Раздел 1 Электрические цепи постоянного тока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для самостоятельной работы

студентов 3 курса специальности

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

По дисциплине

оп.03. «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»

 

 

Преподаватель

____________Е.И.Костенко

 

 

Донецк

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы по нормативной дисциплине ОП.03 «Электротехника и электроника» составлена в соответствии с отраслевым стандартом подготовки младших специалистов по специальности 5.07010602 «Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей».

  «Электротехника и электроника» обеспечивает одновременно подготовку младших специалистов отрасли знаний 0701 «транспорт и транспортная инфраструктура» и обеспечивает предоставление полного общего среднего образования для студентов колледжа, обучающихся на основе базового общего среднего образования.

Предметом изучения дисциплины является понимание характера работы электрических приборов в аналоговых и цифровых устройствах, опираясь на физические принципы функционирования и анализа схемных и математических моделей.

Программа учебная состоит с 5 разделов

1. Электрические цепи постоянного тока.

2. Электрические цепи переменного тока.

3. Электрические машины постоянного и переменного тока.

4. Электронные, газоразрядные и полупроводниковые приборы.

5. Электронные выпрямители, усилители, генераторы.

Целью изучения учебной дисциплины является формирование знаний, умений и навыков использования электронных приборов в аналоговых и цифровых устройствах, опираясь на физические принципы функционирования и анализа схемных и математических моделей.

Основными задачами изучения дисциплины есть:

1) освоение студентами общей методики построения схемных и математических моделей электронных устройств;

2) ознакомление студентов с основными свойствами типовых электрических цепей при характерных внешних воздействиях;

3) выработки практических навыков аналитического и экспериментального исследования основных процессов, имеющих место в электрических цепях;

4) ознакомление с физическими явлениями в полупроводниковых и иных структурах и их использованием для создания электронных приборов;

5) представление о сравнительных характеристиках электронных приборов с точки зрения их практического применения в электронных устройствах;

6) продемонстрировать в общей постановке и на конкретных примерах основные виды электронных устройств, обеспечивающих функционирование компьютерной техники.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать:

ü современные методы анализа и основы синтеза линейных электрических цепей с сосредоточенными параметрами;

ü основные физические характеристики электронных приборов и методы их математического описания;

ü основы схемотехники аналоговых электронных устройств и методы их анализа;

ü основы схемотехники цифровых электронных устройств;

ü принцип действия и основы схемотехники устройств для генерирования сигналов;
принцип действия и основы схемотехники устройств вторичного электропитания РЭА.

Уметь:

ü устанавливать взаимосвязь между физическими характеристиками элементов электронных устройств и их математическими моделями;

ü проводить анализ преобразования сигналов в электронных устройствах;

ü осуществлять синтез простейших электрических цепей с заданными характеристиками.

Программа изучения дисциплины предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции (теоретические занятия), лабораторные работы, самостоятельная работа студентов. Учебное время, отведенное для самостоятельной работы студента, регламентируется рабочей программой. Самостоятельная работа студента должна обеспечиваться учебно - методическими пособиями, конспектом лекций преподавателя и соответствующей литературой.

Курс построен таким образом, что в аудитории выполняются лабораторные работы. При выполнении которых необходимо знание тем вынесенных на самостоятельное изучение.

При подготовке темы следует обратить внимание на вопросы самоконтроля - они помогут понять и хорошо усвоить материал.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, используются во время проведения лекционных занятий, при выполнении контрольных работ и при защите лабораторных работ.



Ориентировочный тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

всего

в том числе

Л С. п лаб. инд. с.р.
1 2 3 4 5 6 7

І семестр

Раздел 1 Электрические цепи постоянного тока

1.1. Электрическое поле 2         2
1.2 Электрические цепи постоянного тока. 12 2   6   4
1.3. Электромагнетизм 8     2   6
1.4. Электрические измерения. 6     2   4

Раздел 2 Электрические цепи переменного тока.

2.1. Однофазные электрические цепи переменного тока. 6 2   2   2
2.2. Трехфазные электрические цепи. 8 2   2   4

Раздел 3 Электрические машины постоянного и переменного тока.

3.1. Трансформаторы. 8 2   2   4
3.2 Электрические машины переменного тока. 12 2   2   8
3.3. Электрические машины постоянного тока. 12 6   2   4

Раздел 4 Электронные, газоразрядные и полупроводниковые приборы.

4.1 Полупроводниковые приборы 10 4   4   2
4.2 Фотоэлектронные приборы. 6 2   2   2
4.3 Электронно-лучевые трубки 6 2   2   2

Раздел 5 Электронные выпрямители, усилители, генераторы.

5.1 Выпрямители 12 4   2   6
5.2 Усилители 12 2   2   8
5.3 Электронные генераторы. 15 4   2   9
Всего 135 34 - 34 - 67

Содержание программы.
Перечень тем для самостоятельного изучения
с указанием литературы имеется в библиотеке ДонТЭК.
Вопросы для самоконтроля




Раздел 1 Электрические цепи постоянного тока

№ п/п Тема Литература
1 1.1 Электрическое поле. Определение и графическое обозначение поля; его параметры: напряженность, напряжение, потенциал. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Закон Кулона. Электрическая емкость. Конденсаторы:строение, принцип действия, способы соединения, графическое условное обозначение на схемах (ГУП)   [1] гл.1; §1-3
2 1.2 Электрические цепи постоянного тока. Источники питания, потребители энергии. Работа и мощность тока. Методы расчета цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа. Схемы соединения сопротивлений. [1] гл.2; §11-13
3 1.3 Электромагнетизм Магнитное поле электрического тока: графическое изображение, характеристики, электромагнитная сила Правило буравчика. Взаимодействие между проводами с током: а)направление тока разное; б)направление тока. Намагничивания и перемагничивания тел. Магнитная проницаемость. Явление гистерезиса. Магнито-твердые и магнито-мягкие тела. Электромагнитная индукция. Движение проводника в магнитном поле. Самоиндукция. Взаимоиндукция. Действие генератора и двигателя. [1] гл.3; §1-3 [2] гл.3; §9-10 [3] гл.3; §4-8 [4] гл.3; §11-13

Задания:

1. Рассчитать задачу номер 1. (индивидуальная задача на тему: цепь постоянного тока для каждого студента 30 вариантов.)

2.Расчитать задачу номер 2. (индивидуальная задача на тему: электромагнетизм для каждого студента 30 вариантов.)

3.Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте Первый закон Кирхгофа.

2. Охарактеризуйте Второй закон Кирхгофа.

3. Назовите Способы соединения сопротивлений.

4. Дайте определение правилу буравчика.

5. Сделайте сравнительную характеристику ферро магнитных материалов.

6. Охарактеризуйте электромагниты.   

7. Дать определение магнитной цепи.

8. Что называют электромагнитной индукцией.

4.Ответить на тесты:

4.1. Направление силы Лоренца определяют по:

а) Правилом буравчика;

б) Правилом правой руки;

в) Правилом левой руки;

г) Все ответы верны.

4.2. Векторная величина, которая определяет силу, действующую в данной точке поля на движущиеся электрические заряды, и действие поля на тела, обладающие магнитными свойствами?

а) Магнитный поток;

б) Магнитная индукция;

в) Магнитное напряжение.

4.3. Правило левой руки:

а) Если расположить левую руку таким образом, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь и четыре вытянутых пальца совпадали с направлением тока, то отогнутый под прямым углом большой палец покажет направление электромагнитной силы;

б) если расположить левую руку таким образом, чтобы линии магнитной индукции выходили из ладони и четыре вытянутых пальца не совпадали с направлением тока, то отогнутый под прямым углом большой палец покажет направление электромагнитной силы;

в) Если расположить левую руку таким образом, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь и четыре вытянутых пальца совпадали с направлением тока, то отогнутый под прямым углом большой палец покажет направление магнитной индукции.

4.4. Имеют свойство намагничиваться на встречу внешнему магнитному полю. Диамагнитные тела отталкиваются от полюсов магнитов, выталкиваются из неравномерного магнитного поля, а в равномерном магнитном поле стремятся расположиться перпендикулярно направлению магнитных силовых линий. Веществом с наиболее ярко выраженными диамагнитными свойствами является висмут:                        

а) Ферро магнитные вещества;

б) Парамагнитные вещества;

в) Диамагнитные вещества;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: