Регистры певческого голоса

И физиологические механизмы их формирования.

С точки зрения физиологии различная форма и расположение голосовых складок ведут за собой и различные типы их колебаний. А форма колебаний складок оказывает существенное влияние на тембр голоса.

В 1877 году Иоганн Мюллер в своей работе «Исследования над односторонне колеблющимися свободными перепонками и отношение их к человеческому голосовому органу» доказал, что фальцетные тоны происходят не от полных колебаний голосовых складок, а от частичных, колеблются лишь края голосовых складок, тогда как при низких, грудных звуках, тоны производятся колебаниями голосовых складок всей их массой. Ощущение резонирования фальцетного звука – в голове, поэтому нередко фальцетный регистр называют головным.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами – это грудной и головной (фальцет).

 Усовершенствование методики исследования принесло науке новые данные. Было установлено, что колебания голосовых складок при грудных звуках сотрясают их всей массой и на всю ширину при полном замыкании голосовой щели по средней линии.

При фальцетном звуке эта линия принимает веретенообразную форму и представляется при рассмотрении в ларингоскоп более тёмной. При дальнейшем повышении тона в фальцетном регистре веретенообразная щель между голосовыми складками постепенно становится всё короче и уже, одновременно всё более продвигаясь к передней половине её.

При грудном регистре фоническая щель имеет форму прямой линии. Которая при каждом возвращении голосовых складок в исходное положение сомкнутого состояния после их приподнятия кверху и кнаруже вновь восстанавливается. В этот момент щель полностью закрывается.

 В фальцетном регистре щель ланцевидно раскрыта и черна, потому что выгнутые кнаружи края складок при обратном движении не соприкасаются. Эти основные различия в механизмах образования грудного и фальцетного регистров объясняются тем, что в первом случае голосовой мускул активно напряжён, тогда как во втором этого нет. В результате исследований установлено, что в грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном потоку воздуха. Они более толстые и широкие, чем в фальцетном регистре, где они становятся более длинными, узкими и тонкими у краёв. Направление колебаний утончённых краёв голосовых складок при фальцете почти совпадает с направлением воздушной струи. Края складок при этом отодвигаются вверх и вбок.

При фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный импульс воздуха, в остальную же часть периода складки плотно сжаты. Периодическое следование таких толчков дает звук богатый обертонами. При таком звуке передняя грудная стенка даёт сильное дрожание ощутимое рукой, почему этому типу голоса и дано название грудного регистра.

В фальцетном регистре наблюдаются колебания только в крайней зоне, на протяжении нескольких миллиметров от края голосовой щели. Полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент фазы наибольшего сближения складок. Фальцетный голос вследствие этого небогат обертонами, совсем нет высоких обертонов, поэтому он звучит очень мягко. Дрожание грудной стенки также не получается. Ощущения резонирования фальцетного звука – в голове, поэтому его ещё называют головным регистром.

Механизму формирования различных регистров у детей соответствуют разные типы настроя гортани – полный и краевой. В основе этого лежат два типа регулировки голосовых складок – по их длине и по толщине. Активную роль в этом процессе играет величина воздушного потока и степень приведения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны. Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие. Поэтому облегчается работа голосовых мышц. сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования придает звуку полноту и красоту.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: