Методические рекомендации работы педагога-психолога с детьми с ранним детским аутизмом

 

Одна из главных задача педагога-психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

· преодоление аффективной патологии,

· установление контакта с аутичным ребенком,

· формирование целенаправленной деятельности,

· усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата. И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова “закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить.

Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы: Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы. Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении. Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний). Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому, воспитывая ребёнка-аутиста, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно. Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок, кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить отклонения в поведении. Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутистов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта. Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей с РДА повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними. Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью. Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка

взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и

сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от психолога

умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и

использовать это в коррекционной работе основных психологических

процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему

будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение

его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы,

на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например,

если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать

переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо

способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать

карточки с описанием последовательных действий.

Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо

опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить

пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную

терапии, игры с водой. Необходимо отметить важный момент: каждую игру

или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления

результата. И, несомненно, психолог должен настроиться на долгую и

терпеливую работу с аутичным ребенком. Если после установления контакта

специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова

“закрыться”, “уйти” в свой мир. Неизбежно и появление у него новых

страхов, углубление его аутизма.

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в

зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же

можно выделить.

 Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

 Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

 Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место

отводится психолого-педагогической работе. Медикаментозное лечение во

многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратовнедопустимы.

 Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

 Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но

особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузкаприходится не на специалистов, а на родителей.

 Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образноговорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).

 Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе

индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

 Понять ребёнка и работать с ним - это трудно для любого родителя. Дети,

больные аутизмом, требуют ещё большего внимания и заботы, поэтому,

воспитывая ребёнка-аутиста, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

 Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется

больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много

внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя

некомфортно.

 Позвольте маленькому человеку самому составить расписание прогулок,

кормлений, сна, игр. Навязанный родителями режим дня, правильный с точки

зрения физиологии, может негативно сказаться на психике малыша и усилить

отклонения в поведении.

 Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил

задание. Большинство детей-аутистов не помнят того, что произошло вчера, и

вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.

 Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому

боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам,

даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей

стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.

 Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей с РДА повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.

 Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью.

 Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: