченного на операцию свидетельствует об утомлении.
В гигиене и физиологии труда используютфотографию рабочего
дня и детальный выборочный хронометраж.
Использование хронометража для изучения влияния трудового
процесса на состояние организма и работоспособность выявляет:
продолжительность отдельных операций,соотношение времени,
затрачиваемого на выполнение основных и вспомагательных
операций, загруженность рабочего дня, производительность труда,
ее изменение в течение дня. На основе анализа материалов и
сопоставления с данными физиологических методов исследования
обсновываются рекомендации по рациональному построе-
нию рабочего дня, изменению ритма работы.
|
6.
| Словесный (ассоциативный) эксперимент
| Словесный (ассоциативный) эксперимент
Метод чаще применяется при оценке умственного
труда (лекторы, дикторы, преподаватели). Метод позволяет
оценить функциональное состояние анализаторов второй
сигнальной системы (речевого, рече-слухового, рече-
двигательного). Цель исследования: определение быстроты
возникновения в коре головного мозга ассоциативной связи
между образами различных предметов и понятий. Быстрота
этих связей зависит от функционального состояния ЦНС и в
первую очередь от степени утомления.
Принцип метода заключается в том, что испытуемому
предлагается от 10 до 30 слов (имена существительные)
с промежутком 10-20 сек. Испытуемый должен на каждое слово
ответить любым связанным с предложенным по смыслу.
Например, стол - высокий, шапка - меховая и т.д.
Исследователь фиксирует в секундах величину скрытого
периода (время от момента, когда было названо слово и
ответом испытуемого) и количество ошибок, допущенных
в ответе (ответ не связан по смыслу). Исследования проводят
несколько раз в течение рабочего дня, результаты сравнивают.
|
7.
| Определение устойчивости внимания
|
Изменение внимания в процессе труда также связано с рядом
причин и, прежде всего, утомления. Испытуемому с помощью
специального прибора демонстрируют за определенное время
последовательно ряд фигур, окрашенных в разные цвета (кружочки
разного цвета). Испытуемому предлагается посчитать в уме,
сколько было таких фигур. При подсчете он не должен
пользоваться карандашом. Исследования проводятся несколько раз
в течение рабочего дня, результаты анализируются. Увеличение
количества ошибок говорит о наступающем утомлении.
|